№ 40 (3668) 11.10.2017

ОТЧЁТ, ОПЯТЬ ОТЧЁТ? ДЕВЯТЫЙ ВАЛ БУМАГ

За сокращение документов, отовсюду требуемых от учителей, выступает краевая организация Профсоюза образования

Современные педагоги гнутся и стонут под объемом справок, информаций, статотчетов и прочего, прочего, что они должны ежемесячно, еженедельно, чуть ли не ежедневно представлять в вышестоящие органы и организации, имеющие порой весьма отдаленное отношение к образованию.

А должны ли? Этим вопросом задались в Ставропольской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ. И решили помочь учителям избавиться от избыточной отчетности. Данную проблему обсудили на днях в СКФУ в ходе круглого стола, за который пригласили представителей минобразования и молодежной политики края, краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, педагогов, методистов, директоров и завучей, представителей органов управления образованием районного и городского уровней, профсоюзных активистов — всего свыше ста человек.

Обязанность учителя – учить и воспитывать. Но времени на это остается все меньше. По статистике, учитель загружен 46 часов в неделю. Из них практически треть — 15 часов — приходится на работу с отчетностью. А ведь нужно еще давать знания, опрашивать учеников, проверять домашние задания и контрольные работы. О задушевных беседах с ребятами и факультативных занятиях по любимому предмету в этих условиях неудобно даже вспоминать.

Разумная достаточность

За разумную достаточность в отчетности, которую ведут учителя, высказалась профсоюзный лидер работников образования Ставрополья Лора Манаева: «Президент РФ Владимир Путин еще в 2015 году дал поручение разобраться с избыточной отчетностью. Некоторые меры предприняты, но нагрузка на учителей остается запредельной».

«Нужно разумно сочетать с учительской практикой цифровые технологии. Тема режима рабочего времени, объема нагрузки педагогических работников более чем актуальна. Мы в СКФУ в бумагах просто погрязли. Хотя бы на 10 процентов сократить вал запросов и петиций из руководящих органов, а силы и время направить на образовательную деятельность», — поддержал ее проректор СКФУ по учебной работе Валентин Шипулин.

«Задача Профсоюза — сохранить и защитить отвоеванные некогда права и свободы», — продолжила Лора Николаевна. Она подчеркнула, что у Профсоюза и минобра разное отношение к деятельности учителей. Чиновники действуют с точки зрения, что учитель им должен и все время что-то делает не так, а профсоюз хочет понять, что учителю нужно и как обеспечить, чтобы все делалось как надо.

В частности, важно обеспечить наличие четко прописанных должностных инструкций. Причем документы должны быть персонифицированы и учитывать конкретные обстоятельства той или иной школы и именно этого учителя. В должностных обязанностях учителя на первом месте должна стоять работа с учеником. Ведение отчетной документации — это больше обязанность администрации, отмечает Манаева. Вместе с тем «девятый вал» бумаг захлестнул школы настолько, что ценится уже не реальный результат, а умение отчитаться. Имитация обесценивает учительский труд.

Не слова, а законы

Разговор состоялся откровенный и принципиальный. Выступавшие отметили риски перехода на электронную форму отчетности: поломка техники, отсутствие Интернета, нехватка квалифицированных учителей информатики. Но вместе с тем согласились, что основным источником информации о деятельности образовательных учреждений должны стать официальные сайты. А за их обновлением школы должны следить сами. Это проще, чем строчить многочисленные отчеты об одном и том же в различные инстанции. В то же время ответственных за ведение школьных сайтов нужно специально системно обучать, знакомить их с требованиями к открытости информации, предъявляемыми со стороны различных ведомств.

Негоже, и когда учитель сам на себя заполняет излишние документы при прохождении аттестаций. По итогам работы круглого стола была принята Резолюция с конкретными предложениями к министерству образования и молодежной политики Ставропольского края, Ставропольскому краевому институту развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, руководителям органов управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, руководителям образовательных организаций, профсоюзным активистам.

Краевая организация профсоюза работников образования в первом полугодии 2018 года проведет мониторинг по вопросам привлечения учителей к сбору информации, не связанной с исполнением ими должностных обязанностей и не предусмотренных трудовыми договорами.

На сайте краевой организации планируется открытие специализированной рубрики с полезной информацией по этому вопросу.

Общий вывод. Только совместными усилиями можно освободить учителя от бумажного плена и дать возможность для непосредственной работы с учениками. Качество образования от этого только повысится.

Марина ЧЕРНЫШЕВА

 

Наверх