№ 41 (3669) 18.10.2017

ВПЛОТЬ ДО АКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Чего ждать России после серии «сентябрьских атак»?

Станислав Богословский

Ряд экспертов утверждают, что вслед за телефонным терроризмом, накрывшим разные города страны в минувшем месяце, последуют новые провокации. На чём основаны прогнозы и как готовиться к такого рода «ударам», с читателями «СГВ» делится юрист, политик, один из лидеров «Славянского движения» Станислав Богословский. Известный на Северном Кавказе общественный деятель — о «философском пароходе» и «русском вопросе».

Обстановка накалена

— Станислав Борисович, шквал сообщений о готовящихся терактах коснулся и нашего региона. Говорили, что к акции причастен выходец со Ставрополья, воюющий в Сирии на стороне ИГ, запрещенной в России террористической организации. Эти массовые провокации – примета времени, очередной агрессивный наезд на Россию, за которым последует новый виток напряжённости?

— Атака была реализована масштабно, для этого требовались немалые материально-организационные ресурсы. И, судя по активности действий, они в распоряжении исполнителей были. Версии озвучивались разные – в том числе о том, что звонки о якобы готовящихся взрывах поступали с территории Украины, от причастных к ИГ (запрещенному в России) лиц. Недавно это подтвердили силовики. Понятно, что исходила атака из-за рубежа. Скорее всего, это первая ласточка. Ситуация в России предвыборная, в марте 2018-го — выборы президента. Ключевое политическое событие грядущего года, времени до которого осталось не так много. Обстановка в нашей стране сложная — и экономическая, и политическая. Кризис, санкции, давление с Запада сильное. В том числе информационное. Взять пресловутый американский ролик, где звучат обвинения в адрес нашей страны, основанные на результатах выборов в США: «Нас атаковала Россия». Профессионально сделано. И поток претензий будет расти, найти или придумать повод несложно.

— Многие соотечественники считают, что истерия за океаном, вызванная этой шумихой с итогами голосования, укрепляет позиции России: «Выборы в Штатах «сделаны в Кремле». Негатив же, направленный против нашей страны, разного рода санкции, акции, угрозы по сути должны работать на сплочение внутри страны…

— На самом деле обстановка накалена, нельзя этого не признавать. Немало людей открыто озвучивают свою точку зрения, не совпадающую с официальной. Сформировалась определённая «Угроза «Статьи Два-Восемь-Два». Это своего рода «Дубина для несогласных». Действует статья с 2006-го года, и за это время, насколько я отслеживал статистику по открытым источникам, не было ни одного оправдательного приговора тем, кто привлекался по ней. Периодически поднимаются национальные вопросы, однако по-прежнему нет должного внимания русскому. Власть озвучивает важность возвращения русских в регионы Северного Кавказа, но как это сделать? И результатов нет. Чем в кризис привлекать людей? Чиновники говорят, что русские должны быть на Кавказе, это такой «цементирующий фактор», а что на деле? На Ставрополье инициативы по переселению соотечественников с Донбасса и из Киргизии оказались болтовней. По большому счёту, говорильня даёт обратный результат – люди перестают верить. К тому же есть печальный опыт вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, оставшихся ни с чем. Надо хотя бы понемногу, пошагово пытаться возвращать доверие… В первом же ряду проблем — социально-экономическая ситуация. Люди откровенно нищают, бОльшая часть населения теряет в доходах. Сокращаются рабочие места, снижаются заработки. Почва для разного рода «вбросов» более чем благодатная. Люди выезжают в другие страны как по экономическим, так и по политическим причинам.

Вернётся человек с ружьём

— Но миграция была во все времена, сколько существует человечество. Всегда были те, кто искал лучшей доли за пределами родных мест. На то были самые разные причины – от природных катаклизмов и эпидемий до личных амбиций и массовых гонений…

— 95 лет назад из советской России выслали почти полторы сотни вузовских преподавателей, деятелей науки, культуры. «Философские пароходы» из Одессы и Севастополя, а затем два поезда на Ригу и Берлин увезли из СССР неугодных действующей власти знаковых ученых, философов, экономистов, литераторов. Таких, как Николай Бердяев, Питирим Сорокин, Всеволод Стратонов, Валентин Булгаков. Высылка должна была отсечь их влияние на умы молодёжи. Пассажиры «философского транспорта» были настроены в определённом смысле оппозиционно, но мирно, подпольной деятельностью не увлекались. Покинуть Родину их вынудили насильственно, с собой было разрешено взять пару белья, а всё имущество изымалось в пользу государства. Сегодня из страны уезжают достаточно «прожжённые товарищи», популисты. Выводят активы в оффшоры, вполне комфортно оседают в престижных районах Европы. Политически несогласные имеют массу возможностей и поле для широкого общения – в век массовых коммуникаций это элементарно. Покидает Россию много молодёжи. Не факт, что все молодые люди хорошо устроятся на новом месте. Другое дело, что в условиях постоянного давления на Россию политических кругов Запада из земляков-россиян складывается закордонная оппозиция, которая будет взращивать кадры и возвращать их в Россию легально или нелегально для разного рода активных действий. Если социально-экономическая напряжённость в нашей стране будет нарастать, не будет развёрнутого конструктивного диалога с общественностью и внутренней оппозицией, это однозначно используют против России. Обострение внутренних противоречий на руку внешним недругам, потому сентябрьские атаки – только начало. Нельзя исключать угрозу провокаций, в том числе и вооружённых. Это известный, не раз использовавшийся сценарий. Так было в Косово, в Ливии, в Сирии, где проходила насильственная смена режимов. Ничего нового, классика проверенных технологий. «Армию освобождения Косово» формировали из уроженцев Югославии, проживавших за рубежом… Атаки телефонных террористов — прощупывание ситуации, тест для спецслужб, силовых ведомств, власти. Как отреагируют, как сработают, какие сделают выводы. Потому так важно чётко информировать людей, но главное – решать социально-экономические задачи, искоренять социальное неравенство, устранять чиновничий и полицейский беспредел, не загонять проблемы в угол, делая вид, как всё хорошо, а решать, решать, решать. А у нас чаще замалчивают, даже не пытаясь найти выход. Причины видят в людях, высказывающих другое мнение, но борьба с инакомыслящими – не метод, а усугубление проблем.

Плодородное поле для вбросов

— Нет ли здесь преувеличения, нагнетания ситуации? Возможно, это не спланированная неким центром телефонная провокация, как очередной шаг в череде антироссийских акций, а выпад мстителей-одиночек, убеждённых в своей недосягаемости и безнаказанности?

— Вряд ли. Атаки прошли в сентябре, 11-го – годовщина трагедии в США с башнями-близнецами. Посеять панику, проверить реакцию силовых структур, прощупать ситуацию с дальнейшим прицелом. Народ отреагировал довольно инфантильно. Силовики ситуацию отработали формально. Чётких комментариев и выводов не последовало. Людям надо объяснять, что происходит. В противном случае плодятся сплетни, слухи, домыслы. Разъяснять как можно подробнее, прозрачнее, поскольку неопределённость, недосказанность – плодородное поле для информационных вбросов. А это можно расценивать как продолжение атак, но гораздо более серьёзных, «расшатывающих нервы» общества, деморализующих. Это незримо, этого не видно глазом, как трагедии терактов, но последствия могут быть необратимы. Не факт, что удастся их купировать и нивелировать последствия. В наш век Интернета информационные войны могут быть куда опаснее вооружённых столкновений. Что касается последних, история России знает кровавые примеры – 100 лет назад Октябрьский переворот совершили в том числе и силами взращенной в европах оппозиции.

Елена ЕВДОКИМОВА

Рисунок Е. Синчинова

СПРАВКА

«Философский пароход» — собирательное название для двух рейсов немецких пассажирских судов Oberbürgermeister Haken (29 — 30 сентября 1922 года) и Preussen (16 — 17 ноября 1922 года), доставивших из Петрограда в Штеттин (Германия) более 160 насильственно высланных из советской России представителей интеллигенции, включая многих известных философов и мыслителей.

Операция советских властей по насильственной высылке за границу деятелей науки, медицины и литературы была произведена по инициативе В. И. Ленина в 1922 — 1923 годах в рамках борьбы с инакомыслием. Пароходные рейсы из Петрограда были не единственными: высылки осуществлялись также на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию. Высылка носила грубый, насильственно унизительный характер: всем высылаемым разрешалось взять с собой лишь две пары кальсон, две пары носков, пиджак, брюки, пальто, шляпу и две пары обуви на человека; все деньги и остальное имущество высылаемых подвергались конфискации.

(По материалам Википедии).

 

Наверх