№ 42 (3670) 25.10.2017

СВОЕВРЕМЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

Как повысить эффективность внедрения системы ЭВС и сэкономить средства федерального бюджета?

Депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по аграрным вопросам Анатолий Бифов разработал два законопроекта, касающихся изменений в федеральных законах «О ветеринарии» и «О карантине растений». Оба документа внесены на рассмотрение в Госдуму.

Ради упрощения и прозрачности

Анатолий Бифов

Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» разработан для обеспечения повсеместного внедрения и эффективной эксплуатации системы электронной ветеринарной сертификации (ЭВС сырья животного происхождения и готовой продукции. Переход к ЭВС в 2015 г. был обусловлен необходимостью упрощения процесса оформления ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольную государственному ветеринарному надзору продукцию. Кроме того, эта система призвана обеспечить достоверность сведений, содержащихся в таких документах, а также способна проследить всю цепочку перемещения подконтрольной продукции — от момента производства или импорта до конечной точки потребления. При этом положения, предписывающие оформление ветеринарных сопроводительных документов исключительно в электронной форме в соответствии с федеральным законом, вступают в силу с 1 января 2018 года.

Вместе с тем, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, результаты контроля деятельности органов исполнительной власти субъектов России в части внедрения системы ЭВС свидетельствуют о недостаточной готовности ряда регионов к осуществлению ветеринарной сертификации в электронном виде. Основная часть субъектов РФ, по информации Минсельхоза России, имеют средние показатели по внедрению на своих территориях системы ЭВС. Также и по сведениям Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и ряда отраслевых союзов, большинство хозяйствующих субъектов демонстрируют низкий уровень готовности к переходу на систему ЭВС.

Нужна отсрочка

Принимая во внимание позиции заинтересованных органов госвласти и производителей подконтрольной государственному ветеринарному надзору продукции по внедрению системы ЭВС, проектом федерального закона, в частности, предлагается следующее. Во-первых, перенести срок вступления в силу положений федерального закона, предписывающих оформление ветеринарных сертификатов исключительно в электронной форме, с 1 января 2018 года на 1 июля 2018 года. А во-вторых, сохранить возможность оформления ветеринарных сертификатов в бумажной форме для производителей подконтрольной государственному ветеринарному надзору продукции, в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, пожары, массовые заболевания и иные обстоятельства чрезвычайного характера, которые привели к невозможности эксплуатации федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии. То же самое касается и ситуаций отсутствия у товаропроизводителя возможности доступа к телекоммуникационной сети Интернет.

Принятие ГД РФ данного проекта федерального закона предоставит органам государственной власти и производителям продукции дополнительное время для устранения факторов, препятствующих эффективному внедрению и эксплуатации системы электронной ветеринарной сертификации, считает депутат.

Избежать серьёзных последствий

Вторая законотворческая инициатива депутата Госдумы РФ Анатолия Бифова заключается в следующем. В соответствии с Федеральным законом «О карантине растений» с 1 января 2018 года лабораторные исследования образцов подкарантинной продукции, ввоз которой осуществляется в Российскую Федерацию, будет проводиться за счёт средств федерального бюджета. Законопроект предлагает отложить срок вступления в силу указанной нормы до 1 января 2025 года с учётом объективных обстоятельств.

Дело в том, что ежегодно проводится более 830 тысяч экспертиз ввозимой подкарантинной продукции. По оценкам Россельхознадзора, потребуются значительные дополнительные средства из федерального бюджета. Однако в условиях формирования дефицитного бюджета на очередной трёхлетний период существуют риски, что финансирование указанного полномочия не будет обеспечено в необходимом объёме. При такой ситуации диагностировать карантинные объекты, входящие в Единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, станет невозможно. И это приведёт к их распространению на территории страны.

Все эти факторы, как полагает Анатолий Бифов, повлекут за собой серьезные последствия. Снизится урожайность сельхозкультур, произойдет сокращение экспортного потенциала страны. Кроме того, потребуются дополнительные денежные затраты на уничтожение или предотвращение распространения карантинных объектов. Тем более что проведение лабораторных исследований ввозимой подкарантинной продукции за счёт средств федерального бюджета РФ — беспрецедентный в мировой практике случай, когда государство из собственного бюджета оплачивает импортёрам проведение проверки ввозимой ими продукции. По сути, это представляет собой одну из косвенных форм поддержки иностранных производителей.

С учётом изложенного разработан данный законопроект, сохраняющий существующую в настоящее время практику проведения карантинного фитосанитарного контроля ввозимой продукции за счёт средств собственников подка-рантинной продукции. Это, по мнению депутата Бифова, не только способствует экономии средств федерального бюджета, но и полностью соответствует сложившейся международной практике в области карантина растений.

Подготовил Иван КОЛОТОВ

 

 

Наверх