№ 43 (3671) 01.11.2017

КАК МОЛОДЁЖЬ ВОСПРИНИМАЕТ РЕВОЛЮЦИЮ?

В канун столетия Великой Октябрьской социалистической революции в нашем крае проводятся различные мероприятия, посвящённые этой знаменательной юбилейной дате. Городская библиотечная сеть Ставрополя организовала в своих филиалах цикл выставок, открытых уроков и лекций для старшеклассников и студентов.

Посыл от старших…

Библиотекари подошли к организации мероприятий со всей ответственностью: выставили на красочных стендах разнообразные издания художественных произведений, исторических и публицистических трудов, посвящённых трём русским революциям, подготовили богатый иллюстративный материал на мультимедийных носителях.

– Мы рассказали детям не только о самой Октябрьской революции, но и о предпосылках её возникновения: о Первой мировой войне и о Февральской революции, о том, что представлял собой царизм, как жили простые люди на селе и в городах – голодали и нищенствовали, – говорит библиотекарь Зоя Мазникова. – Далее рассказали о том, какие произошли последствия не только для России, но и для всего мира. Показали кратко всю советскую историю до попыток переворотов 1991 и 1993 годов. К сожалению, мы немного ошиблись с выбором целевой аудитории – мы пригласили 9-классников, а они ещё не изучали этот период отечественной истории начала ХХ века. И даже учителя нацелили их на то, что революция несла для всех зло. Мы же представили им это по-другому и увидели много недопонимания. В результате не произошло интерактивной дискуссии – дети были сильно скованы.

– То, что революция была необходима в конце 1917 года – это вопрос бесспорный, – подключается к дискуссии библиотекарь Надежда Николаевна. – Да, переход к построению нового общества был страшным и болезненным, но он был нужным. Поэтому учителя абсолютно не правы, говоря о том, что это было злом. Наша страна получила то, чего не было в прежние времена: была ликвидирована неграмотность, были подняты промышленность и сельское хозяйство, стали процветать города. Благодаря патриотизму и сплочённости народ молодой республики не только поднял экономику, но и победил фашизм в страшной войне. Но это настрой нашего старшего поколения. Ведь нам до сих пор представляется, что мы жили в советской стране, как в раю. Молодёжь воспринимает это совсем иначе.

… и ответ от младших

Да, юным гостям мероприятий, проходящих в эти дни не только в библиотеках, но и в музеях, школах, вузах, трудно бывает сформулировать своё отношение к событиям столетней давности, но всё-таки некоторые из них высказали своё мнение о революции.

Артём Харитонов, 14 лет, учащийся 8-го класса 32-й школы:

– Революция в моём понимании – это резкий скачок в развитии общества, чаще всего от регресса к прогрессу, но иногда и обратно. На момент октября 1917 года это было очень рискованно, так как верховная власть и буржуазия могли привлечь армию и полицию на подавление восстания. Как и любое другое восстание, Октябрьская революция принесла с собой кровопролитную Гражданскую войну. С другой стороны, я всецело поддерживаю революционеров, так как целью их восстания стали свобода, равенство и братство.

Кирсан Шевченко, 15 лет, учащийся 9-го класса 18-й школы:

– Я думаю, революция была нужна, потому что большевики видели последствия двух первых русских революций и то, что состояние народа было плачевным. Поэтому они совершили эту революцию, чтобы в страну не пришёл тотальный крах. Плюс кризис, вызванный Первой мировой войной. Хотя перед войной в России были хорошие экономические показатели, но состояние жизни простого народа было плохое. Те же крестьяне не имели практически никаких прав и собственности, а рабочие трудились за гроши. Я немного увлекаюсь историей, и темы разных революций интересны мне – нужно знать все хорошие и плохие моменты, чтобы не повторить их в будущем.

Нарина Балуянц, 22 года, выпускница Гуманитарного института СКФУ:

– Революция в моем понимании – это глобальные резкие перемены, спровоцированные насильственным путём, без добровольных содействий. Мнение народа в такое время чаще всего не осмысливается властью, а мнение правительства не учитывается народом вовсе. Грубо говоря, общество становится заложником интересов посторонних людей у власти. Безусловно, как и во время любых политических и социальных перемен, идеи несли плюсы и минусы. Сложно представить судьбу страны без этих исторических событий, поэтому и трудно судить о целесообразности революции. Я думаю, она порождала действительность, которая подтверждала у одних прогрессивные взгляды, а у других – чувство несправедливости. Впрочем, даже историки расходятся во мнении, а человек, воспитанный в новом веке, не сможет оценить это событие в полной мере.

Как видим, представители молодого поколения воспринимают революцию неоднозначно, но чаще всего их суждения могут показаться наивными или скопированными со слов учителей и учебных пособий. Жаль, что лишь немногие имеют желание поразмышлять и высказаться на эту тему. Большинство же, к сожалению, остаётся равнодушным…

Андрей КОЗЛОВ

 

Наверх