ОХРАННАЯ ГРАМОТА ДЛЯ ПРИРОДЫ ГОРОДА
Вокруг Ставрополя будет создан «зелёный щит» площадью в 4 тысячи гектаров
В краевом центре прошли общественные слушания по вопросу создания защитного «зелёного пояса», организованные Общественной палатой Ставрополья при поддержке регионального отделения Общероссийского народного фронта. Ведь именно активисты ОНФ выступили в своё время с инициативой сохранения существующих и высадке новых «зелёных щитов» вокруг крупных городов страны.
Как рождался важный закон?
Более четырёх лет назад наша землячка Ольга Тимофеева и другие депутаты Государственной Думы РФ выступили с инициативой принятия закона о создании «зелёных поясов». Процесс подготовки законопроекта шёл сложно – мешало сильное лобби со стороны бизнес-структур, которым не выгодна смена правового статуса многих лесных насаждений. Но всё-таки победа была на стороне законодателей, пекущихся об экологической безопасности, и с января этого года закон, подписанный президентом, вступил в силу. И как утверждает заместитель председателя Госдумы, сопредседатель Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева, хозяйственная деятельность в рекреационных зонах ограничивается, общественники берут эти территории под свой экологический контроль.
– Сегодня, когда леса не стоят на кадастровом учёте, когда нет чётких границ и правового статуса лесов, и таких коллизий очень много, стало понятно, что леса вокруг крупных городов, таких как Ставрополь, Пятигорск, Невинномысск, это очень лакомые кусочки для застройки торговыми комплексами, частными дачами. И для того, чтобы сохранить огромные природные «лёгкие» наших городов, Госдумой принят закон о так называемом «зелёном щите». Он предполагает, что в каждом субъекте федерации вокруг крупных городов могут создаваться «зелёные пояса». Они будут включать в себя городские леса, федеральные леса, парки и скверы, на которых запрещено вырубать, строить, кроме объектов для социальных нужд – больница или дорога, но при условии тотальной компенсации: посадить деревья в таком же объёме, сколько вырублено. В течение двух лет создание «зелёных щитов» идёт с большими усилиями, потому что большое количество бизнеса, особенно строительных компаний, не желают расставаться с участками земли, которые по факту являются лесом, но находятся в частной собственности. И когда мы говорим, что там будет запрещено любое использование леса кроме прямого назначения, это вызывает жесточайшее противостояние. Общественники ОНФ в крае поняли, что может стать «зелёным щитом». Мы пригласили экологов, лесников, юристов, прояснивших правовой статус той или иной территории. Мы передали эти данные в Общественную палату СК с надеждой на то, что при тотальном экспертном контроле, когда к этой проблеме будет привлечено огромное количество людей, имеющих к этому непосредственное отношение, мы действительно сможем создать «зелёные лёгкие» вокруг Ставрополя. И хотелось бы, чтобы следом пошли другие крупные города, и в первую очередь Кавминводы, где многие уникальные природные зоны давно разбазарены, застроены и находятся в частных руках, – заключила Ольга Тимофеева.
Правоприменение на местном уровне
Процедура применения федерального закона о «зелёном щите» в регионе такова: Общественная палата Ставропольского края проводит общественные слушания, и в случае одобрения создания зелёного пояса (забегая вперёд, скажем, что одобрение городского актива получено единогласно) ходатайство о законодательной инициативе направляется в краевую Думу. При принятии такого решения уполномоченному органу – министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды края – предоставляется 180 дней для установления границ лесопаркового «зелёного пояса». На всех этапах подготовки законопроекта за ним ведётся общественный контроль. А он уже сталкивается с некоторыми препонами.
– Хочу акцентировать внимание, что при подготовке общественных слушаний выявилась такая тенденция, что, к сожалению, несмотря на данное в федеральном законе легальное определение у многих отсутствует понимание, что такое лесопарковый «зелёный пояс», – рассказывает председатель Общественной палаты Ставрополья Николай Кашурин. – Лесопарковый «зелёный пояс» – это зона с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты, природные ландшафты и территории зелёного фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. Но мы пришли к выводу, что закон «сырой», поскольку на практике возникают проблемы. Отсутствуют нормы об определении границ лесных насаждений и внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Подзаконные акты, регламентирующие данную процедуру, отсутствуют. Также требует детальной проработки вопрос о включении в «зелёный щит» территорий, которые находятся у граждан и юридических лиц в собственности, аренде или на ином праве. Сегодня закон предусматривает, что в таком случае их права не прекращаются, но на практике они могут быть ограничены. В связи с этим мы поставили себе цель в ходе общественных слушаний не только организовать обсуждение внесённого ходатайства, но и выработать предложения по совершенствованию действующего законодательства.
В ближайшее время рабочая группа по изучению вопросов создания «зелёного щита» продолжит свою деятельность. Ведь в ходе общественных слушаний возникли вопросы о статусе и границах некоторых участков, предлагаемых для включения в «зелёный пояс». Поэтому необходимо произвести ряд серьёзных уточнений перед тем, как передать ходатайство о законодательной инициативе в краевой парламент.
Андрей КОЗЛОВ
КСТАТИ
В нашей стране о создании защитных «зелёных поясов» задумались в далёком 1935 году, когда планировалось расширение территории Москвы, и был введён запрет на вырубку лесных насаждений на присоединяемых землях и в близлежащих районах Подмосковья. Таким образом, вокруг столицы была образована 70-километровая защитная зона. Инициаторы закона о «зелёном щите» из ОНФ изучили этот исторический факт, а также мировой опыт.
Сегодня в стране уже идёт процесс создания «зелёных поясов» вокруг крупных городов. Законодательные собрания четырёх регионов уже приняли положительные решения по итогам общественных слушаний. Так, в конце октября «зелёные щиты» были созданы в Ярославской и Кировской областях. Немного раньше – в Воронежской и Смоленской областях. Но есть регионы, где от этой идеи отказались – это в основном Урал, Сибирь и Дальний Восток, где много лесов и экологическая обстановка не так критична, как в европейской части России. Всего рассмотрение вопроса идёт в 50 субъектах федерации.
МНЕНИЯ
Рациональные предложения
Важные мнения и инициативы активно высказывали участники общественных слушаний: представители государственных и муниципальных органов власти, политических партий и общественных экологических организаций, учёные и практики.
Председатель регионального отделения «Общественного экологического контроля России», руководитель общественного совета при министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды СК, эксперт ОНФ Владимир Емельянов:
– Если лесные участки имеют высокую степень природоохранной защиты, то при включении в «зелёный пояс» для них сохранится прежний режим. А если не имеют, то мы сможем придать им статус особо охраняемых территорий. Всё это должно быть сделано во время установления их границ. Также в процессе изучения проблемы было выявлено, что есть участки общего пользования с лесными насаждениями, и второстепенный вид их использования – под застройку. Включение данных участков в лесопарковый пояс даст возможность исключить такое двойное назначение. Это очень важный момент, который будет полезен также и для Кавказских Минеральных Вод.
Заместитель председателя регионального отделения Российской экологической партии «Зелёные» в Ставропольском крае Василий Авдеев:
– Когда перед городом и краем ставятся задачи по экономическому росту, расширению производственных мощностей, жилищному строительству, то забывается о пагубном влиянии всего этого на окружающую среду. Поэтому министерство экономразвития при решении вопросов о выделении инвестиций, создания промышленных площадок и т.д. должно тщательнее подходить к экологической экспертизе и ставить её во главу угла. Сопутствующими факторами экономического прогресса оказываются проблемы безопасной и комфортной жизнедеятельности, риск ухудшения здоровья, влияние на рождаемость и продолжительность жизни.
Директор Ставропольского ботанического сада, кандидат сельскохозяйственных наук, эксперт ОНФ Владимир Кожевников:
– Так как Ставрополь находится на высоте 400–600 метров над уровнем моря, то более 200 дней в году здесь «гуляют» ветры, которые наносят непоправимый вред ландшафту. Поэтому в своё время высаживались защитные лесополосы, снижающие силу ветра, даже на уровне в 10-20 раз выше растущих там деревьев. В 1950-1960-е годы они сыграли важную роль для образования экологического ландшафта. Подбирался широкий ассортимент деревьев от быстрорастущих и маложивущих, таких как тополь чёрный, до долгорастущих, как дубы и клёны. Эти лесополосы способны самовосстанавливаться. Поэтому необходимо сохранять оставшиеся полосы леса (именно так правильно говорить с точки зрения ботаники) и высаживать новые. И дело не только в защите от ветра. Например, одно растение ясеня в возрасте 50 лет даёт столько кислорода, сколько необходимо для дыхания двух человек в течение года. Нетрудно посчитать, сколько людей мы лишаем возможности дышать, вырубая деревья.
Доцент кафедры социально-экономической географии, геоинформатики и туризма Института математики и естественных наук СКФУ, кандидат географических наук Андрей Скрипчинский:
– Лесополосы также закрепляют оползневые и водоохранные зоны. Но застройщики часто вырубают их, хотя они не всегда мешают строительству. В рекламе новостроек в качестве главного преимущества преподносится развивающаяся социальная инфраструктура. Однако почему-то ни один застройщик не говорит, что продаёт квартиры или коттеджи рядом с зелёными насаждениями. Хочется поменять ситуацию, чтобы на стадии проектирования архитекторы вписывали ландшафт в будущие кварталы. Этот опыт существует в Европе, сейчас его активно развивает и Китай. Давайте внедрять его и на нашей земле.
Заместитель председателя регионального отделения Общероссийского экологического общественного движения «Зеленая Россия» по Ставропольскому краю Виктор Ильинов:
– Есть научные разработки – расширить лесополосу в три раза и, помимо экологической, внести в это коммерческую составляющую, то есть буквально через 40-60 лет эти лесополосы могут быть использованы для производства древесины в промышленных масштабах, что частично заменит вырубку естественных лесов.