ЧТОБ НЕ ПРОПАСТЬ ПООДИНОЧКЕ
16 ноября российские проектировщики в тринадцатый раз отметят свой профессиональный праздник, объединяющий «дирижеров» стройки, определяющих вид, функционал и качество будущих объектов, будь то дом культуры, спортивная арена, жилой дом или комплекс.
Хороший проект сокращает сроки строительства, удешевляет возведение и эксплуатацию объекта, в том числе и за счет применения новых технологий и материалов. Важно и соответствие строений современным нормативным требованиям. Все это требует от специалистов постоянного обновления знаний. Потенциальный заказчик ищет профессионалов, чтобы ошибки проектировщиков потом не аукнулись фатальными последствиями. Проектным организациям также непросто работать в штормовом море рынка в одиночку. Кроме того, кто-то должен следить за мировыми тенденциями и задавать направление развития отрасли. Законодатель предложил специалистам объединяться в саморегулируемые организации (СРО).
Линия защиты
Почти восемь лет назад около двухсот проектных организаций СКФО, включая малые архитектурные и проектные мастерские, объединились в Саморегулируемую организацию Союз «Проектировщики Северного Кавказа», чтобы сохранить проектную школу, гарантировать качество работы, идти в ногу со временем.
«Задумались о происходящей смене кадров и предложили СКФУ ввести вторую защиту дипломов не перед государственной комиссией, а в присутствии профессионалов. В учебный процесс мы не вмешиваемся, вторая защита проводится не для всех, а на добровольной основе, причем устраиваем ее после основной, когда решения о выдаче дипломов уже приняты и студенты ничем не рискуют. Проводили ее уже дважды. Часть выпускников сразу получила реальные предложения от работодателей, а СРО разместила на своем сайте фамилии ребят, успешно прошедших вторую защиту», — рассказал «СГВ» президент СРО Союз «Проектировщики Северного Кавказа» Алексей Коллеганов.
«Работодатели могут провести открытое резюме и найти толковых ребят. Подспудно также решаем важнейшую задачу обратной связи вузовского образования и отрасли. Вопросы по проектам задают руководители проектных организаций, а преподаватели кафедр слушают, на каких аспектах заостряются профессионалы-практики, чтобы затем вносить коррективы в учебный процесс. Но это наша инициатива, никем не узаконенная партизанщина», — делится Алексей Коллеганов.
Он считает, что СРО не должна подменять государственную аттестационную комиссию, выдавать сертификаты. Иначе — зачем дипломы? Однако саморегулирование нужно, чтобы формировать образованию заказ. И надеется, что минстрой выйдет из пике непрерывных реорганизаций и подключится к ликвидации разрыва между практикой и теорией, а вузы будут согласовывать с отраслевиками учебные программы.
Кандидат наук Алексей Коллеганов недоумевает по поводу перевода строительной отрасли на Болонскую систему образования, по которой вузы уже не выпускают инженеров, а только бакалавров и магистров. Это не стыкуется с Трудовым кодексом. В классификаторе для работодателя нет таких должностей. Нет их и в создаваемом Национальном реестре главных инженеров проекта (ГИП) и главных архитекторов проекта (ГАП), а вовсе не главных магистров.
Право на работу
Своеобразная «всероссийская перепись проектировщиков» проводится в стране с большим перенапряжением и в крайне сжатые сроки. Проектные организации должны включить в Национальный реестр ГИП и ГАП своих работников, чтобы получить допуски к работе, но из-за нестыковок законодательства нередко возникают проблемы, рассказал генеральный директор СРО Союз «Проектировщики Северного Кавказа» Владислав Ярмаркин. И вместо генерации идей Союзу приходится защищать интересы организаций, которые он объединяет, и отбиваться от то и дело возникающих несуразиц.
Столкнулись, например, с отказом в праве на профессию серьезному специалисту, который 15 лет отработал после архитектурного колледжа, имеет реальные проекты, а затем получил высшее образование и продолжает проектировать. Мастера своего дела не включают в Национальный реестр, не засчитывая время работы со средним профобразованием. В трудовой стаж засчитывают, а в профессиональный нет. Не парадокс? Другая история с уникальным и очень востребованным выпускником специальности «физика горных процессов». Не включили ее в классификатор. И специалиста теперь невозможно включить в реестр. За них Союз проектировщиков теперь бьется на разных уровнях.
Алексей Коллеганов и Владислав Ярмаркин гордятся тем, что Союзу проектировщиков ни разу не пришлось прибегать к компенсационному фонду. Дело в том, что СРО материально отвечает перед заказчиком за своих членов в случае проектной ошибки. Если сам виновник не в силах полностью компенсировать промах, подключается СРО, а потом уже решает вопросы со своим членом.
Минимизация подобных случаев объясняется просто: в Союзе «Проектировщики Северного Кавказа» — достаточно серьезные требования.
Членство в СРО изначально предполагает подтвержденный профессионализм его участников и накладывает на них повышенную ответственность.
Марина ЧЕРНЫШЕВА
Фото автора
реклама