СВИДЕТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ДОПЕТРОВСКИХ ВРЕМЁН
Почему Ставропольский изомузей уделяет внимание казакам-некрасовцам?
В Левокумском районе на базе Новокумского филиала музея казаков-некрасовцев Ставропольского краевого музея изобразительных искусств в ноябре состоялась IV Международная научная конференция, которая была посвящена проблеме самоидентификации этноконфессиональных групп в современном мире и их роли в сохранении уникальных и исчезающих культур. Она собрала крупнейших российских и зарубежных ученых в вопросах изучения этноконфессиональных групп, их исторического и современного опыта сохранения идентичности.
Высокий статус научного собрания своим посещением подтвердили приехавшие доктора и кандидаты наук из Центра русского фольклора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Института славяноведения РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова и других российских и зарубежных университетов.
Уникальное явление
В Левокумском районе проживает более 600 казаков-некрасовцев и их потомков, из которых на сегодняшний день около 60 человек являются подлинными носителями нематериальной культуры допетровской эпохи — богослужебно-певческих традиций Русской православной старообрядческой церкви, материальной и духовной культуры, своеобразного фольклора, диалектной лексики. Ученые считают, что подобного явления среди старообрядцев в мире нигде нет. Непростая история донского казачества корнями своими уходит к далёкому XVIII веку, когда Игнат Некрасов, активный участник Булавинского восстания, поднял казаков Верхнего Дона и «новоприходцев» (беглых крестьян из Центральной России) на защиту вольностей и свобод против императора Петра Первого. После разгрома восстания и гибели Кондрата Булавина он увел казаков за границу. В течение более 250 лет они жили на чужбине, но смогли сохранить свой уклад, традиции, костюмы и язык. Их фольклорное наследие — это знание обычаев, обрядов, сохранение ярких диалектных особенностей речи, подлинных образцов крестьянской одежды, доставшихся от отцов и матерей.
Наш регион многонационален, в нём проживает более ста народов и национальностей. Сегодня вопросы развития этнической толерантности в многонациональных регионах являются важными для страны. О прошедшей конференции, о ресурсном потенциале комплекса казаков-некрасовцев и о мнениях ученых по вопросу изучения их нематериального культурного наследия рассказала на пресс-конференции директор Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Зоя Белая:
— Перед конференцией у меня с одним из достаточно известных официальных лиц в крае состоялся разговор. Он сказал: «Ставрополье — многоконфессиональная территория. Почему такое пристальное внимание вы уделяете именно казакам-некрасовцам? Мало кто хочет вникать в проблемы старообрядческой церковной культуры». Когда собираются ученые, посвятившие свою жизнь богослужебно-певческой культуре, изучению старообрядчества и, в общем — исчезающим этносам, которых интересуют традиции, истоки древнего, и ты видишь их увлеченность, то начинаешь думать, что, наверное, в крае за 55 лет присутствия здесь казаков-некрасовцев что-то не сложилось по отношению к ним. На мой взгляд, наш краеведческий музей не взялся за некрасовцев так, как изначально это сделали Ростовский и Старочеркасский краеведческие музеи. Загадка для меня и то, почему среди наших ученых гуманитариев, аспирантов кафедр и т.д. не оказалось лиц, заинтересованных в нацеленном изучении их уникальной культуры.
Монография на 1000 страниц
СКФУ начал заниматься изучением говора казаков-некрасовцев только с 2008 года. Изомузей познакомил своего постоянного куратора, начальника отдела филологии и искусствоведения Фонда фундаментальных исследований Н.Г. Денисова с профессором СКФУ В.М.Грязновой. В 2016 году московским издательством «Языки славянской культуры» опубликована монография «Говор казаков-некрасовцев Ставропольского края». Опубликованный научный труд открыл читателю мир русского человека, живущего в 21-м веке, но мыслящего и говорящего, как люди допетровской эпохи. Более 1000 страниц описывают говор социально-конфессиональной группы русского этноса — старообрядцев казаков-некрасовцев. Изданной монографией подведена черта под теми исследованиями, которые проводила профессор Грязнова и другие преподаватели кафедры, аспиранты, студенты. Ценность издания заключается также в том, что в ней есть приложения — тексты и записи речи носителей говора, есть имена и фамилии казаков, рассказывающих о своей жизни в Турции, обычаях и обрядах. Очень много места посвящено некрасовской кухне. Есть записи, в которых повествование излагается только на говоре казаков-некрасовцев. Когда на конференции аспиранты вышли на сцену и зачитали некоторые выдержки из воспоминаний казачек и казаков-некрасовцев, то в зале образовалась тишина. Некрасовцы впервые услышали свою поэтическую речь из уст молодых девушек, которая у них самих вызвала невероятный интерес.
На всё нужны деньги
— К сожалению, многие носители уже ушли из жизни, — говорит Зоя Белая. — Другие находятся в преклонном возрасте, что-то забывают, путаются в датах и событиях. Возникает вопрос о полной музеефикации накопленного багажа. Это большая и серьезная работа, которая требует профессионализма. Необходимо нарабатывать опыт, готовить специалистов-этнографов, которые бы понимали, что и как нужно делать. Опубликовано огромное количество статей. Сами мы хоть и знакомимся с ними, но совершенно отсекаем все, что связано с некрасовцами, живущими в Краснодарском крае и других регионах страны, в том числе и в бывших союзных республиках. Важно собрать воедино все то, где речь идет о казаках-некрасовцах Ставрополья. Сейчас это в основном записи и исследования москвичей, в том числе результаты фольклорного пения, которые также хранятся в архивах Москвы и Санкт-Петербурга. Именно эти материалы должны стать предметом дальнейшей разработки показа наших экспозиций. Для этого требуется вложение денег.
Все чаще и чаще общественность Ставрополья поднимает вопросы формирования исторической преемственности на основе изучения многообразных традиций. Но как представлять нематериальное культурное наследие сегодня, в принципе никто не знает. На данном этапе изомузей погружен в эту тему. В ходе конференции в Новокумском многие из гостей, известных ученых, подходили к Зое Белой и говорили: — Вы на правильном пути, все сделали правильно — есть исторический аспект, есть духовный… Но изомузей — не профильное учреждение.
Весь собранный музеем изобразительных искусств материал рассказывает о приезде некрасовцев на ставропольскую землю, о том, как они здесь поселились и работали, как были организованы фольклорные коллективы, получившие широкую известность в крае, стране и за рубежом. Исторические «предметы» описаны и зарегистрированы, теперь они используются в тематическом показе экспозиций. Ученым понравилось и то, что изомузей привлекает не только самодеятельные коллективы, как это делает краевой Дом народного творчества, но и профессионалов, создающих художественные произведения. Имеются невероятно интересные фотографии, которые сделали высокие профессионалы. Ученые знают о созданном Ставропольским краевым театром кукол популярном спектакле по сказкам казаков-некрасовцев в исполнении профессиональных артистов.
Сегодня музейщиков беспокоит чрезвычайно важный вопрос — ученые не успевают обрабатывать материал, который они нарабатывают. К сожалению, на Ставрополье нет таких практик, некому записывать некрасовцев на диктофон и расшифровывать. На все нужны деньги. Однажды Зоя Белая предложила одному из художников написать натюрморт из некрасовских предметов, жилище запечатлеть. А он отвечает: будет заказ — будут картины. Оно и понятно: людям нужно на что-то жить.
Сотрудники изомузея могли бы пополнять электронный каталог объектов нематериального культурного наследия народов России на портале РФ, на котором сегодня находится только то, что смогли сделать москвичи. На Ставрополье материала предостаточно, а вот тех, кто был бы в состоянии его обработать, чтобы он пошел дальше, в том числе на московский портал, — нет. Как и средств на такую работу… А ведь в этих материалах — русская культура, уходящая в глубь истории.
Это наши корни
В последнее время в СМИ всё настойчивее поднимается тема о состоянии народной культуры, её значении в воспитании подрастающего поколения. Это связь прошлого и будущего народа, корни, без которых никакое дерево не растёт. Наконец, это непреходящие нравственные ценности, восстановление которых — наша главная задача. Вот почему сегодня так важно чётко определить средства и методы, с помощью которых можно решить эту жизненно важную для России задачу.
А, в принципе, есть ли в крае определенно выстроенная программа по казакам-некрасовцам? Хотя мы видим, что проводятся мероприятия к их юбилеям. Выступления некрасовцев с рассказами о том, как они жили в Турции, и их кухню показывают везде — и в крае, и за его пределами. Казаки-некрасовцы ассоциируются с этакими веселыми людьми в ярких костюмах, которые все время поют, гуляют, и кажется, что эта диковинка будет жить вечно. Но почему-то мало кого интересует, что это русские люди, которые являются живыми носителями и свидетелями русской культуры допетровских времен.
Без заинтересованности власти и ставропольской научной интеллигенции в сохранении нематериального культурного наследия на базе открывшегося в Ставрополе музея казаков-некрасовцев дальше продвигаться будет трудно. При той огромной работе, которую изомузей уже сделал, остаются надежды на то, что ему будут помогать и уделять некрасовцам больше внимания.
Светлана ДУБИНИНА