№ 49 (3677) 13.12.2017

ЗАВЕТНОЕ ЖЕЛАНИЕ

Как строить новое, сохраняя память

На исходе второй недели декабря в Ставрополь наконец-то пришла зима. Она накрыла снегом деревья, газоны и крыши домов. Эти белые покрывала украсили город, который активно готовится к новогоднему празднику. В окнах многих магазинов и офисов уже стоят нарядные елочки. В центре города поставили елку для детей, состоялось ее торжественное открытие. Скоро вдоль улиц протянутся нити с фонариками, и станет еще наряднее. Так уж повелось: хочется, чтобы в праздник все вокруг выглядело красиво.

Когда растает снег…

Но ведь будни все равно настанут. Погаснут праздничные фонарики, елочки окончат свое существование на свалках… А главное, под лучами яркого солнца тает снег, и тогда обнажаются неубранные еще с осени газоны с покосившимися или выщербленными бордюрами и «полосы препятствий» с разрушенным асфальтом, которые почему-то именуются тротуарами, открываются глазу стены домов, которые в мороз бывают припорошены снегом или скрыты нависающими над ними крышами со снежными шапками. Каждый дом, каждый газон, тротуар, двор или площадка предстают в своем истинном виде, и тогда очень легко отличить новое, красивое от старого, неряшливого, замшелого.

Да простят меня защитники исторических мест Ставрополя, но именно вышеописанное обстоятельство подсказало мне тему для рассуждений. Не претендую на абсолютную истину, но своим мнением хочется поделиться. Я не собираюсь ставить точку в спорах, разгоревшихся вокруг дома №134 на улице Дзержинского (да у меня и права такого нет), но не перестаю удивляться тому, что порой из-за какого-либо частного мнения решается (или не решается) судьба того или иного объекта.

Дом этот я прекрасно знаю, потому что росла и потом еще долго жила во дворе на другой стороне улицы как раз напротив него. Кстати, там тоже есть такой же старый домишко, которому больше ста лет. Оба они низенькие, какие-то неуклюжие, с архитектурной точки зрения не представляют собой абсолютно ничего и давно уже не соответствуют духу времени. Наш пока еще стоит, а тот, что напротив, недавно развалили, чтобы на этом месте построить многоэтажное жилое здание в соответствии с новыми архитектурными и социально-бытовыми нормами, которое, как и ряд других новых домов, построенных на этой (четной) стороне улицы, стал бы ее украшением и решил бы квартирный вопрос для многих жильцов. Но все застопорилось из-за скандала, дескать, снесли исторический объект города.

Нужно ли копья ломать?

Я опять-таки выскажу только собственное мнение, потому что историческую ценность любого объекта и даже небольшого клочка земли решают компетентные люди, наделенные специальными полномочиями. Но что известно о доме 134 на улице Дзержинского?

Одни утверждают, что именно в нем жила героиня Первой мировой войны Римма Иванова, сестра милосердия, которая стала единственной женщиной в Российской империи, награжденной за свои подвиги военным орденом Святого Георгия 4-й степени.

Правда, у некоторых есть сомнения: вроде бы наша героиня жила не в этом, а в соседнем доме или еще в каком-то другом. Тем не менее в сентябре нынешнего года дом был официально признан объектом культурного наследия, а значит, подлежал государственной охране. И если даже не жила в нем Римма Иванова, то якобы есть другие исторические обстоятельства, которые требуют его сохранности. Во-первых, однажды этот дом посетил знаменитый советский маршал Семен Михайлович Буденный, а во-вторых, здесь родился и жил ставропольский поэт Виктор Бабиченко.

С огромным уважением отношусь к маршалу Буденному, который стал настоящей легендой своего времени, но вряд ли нужно связывать его с домом, который он посетил один раз. Его имя заслуженно увековечено в названиях улиц, города и целого района, кстати, одного из лучших в крае, который продолжает успешно развиваться.

Римма Иванова, погибшая в 21 год, безусловно, навсегда останется примером героизма и самопожертвования, настоящего патриотизма, примером для молодежи. В городе постарались сохранить о ней память – она похоронена около Андреевского собора, и там стоит надгробие с ее именем. Правда, кое-кто высказывает сомнение, точно ли оно стоит на ее могиле, или она где-то рядом. Деликатный вопрос, но как его теперь решить? Однако важно, что героиня, которой гордится город, не забыта.

Рано ушедший из жизни поэт Виктор Бабиченко не имеет столь высокого статуса, как маршал Буденный и героиня войны Римма Иванова, но его имя тоже заслуживает уважения. Однако в 60-е годы, когда он писал, были поэты с более громкими именами, например, Владимир Гнеушев, Александр Екимцев, что вовсе не умаляет творческого потенциала Виктора Бабиченко. Не знаю, увековечено ли как-нибудь в городе имя Владимира Гнеушева, который в свое время уехал из Ставрополя в Москву, где жил несколько лет, там и умер. Именем Саши Екимцева названа краевая детская библиотека. Что касается Виктора Бабиченко, то я решила не полагаться на свои впечатления (я видела его в кругу поэтов) и позвонила в Пятигорск председателю Ставропольского краевого отделения Союза писателей России Александру Ивановичу Куприну, чтобы выяснить, насколько правомерна позиция тех, кто причисляет дом 134 на улице Дзержинского к историческим объектам именно потому, что там родился и жил поэт. Вот что сказал Александр Иванович:

— Я знаком с его творчеством, хотя он успел написать не очень много. Хороший поэт, но и только. Возможно, потому, что он рано умер, этот поэт не внес никакого вклада в развитие краевой литературы, он даже не состоял в Союзе писателей. Но независимо от этого я считаю, что здание можно назвать историческим объектом, нуждающимся в сохранности, только тогда, когда оно представляет собой архитектурную ценность. А какая ценность у дома, в котором он жил? Да у нас на Кавминводах жили Пушкин, Толстой и другие великие люди, а мы до сих пор не знаем точно, в каких именно домах. Может, их давно снесли, время диктует свои законы.

Александр Иванович также заметил, что невозможно увековечить имя ни одного поэта или писателя края без мнения Ставропольского отделения Союза писателей России. Мало того, именно эта творческая организация может выйти с таким ходатайством. Так что, как говорится, нечего и копья ломать, надо строить новый дом.

Немного истории

Ставрополь – город исторический, и если сохранять по какому-либо поводу каждый дом столетней давности, то мы рискуем надолго (или навсегда?) остаться в позапрошлом веке. Просто ко всему нужен разумный подход.

Возьмем, к примеру, здание краеведческого музея имени Г. Прозрителева и Г. Праве. Оно одно из старейших в городе, но у него есть свое «архитектурное лицо», а кроме того, это во всех отношениях исторический объект, потому что здесь хранятся материальные и документальные свидетельства развития нашего края. Фасад здания оригинален и привлекателен. Им любовались и тогда, когда оно было этажом ниже. В советское время руководству города хватило мудрости надстроить в том же стиле еще один этаж, и теперь этот исторический объект, сохраняя свою общественную значимость, является также украшением улицы Дзержинского, на которой стоит.

Совсем другая участь у дома, который тоже располагался на углу все той же улицы Дзержинского в месте ее пересечения с улицей Коминтерна, ныне носящей имя маршала Жукова. Он, как и музей, одной стороной выходил на центральную площадь. У него удивительная история. В мае 1825 года он был куплен на казенные деньги для командующего войсками правого крыла Кавказской линии. Осмотревший его архитектор И. Ф. Руско сообщал, что здание «требует ремонта и починки», так как «во всех комнатах течь», а сквозь прохудившуюся крышу и тонкие стены проходит дождь. И все же его решили отремонтировать, поскольку новый строить было некогда. И кого только не видел этот отремонтированный дом! Помимо видных военных, здесь бывали А. С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов, Л. Н. Толстой, декабристы, прибывшие из сибирской ссылки искупать свою вину перед царем участием в военных действиях, и многие другие. Вот уж действительно исторический объект! Где-то прочитала, что его красили в красный цвет, чтобы подчеркнуть принадлежность начальству. Но с годами дом потерял свою значимость, а с нею и красную краску. В конце 60-х годов прошлого века, когда уже преобразилась центральная площадь, он все еще стоял на прежнем месте, только, насколько я помню, его стены были грязно-желтого цвета.

Центральная площадь уже тогда радовала горожан своей красотой, а исторический дом на ее краю был как бельмо на глазу. Пришлось выбирать между историей и преобразованием, и тогда на месте снесенного исторического объекта был построен Дом книги, на котором установили мемориальную доску. Кстати, такой способ сохранения исторической значимости здания широко распространен во всем мире и в Ставрополе в частности. Он хорош тем, что позволяет увековечить все, что заслуживает внимания, и при этом менять лицо города, делать его красивее и удобнее.

Время диктует

Во все времена история сталкивается с прогрессом. Центром губернии Ставрополь стал летом 1822 года, и тогда он представлял собой «кучи жалких хижин с соломенными кровлями». Потом здесь стали появляться капитальные строения, проспекты, город разрастался, обзаводился значимыми с исторической точки зрения объектами. Но время вносило (и продолжает вносить) поправки: меняются условия быта, требования к культуре существования, новые строительные технологии и материалы находят свое выражение в современных архитектурных решениях… Разве это можно остановить? Да и нужно ли? Лично я за то, чтобы город постоянно преображался, чтобы с его улиц, особенно в центре, исчезли старые дома, если их нельзя приспособить к новым условиям. А для сохранения исторической памяти существуют разные способы, в том числе мемориальные доски, стенды в музеях, видеоматериалы…

В ноябре состоялся актив жителей города, на их суд были вынесены проекты по благоустройству и развитию городской среды, то есть тех общественных мест, которые может посетить каждый человек. И это тоже вписывается в программу преображения. Из одиннадцати наиболее перспективных выбрано пять проектов. Будут обустроены площадь у железнодорожного вокзала, Аллея ветеранов на ул. 50 лет ВЛКСМ, спортивные сооружения на ул. Тухачевского, сквер в нижней части ул. Дзержинского, а также создан молодежный центр «Лофт» на базе Ставропольского Дворца культуры и спорта. Они, конечно, украсят город вместе с постройками современной архитектуры.

Есть обычай: перед Новым годом загадывать желание. Мое заветное желание, чтобы этот перечень скоро пополнился новыми интересными проектами, чтобы в городе не осталось ни одного неухоженного уголка и Ставрополь, сохраняя свою историческую сущность, стал еще красивее.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Фото Виктора Нестеренко

Наверх