№ 08 (3687) 28.02.2018   Топ  

ИДЁМ В МАГАЗИН ЗА ЭКОНОМИЕЙ!

Как обойти традиционные ловушки маркетологов и мерчендайзеров в супермаркетах?

Уж сколько раз твердили миру о разного рода маркетинговых хитростях, призванных стимулировать потребительский спрос, а мы все равно на них ведёмся. Возвращаясь домой из магазинов, удивляемся: вроде бы собирались потратить меньше, а получилось как всегда. При этом, распаковав сумки, обнаруживаем и совсем не нужные нам товары, всякую мелочёвку, без чего можно бы и обойтись. А ведь приобретено это было, казалось бы, в здравом уме и светлой памяти.

«СГВ» суммировали самые распространенные приемы маркетологов и мерчендайзеров, чтобы в очередной раз напомнить о них читателям и уберечь от чрезмерных трат.

Культивируем педантичность

О чем нужно позаботиться перед походом в магазин? Два главных принципа «правильного» шопинга всем известны, но почему-то нарушаются с завидной частотой. Первый – не ходить на голодный желудок, ибо в обратном случае велик соблазн накупить всего и побольше. Второй – заранее составлять списки покупок и строго следовать им, чтобы, опять же, не нахватать ничего лишнего.

К этим постулатам добавим еще один – лимит средств и времени. Что касается денег, кто-то советует расплачиваться пластиковой банковской картой, чтобы потом проще было отследить и проанализировать свои траты. Однако у этого варианта есть и минус: выше риск, что вы раскошелитесь больше, чем планировали, особенно если речь о кредитке. Исключить подобное можно, установив ограничения на расходные операции по карте. Или взяв конкретную сумму наличными – тогда вы просто будете вынуждены в нее уложиться. Почему важен дедлайн (крайний срок) на покупки, наверное, понятно. Чем дольше вы расхаживаете вдоль торговых рядов и витрин, тем вероятнее «надумаете» купить что-то, не входившее в ваши планы. А марш-бросок по супермаркету сэкономит не только время, но и деньги. По этой же причине избегайте посещать магазины в час пик, тем более это способствует нездоровому ажиотажу, стремлению купить то, за чем стоит очередь.

Это базовые, предварительные правила разумного шопинга. И вот вам еще одно, промежуточное: не берите в магазин слишком вместительные сумки. Или, на входе в него, огромные тележки. Лучше возьмите корзинку среднего, а то и совсем скромного размера. Подсознательно любому человеку свойственно заполнять пустоту, а в большую емкость и вмещается больше – не нужного вам!

Двигаемся по часовой стрелке

Одна из самых известных и успешно применяемых маркетинговых уловок – «закон правой руки». Дело в том, что большинство из нас – правши, и заходя в магазин, как правило, мы двигаемся вглубь торгового зала по правой его стороне, против часовой стрелки. Зная эту особенность, в таком направлении и раскладывают товар, который данному супермаркету нужнее, выгоднее продать. Но не факт, что эти вещи так же нужны и вам. Поэтому сломайте стереотипы – заходите слева и ищите непосредственно то, что значится в вашем списке.

Следуем точно по маршруту

Зонированию магазина неслучайно уделяется особое внимание – в нем кроются основные «заманухи» и подводные камни для покупателя. Например, обычно товары повышенного и ежедневного спроса (такие, как молочные продукты, хлебобулочные изделия и яйца) намеренно размещают на удаленном друг от друга расстоянии и как можно дальше от входа в супермаркет. Человек, курсирующий от одной такой зоны к другой, по пути «захватит» что-то еще. В этих же маркетинговых целях периодически в магазинах делается перепланировка – привыкший к определенному расположению отделов покупатель также будет дольше ориентироваться в их поисках, а заодно положит в свою тележку какой-нибудь еще товар.

Поэтому старайтесь концентрироваться на своих задачах: если вы пришли только за батоном, направляйтесь сразу же к хлебному отделу, не обращая внимания на встречные соблазны. Если запутались – спросите у сотрудников магазина, где находится нужный товар, а не плутайте сами, при этом вожделенно заглядываясь на попутные прилавки.

Смотрим вниз, вглубь и вширь

Еще один прием из разряда классических – «правило золотой полки». Обычно более дорогостоящий товар располагают на уровне глаз покупателя, на расстоянии вытянутой руки, т.е. там, куда автоматически падает взгляд потребителя среднего роста. Здесь же размещают продукты со сроком годности, близким к окончанию. Естественно, что более свежие и дешевые «прячут» чуть дальше и ниже. Поэтому не поленитесь дотянуться до товаров приемлемой для вас цены и свежести.

Кстати, исходя из этого же принципа, детские товары обычно выставляют на полки на уровне глаз ребенка. Расчет идет на то, что он это непременно заметит, а родители не устоят перед своим чадом и купят безделушку.

Кроме того, самые выгодные для магазина (но не для вас в плане стоимости) товары зачастую размещают в центре торгового ряда, поскольку подсчитано, что человек, проходя вдоль стеллажа, обычно концентрирует взгляд примерно на его середине, а не в начале или в конце. Так что шире шаг, товарищ, может быть, так вы выиграете в цене.

Подавляем слух и обоняние

Не все понимают, зачем и почему в крупных супермаркетах играет музыка. Да не абы какая – стиль примерно одинаковый: мелодичная, замедленная, романтичная, умиротворяющая, как бы релаксирующая. Конечно же, это делается не для того, чтобы разнообразить рабочий день сотрудников магазина. Цель совсем иная: настроить покупателя на определенный лад, как бы усыпить его бдительность, расположить к тому, чтобы тот подольше побродил по просторной территории, а значит, и «присмотрелся» к большему количеству товаров. Многие на эту наживку и ловятся. А вы помните о ней и не расслабляйтесь!

Не забывайте также и о манящих ароматах. Речь не только о витринах со свежеприготовленными блюдами или горячей выпечкой, которые, как магнит, тянут покупателей с разыгравшимся аппетитом. Что уж говорить о детях… Вблизи этих отделов обычно тоже стараются разместить более дорогой товар. Но иногда в торговых залах специально распыляют привлекательные запахи – например, кофе, корицы, цитрусовых, чтобы с помощью такой вот «ароматерапии» привлечь побольше покупателей.

Игнорируем псевдовыгоду

Когда вы отправляетесь в магазин, чтобы закупить все необходимое для приготовления, скажем, борща, согласитесь, удобно найти эти ингредиенты в одном месте. Вот рядышком нужные овощи, и тут же – мясо, специи, томатная паста и прочее. Но далеко не только комфортностью для потребителя и заботой о нем продиктована такая раскладка товара. На языке маркетологов и мерчендайзеров это называется парная группировка или расположение сопутствующей продукции, цель же – побудить вас к покупке как можно большего количества из представленных рядом дополняющих друг друга изделий. Пришел человек за чаем, а на глаза попадаются и печенье к нему, и варенье, и сахар, и всякие ароматные пряности и еще куча всего… Как не купить?

К этому же разряду уловок относятся и псевдозаманчивые предложения типа «два по цене одного» и «купи продукт – получи бонус». Помните, что к этим приемам производитель или магазин прибегает не всегда в качестве промо-акций. Зачастую это делают тогда, когда товар плохо продается или у него вот-вот истечет срок годности. Подвох в том, что вряд ли бы вы купили, например, чесночный соус, который терпеть не можете, сам по себе. А тут он стоит в связке с любимым кетчупом – почему бы не приобрести? Но много ли вы от этого выиграете? Как и от покупки, скажем, некондиционного майонеза: магазин успел с вашей помощью избавиться от почти негодного товара, а вы употребить вторую пачку можете и не успеть.

Сюда же относим мнимый переполох на магазинных полках. Не думайте, что его устраивают покупатели, потому что в спешке расхватывают якобы популярный товар. Иллюзию этого искусственно могут создавать и сами работники торговых залов, чтобы вызвать у вас ощущение востребованности той или иной продукции. Как умышленно они организуют и путаницу с ценниками. Но об этом, как правило, вы узнаете только на кассе, где, собственно, и развивается кульминация маркетинговых многоходовок. Переходим к этому, заключительному этапу.

Повышаем бдительность на кассе

Касса – как та последняя крепость, которая может пасть или же выстоять в вашей незримой битве с профессионализмом маркетологов за ваш собственный кошелек. Именно здесь концентрируется всякая мелочевка — от жвачек и чупа-чупсов до лезвий для бритв и батареек. Купить что-то из этого ассортимента так и тянется рука, пока вы коротаете время в ожидании своей очереди. Ну и срабатывает принцип относительной дешевизны этих товаров по сравнению с уже накупленным – сущие копейки, одной больше, одной меньше… В итоге вы набираете совсем ненужную вам ерунду или совершаете так называемую импульсную покупку вдруг попавшихся в поле зрения каких-то новых шоколадных батончиков, даже не подозревая о том, что у кассы обычно как раз и раскладывают продукцию с максимальной наценкой.

Кроме того, уже в ходе расчетов на кассе вдруг обнаруживается, что вы взяли товар дороже, чем думали – все из-за перепутанных ценников на прилавке, о которых мы говорили чуть раньше. Но возвращать его обратно на полки – не вариант, так как сзади огромная очередь, отказываться вовсе – вроде как неудобно… Если ваша цель все-таки экономно подходить к покупкам – не стесняйтесь тут же, у кассы, разобраться, почему вышла подобная ошибка. Еще лучше – используйте специальные сканеры в торговых залах, чтобы убедиться по штрих-коду, что ценник соответствует стоимости товара, который вы держите в руках.

Также распространенное явление, когда на кассе вместо одного товара вам пробивают два-три, вместо 100 грамм весовой продукции как бы ошибочно указывают тысячу, вместо одного наименования – другое, подороже, и так далее. Такие оплошности кассира вы можете заметить не сразу, тем более если в это время заняты укладыванием покупок в сумки. Поэтому золотое заключительное правило – проверяйте и сохраняйте чеки. Лучше потратить несколько минут и пересчитать все лично не отходя далеко от кассы, чем потом дома сожалеть о переплаченной в чей-то карман приличной сумме. Кроме того, имейте в виду, что кассовый чек – это документ, по которому вы сможете заявить о своих потребительских правах в случае каких-то неприятностей или если товар вас в чем-то не устроил. Но не забывайте, что вернуть в магазин можно не любую покупку.

Подготовила Инга САМОЙЛОВА

Коллаж Е. Кравцовой

Наверх