№ 10 (3689) 14.03.2018

МЫСЛЬ, ПОНЯТНАЯ БЕЗ СЛОВ

Талантливый карикатурист Владимир Ненашев стал лауреатом творческого конкурса ООН

Художник Владимир Ненашев вошел в десятку лучших среди своих коллег со всего мира по итогам конкурса политической карикатуры имени Ранана Лурье, проводимого ООН.

Это далеко не единственное признание творчества Ненашева на международном уровне. Но событие особенно приятное и значимое для нас по многим причинам. Во-первых, потому что за почти двадцать лет существования этого конкурса россиян среди его лауреатов – раз-два и обчелся. А теперь в числе победителей наш земляк – рады за Владимира и искренне поздравляем его с таким успехом! Во-вторых, работа художника, оказавшаяся в фаворитах, была опубликована на страницах нашего издания, в газете «Ставропольские губернские ведомости».

Рисунки Владимира Ненашева иллюстрировали не один десяток журналистских материалов «СГВ» самой разной тематики, становились их яркими акцентами. Однако работы художника, наполненные тонким юмором и особой философией, настолько колоритны и самостоятельны по своему содержанию, что многие из них мы публиковали с минимальным текстовым сопровождением или вовсе без него. Как, например, тот самый триптих, по достоинству оцененный жюри конкурса ООН, – вряд ли кому-то стоит объяснять суть этой карикатуры, мысль ее автора понятна и без слов (см. ниже).

Приятная мишень?

Конкурс ООН носит имя Ранана Лурье – известного художника и журналиста, работавшего с самыми популярными мировыми изданиями и занимавшегося миротворческой деятельностью. По замыслу организаторов творческое состязание между карикатуристами призвано выявить самые достойные из их работ. Сами же рисунки, по ключевой идее, должны отражать фундаментальные принципы ООН, в первую очередь — важность взаимного уважения между народами и их солидарной ответственности за происходящие в мире процессы. Поэтому странно, что за все годы проведения этого конкурса в тройке победителей ни разу не бывало представителей одной из крупнейших мировых держав – России. Лишь в 2003 году в число лауреатов попал художник Михаил Златковский. Теперь он снова в десятке лучших, как и Владимир Ненашев.

– Сейчас россиянам получить приз в конкурсе даже, казалось бы, творческом, сложно, по причине всем известной – огульного отрицательного отношения к России, – говорит Владимир. – Я пытался спорить с журналистами из «Вашингтон пост» на этот счет, но понял, что штампы у них лучше продаются. Россия же всегда была приятной и безопасной мишенью, так как не очень обращает внимание на критику. Поэтому, как в басне Крылова, «Ах, Моська, знать она сильна, коль лает на слона»: многие на Западе, особо не разбираясь в сути, охотно пишут о нашей стране и прилично зарабатывают на этом.

Российская тема кормит тысячи журналистов за рубежом, считает Ненашев, не понаслышке знающий специфику заграничного медиа-пространства.

– Как сказал один мой знакомый в Европе, хорошо, что вы есть такие! Я на вас на новое авто заработал! Хотя сами журналисты в личных разговорах честно признаются, что большинство социальных реформ в их странах проводились именно благодаря СССР, – рассказывает художник. – Наша тогдашняя страна единственная имела бесплатное образование, медицину и так далее. Словом, мы постоянно помогаем им лучше жить. Именно из России уезжает самое большое количество талантливых людей. Хотя это не повод для гордости. Ведь страна без них не развивается так, как могла бы.

Подарок Путину

Сам Ненашев тоже мог бы податься в заграничные края, но не стремится к этому. Хотя его имя за рубежом хорошо известно, творчество – в цене. Достаточно сказать, что художник с 1989 года участвовал в различных международных выставках, фестивалях, конкурсах и с тех пор завоевал немало призов. Так, в его «коллекции» престижные награды: Золотая шляпа и Честный ангел (Бельгия), Золотая пальма (Италия), Золотой тюльпан (Голландия), Золотая медаль Министерства культуры Турции, дипломы и премии из Ирана, Японии, Испании, Франции – всего и не перечислишь.

Владимир Ненашев делал иллюстрации в учебники для университетов в Голландии и Бельгии, плотно сотрудничал с самыми различными издательствами в мире. К 300-летию Петербурга совместно с бельгийскими партнерами выпустил альбом «Петр Великий идет на Запад». Эта книга вручалась как подарок всем зарубежным официальным гостям, главам государств, в том числе была подарена нашему Президенту В.В. Путину.

В Бельгии и Голландии состоялись три персональные выставки работ Владимира, а в Лондоне вышла персональная книга его карикатур. В России, к сожалению, выпустить подобную книгу ему пока не довелось.

– На Западе умные и смешные рисунки публикуются сборниками, каждый хороший художник имеет по десятку персональных книг, – говорит карикатурист. – А у нас люди в последнее время теряют здоровое чувство юмора. Не до него.

Как профессиональный художник Владимир Ненашев весьма востребован, конечно, не только за границей, а в первую очередь — у себя на родине. В России, наверное, нет такого издания, где не печатались бы его рисунки. И несмотря на то, что зарубежные СМИ и издательства в финансовом плане гораздо более перспективны, Владимир отдает приоритет отечественным. Так, в газете «Ведомости» за годы сотрудничества напечатано свыше 2 тысяч рисунков Ненашева. Числовое выражение дружбы «Ставропольских губернских ведомостей» и Владимира Ненашева скромнее, а вот качественное ничуть не уступает в сравнении с федеральным «тезкой» нашей газеты. Каждая работа художника выполнена с душой, профессионально, независимо от того, для какого издания предназначена – крупного или не очень.

Юмор – дело серьёзное

Карикатуристов часто называют визуальными журналистами. И как в журналистике, где одни авторы упирают на скандальность, рассчитывая на широкий резонанс и громкую личную славу, а другие подают информацию взвешенно, без истерии, так и в карикатурной живописи выражать с помощью рисунка ту или иную мысль можно по-разному.

У Владимира Ненашева узнаваемый стиль, особая манера изображения, отличающаяся мягкими, плавными очертаниями фигур героев и четкой прорисовкой эмоций и характеров – на их лицах, в движениях. А реплики персонажей в выносках, так называемых спич-бабблах, настолько метки и курьезны, что затмят любой анекдот. Разумеется, и оригинальные сюжеты, и эти комичные фразы в «облачках» придумывает сам автор. Но не на грани фола. Его работы лишены злобного сарказма, нет в них чернухи, скабрезности, пошлости, так популярных нынче. Ту или иную ситуацию, проблему Ненашев изображает иронично, пародийно. Его сатира – хотя и обличающая неприглядные явления, но не эпатажная, не унижающая, а отрезвляющая, понуждающая к переосмыслению.

Умение не просто вызвать улыбку, но и разбудить ум, заставить человека размышлять, пожалуй, самое сложное в творчестве карикатуристов. Это лишь на первый взгляд кажется, что рисовать смешную картинку или комикс – легко и приятно. На самом деле даже разработка базового сюжета рисунка требует от художника недюжинных способностей: гибкости мышления, наблюдательности, широты кругозора, развитого интеллекта. Не зря же говорят, что юмор – дело серьезное, донести с его помощью некую мораль, тем более без слов, не каждому дано. Владимиру Ненашеву это удается мастерски. За что и ценят его отечественные и зарубежные издательства, СМИ, и любят творчество Владимира многочисленные почитатели такого его неординарного дара. А между тем расцвел талант Ненашева в наших теплых краях, на Ставрополье.

«Сюрприз» с продолжением…

– Я работал в Ставрополе на заводе «Нептун» и вел там «Комсомольский прожектор». И в городской комсомольской организации тоже, – вспоминает Владимир. – Рисовал рисунки, писал сатирические заметки. Посылал свои работы в Москву. Стал публиковаться в «Крокодиле», «Огоньке» и других изданиях.

В середине 80-х Ненашев организовал по просьбе редактора ставропольской газеты «Молодой ленинец» Сергея Белоконя отдел сатиры и юмора «Сюрприз», который высвечивал недостатки в городе и крае. Дальше – больше: создал вместе с еще одним замечательным художником Евгением Синчиновым Клуб карикатуристов в Ставрополе. Логичным продолжением этих начинаний стала выставка карикатур художников со всего СССР, которая с успехом прошла в Ставропольском краевом дворце профсоюзов. Организовали же ее три ставропольских художника – Владимир Ненашев, Евгений Синчинов и Владимир Коваленко.

В 1987 году клубом «Сюрприз» была выпущена первая в СССР книжка сатиры и юмора. До этого нечто подобное выпускал только журнал «Крокодил». Кстати, именно он и представил на своих страницах это ставропольское издание, имевшее огромный успех в стране.

В начале девяностых Владимир сотрудничал с газетой «45-я параллель», которую издавал известный ставропольский поэт Сергей Сутулов. Был Ненашев и главным художником Фонда культуры в Ставрополе.

Средство от стресса

В 1995 году художник переехал со всей семьей в Выборг. С тех пор это его основное место дислокации. Но не единственное.

– Я живу везде, – говорит он.– Мой дом – Выборг, Крым, Ставрополь, Москва. И хотя родился на Урале, Ставрополь все-таки считаю родным городом, люблю его больше всех остальных за его уникальное место, природу, уют и чистоту.

А за что наш земляк Ненашев любит карикатуру? Чем покорил его именно этот жанр?

– Карикатура для меня самый быстрый и понятный всем способ выразить свое мнение, – объясняет Владимир. – Еще люблю ее за то, что она помогает снять стресс или депрессию как зрителю, так и художнику. Хорошая карикатура, конечно, которой сейчас не так много.

Как и большинство творческих людей, Владимир Ненашев часто путешествует, много времени проводит в дороге. В пути предпочитает читать газету или журнал. Не спеша, с удовольствием.

– Хотя я – компьютерный человек. В совершенстве знаю компьютеры и сотни программ. В дороге и дома со мной рядом всегда ноутбук и планшет, – говорит карикатурист. – Бывает, что просят нарисовать в газету, а я еду в машине. Останавливаюсь в любом населенном пункте, рисую на нужную тему, разместившись на заднем сидении, и тут же отсылаю. И пока доезжаю до места назначения, рисунок уже опубликован. Новые технологии – это здорово!

Эти самые технологии упрощают жизнь и работу. Во многом они помогают художнику и в творчестве, в том числе позволяют всегда быть в курсе событий, как говорится, держать руку на пульсе, много общаться и благодаря этому – генерировать новые идеи для сюжетов рисунков. Единственное благо цивилизации, которое Владимиру не по душе – телевизор. Черпать информацию оттуда уж точно не в его правилах.

– С 1985 года и по сей день у нас в семье не было и нет телевизора, – признается он. – И это никак не отразилось ни на детях, ни на нас с женой. Глянешь случайно в гостях и понимаешь: не смотрел год и ничего не изменилось. А сколько бы зря времени потратил! У меня есть знакомые за рубежом, писатели, художники, профессура, я бывал у них дома, и никто тоже не включает телевизор, считая его простой развлекаловкой. Но газеты обязательно читают. Это же документ!

Что ж, нам, газетчикам, приятно это слышать от лауреата премии ООН.

Елена НЕВИНСКАЯ

Рис. Владимира Ненашева

КСТАТИ

Владимир Ненашев — лауреат Премии года журнала «Крокодил» в 1993 году. Победитель конкурсов рассказов и анекдотов, проводимых «Крокодилом». Автор учебных статей по восстановлению фотографий в компьютере. Автор идей, которые используются в информационных технологиях, за что компания Philips дважды приглашала его на работу в свой Институт инновационных технологий. Художник оформил много книг ученым, писателям и известным людям. Им подготовлено также множество комиксов и плакатов разной тематики.

Наверх