АРТИСТЫ – НА СЦЕНУ! ЗРИТЕЛИ – В ЗАЛ!
Ширится и растёт театральная армия на Ставрополье
27 марта – Всемирный день театра, отмечающийся с 1961 года по решению конгресса Международного института театра. В честь праздника адептов, почитателей музы трагедии Мельпомены и музы комедии Талии и поклонников их таланта мы решили представить небольшой обзор театрального искусства на Ставрополье.
Вот уже много лет подряд в начале весны, в преддверии праздника театралов, в нашем крае проводятся традиционные смотры-конкурсы взрослых и детских самодеятельных театральных коллективов, представляющие своеобразный наглядный срез текущей ситуации в любительском театральном движении. Они проходят под эгидой министерства культуры Ставрополья, а их организаторами выступают краевой Дом народного творчества и региональное отделение российского Союза театральных деятелей (СТД РФ).
По нечётным годам проводится краевой фестиваль-конкурс «Театральный перекрёсток», где на суд жюри представляют спектакли, литературно-музыкальные композиции и прочие полноценные постановки. Это самый массовый региональный культурный форум, например, в прошлом году в нём приняли участие 54 коллектива из 22 городов и сёл, а общее число актёров-любителей в возрасте от 3 до 70 лет превысило 600 человек.
А по чётным годам (как в нынешнем) устраивается краевой конкурс малых форм театрального искусства «Открытая сцена». На сей раз жюри отсмотрело более 70 работ, присланных представителями полусотни разных коллективов на видеоносителях. Кстати, если раньше у членов жюри была возможность выезжать на места и просматривать спектакли и отдельные номера «живьём», то теперь приходится довольствоваться упрощёнными схемами при помощи современных информационных технологий.
– Из года в год растёт уровень мастерства режиссёров и актёров, – говорит председатель краевого отделения СТД РФ, актёр Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю.Лермонтова, заслуженный артист России Владимир Аллахвердов, уже много лет возглавляющий жюри этих конкурсов. – Поражает небывалое разнообразие стилей и жанров – от глубоких моноспектаклей до эстрадных миниатюр. Режиссёры стали опытными и мастеровитыми, я вижу, как тщательно подобран литературный материал, выстроены мизансцены, расставлены акценты, видно, что хотел сказать режиссёр той или иной композицией. Радуют актёры, они становятся более органичными и убедительными, хорошо говорят и общаются между собой. Хочется отметить и художественное слово – удивительные чтецы от мала до велика, эмоциональные, переживающие, пропускающие через себя всё, что хотел выразить автор в характере лирического героя. Ребята работают с азартом и любовью, я не видел равнодушных, отбывающих в сторонке актёров и чтецов, и это очень ценно.
Но, правда, помимо положительных отзывов, жюри отметило и некоторые недостатки. Прежде всего в том, что многие непрофессиональные артисты стали злоупотреблять микрофонами.
– Так вы никогда не научитесь владеть своим голосом и делать правильный посыл в зал, вы должны уметь звучать безо всяких микрофонов, которые оправданы, пожалуй, только в мюзиклах, – посетовал член жюри конкурса «Открытая сцена», актёр САТД им. М.Ю.Лермонтова, ведущий методист Дома народного творчества по театральной работе Илья Калинин на церемонии подведения итогов.
Всего жюри выписало лауреатам четырёх номинаций прошедшего конкурса 72 диплома, из них 28 – первой степени. Особой похвалы были удостоены литературно-музыкальные композиции и мини-спектакли народных театральных коллективов «Кредо» (Ставрополь), «Бенефис» и «Овация» (Новоалександровский городской округ), арт-группы «BREVIS» и домашнего театра «Оптимисты» (село Старомарьевское Грачевского района), двух студий Китаевского сельского ДК (Новоселицкий район), театра-студии «Лицедеи» (Пятигорск).
В номинации «Художественное слово» в число лучших вошли: Анастасия Дрижд (Ессентукский ГДК), Алина Клундук (Георгиевский ГДК), Виталий Карагодин (ДК села Ладовская Балка Красногвардейского района), Софья Хестанова и Тамара Ковалёва (Курский районный ДК).
После заседания «круглого стола», посвящённого итогам конкурса «Открытая сцена», мы побеседовали с председателем краевого отделения СТД РФ Владимиром Аллахвердовым о театральной жизни в нашем регионе в целом.
– Бесспорно, происходит рост интереса к театральному искусству на Ставрополье, и это видно по количеству участников смотров, которые мы проводим. Раньше было по 20-30 коллективов, сейчас более 50. А если вообще говорить о разнообразных театральных студиях и кружках в городах и сёлах, то они с трудом поддаются счёту, сейчас их сотни… И если они постоянно создаются, значит, их творчество востребовано зрителями, что очень важно, особенно для глубинки, где не так уж много осталось очагов народной культуры. Но главное, что многие любительские театры улучшают материально-техническую базу (костюмы, реквизит, музыкальное оформление, спецэффекты), а это значит, что коллективы маленьких и взрослых артистов активно поддерживаются краевыми и местными властями и различными спонсорами.
– Владимир Мнацаканович, а какова ситуация с профессиональными коллективами?
– Краевой театр оперетты в Пятигорске работает успешно. Академический театр драмы им. М.Ю.Лермонтова тоже. Есть свой зритель, осуществляются новые постановки, для чего иногда приглашаются режиссёры из столиц и других регионов. Театр кукол продолжает работать, хотя своего дома до сих пор не имеет. Но пошли подвижки – обещаны деньги на реконструкцию аварийного исторического здания, по крайней мере его уже не пытаются забрать под какие-то другие нужды, и это подтверждают не только краевые власти. Недавно приезжала первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по культуре, депутат от Ставрополья Ольга Казакова, по её инициативе создан совет по развитию культуры малых городов, куда вошёл и ваш покорный слуга. Думаю, что с её помощью театр кукол возродится. И Президент страны В.В.Путин тоже в курсе, я докладывал ему об этих проблемах ещё в 2012 году, когда был его доверенным лицом на прошлых выборах. Надеемся, что всё будет хорошо.
– Сейчас есть несколько старых и новых коллективов, которые практически наступают на пятки профессиональным театрам. Кого из них можете выделить?
– Семейный театр кукол «Добрый жук», который имеет своё небольшое помещение и прекрасно работает. Муниципальный литературно-музыкальный театр-гостиная «Гармония» им. Г.Н. Пухальской в городской библиотеке, которым сейчас руководит артист САТД Игорь Барташ, имеет своего зрителя. Альтернативный театр «На Гагарина» под руководством Тамерлана Коченова делает интересные постановки. Интересная студия при арт-галерее «Паршин», которую возглавляет другой актёр САТД Владимир Петренко. Молодёжный театр-студия «Слово» им. В.В.Гурьева под руководством его учеников Евгения и Юлии Пересыпкиных давно занял нишу ТЮЗа. Это те коллективы, которые добиваются официальных статусов и у них есть на это полное право.
– А что вы думаете по поводу зачастивших в наш край звёздных гастролёров? Иногда они привозят добротные работы, но чаще всего ведь откровенную халтуру…
– Хуже всего, что билеты на них стоят очень дорого, а местные театры могут представить качественный материал по доступной цене. Правда бывают счастливые случаи: например, на днях к нам приезжал Краснодарский театр балета под управлением великого российского балетмейстера, народного артиста СССР, академика Юрия Григоровича, давали его постановку «Лебединого озера». Мы увидели замечательный балет, тем более, что находились под впечатлением от спектакля театра драмы «Семейная кадриль»: немного ранее в тот же день мы посмотрели сдачу этой постановки, восстановленной после долго перерыва. Хотелось бы, чтобы такие удачные совпадения происходили чаще и можно было бы делать объективные сравнения.
Андрей КОЗЛОВ
Фото автора