№ 14 (3693) 11.04.2018  

ГРАДОБОЙ ПО КОНТРАКТУ

Почему климатические явления иногда превращаются в катастрофы

Паводок, который превратил в бурлящие реки улицы ставропольских поселений в мае прошлого года, нанес огромный ущерб их жителям. Тысячи домов оказались в зоне подтопления, около 600 из них впоследствии были признаны непригодными для проживания. Чтобы избежать подобного в нынешнем году, предстоит уже сейчас предпринимать серьезные усилия.

Об этом шла речь на пресс-конференции, в которой приняли участие представители сразу пяти различных ведомств: минприроды СК, ставропольского филиала ПАСС, Гидрометцентра, Кубанского бассейнового водного управления и противоградовой службы. Дату встречи с журналистами диктовала сама природа – именно по весне на Ставрополье чаще всего случаются сильные паводки, подобные прошлогоднему. В этом году весна тоже выдалась довольно дождливой: в марте выпала двойная норма осадков и, например, начала значительно подниматься вода в реке Калаус. Однако в последние дни дожди прекратились, и вода в реках пошла на спад.

Круглогодичный риск

Как сообщил руководитель Кубанского бассейнового водного управления Геннадий Салов, в отличие от Средней полосы России, где обычно паводки случаются в марте или октябре, у нас их опасность существует практически круглый год, что связано со сложным процессом таяния снегов в горах.

Как отметила заместитель министра минприроды СК Инна Чумакова, помимо чисто природных явлений, угрозу паводков несут и творения рук человеческих. А именно – бесхозные гидросооружения, которых на Ставрополье предостаточно. Кроме того, в сельской местности очень мало поселений, которые бы имели нормальную ливневую канализацию.

Осложняет борьбу с водной стихией и наличие многочисленных бюрократических нюансов. Ставрополье представляет из себя водораздел между Каспийским и Азовским морями, и курируют его сразу три бассейновых водных управления: Кубанское, Донское и Западно-Каспийское. И это несмотря на относительно небольшую территорию. Для сравнения: всего на огромной территории России создано 14 таких управлений. Их полномочия определяются не административными границами, а географией рек.

Специфической особенностью юга России является высокая плотность населения. Например, как сообщил Геннадий Салов, на территории, которая относится к Кубанскому управлению, проживает 10 млн человек. Отсюда, кстати, и остро стоящая проблема так называемого безвозвратного потребления воды, проще говоря – снижение уровня водных запасов.

По словам руководителя, для бассейновых управлений мероприятия, связанные с профилактикой паводков, требуют соблюдения множества процедур (проектирование, проведение конкурса на подряд и т.п.) Этим они отличаются от МЧС, специалисты которого прибывают на место катаклизма, делают свою работу и уезжают. Управлениям же необходимо работать на долгую перспективу.

Как построить русло

По поводу необходимой для предотвращения паводков расчистки русел рек Инна Чумакова сообщила, что на эти цели федеральный центр уже выделил краю 43 млн рублей. Средства, в сущности, мизерные, но, с другой стороны, расчистка – дело хотя и трудозатратное, но, как заметил Геннадий Салов, в принципе, довольно дешевое.

Такая чистка рек проводится ежегодно, но в прошлом году паводок, по мнению Чумаковой, был совершенно аномальный: и относительно глубокая река Калаус, и обычно мелкая речушка Суркуль «словно взбесились». Поэтому был разработан комплекс мер, рассчитанный на период до 2020 года, который касается наиболее опасных с точки зрения паводков территорий.

Человеческий фактор тоже сыграл свою роль. Замминистра вспоминает, как наблюдала паводок в окрестностях Светлограда. Под мостом через реку Калаус все пространство было забито пластиковыми бытовыми отходами, и вода, обойдя мост, хлынула на улицы.

Хаотичная и неразумная застройка на берегах рек во многих местах не позволяет укреплять берега. Дело доходит до того, что приходится выкупать землю и разрушать строения для того, чтобы «построить» новое, более безопасное русло. Никакого запрета на строительство домов на берегах рек нет. Но в таком случае, чтобы не попасть в беду, нужно выполнять все соответствующие правила, подчеркнула Инна Чумакова.

В то же время Геннадий Салов заметил, что делать из реки прямой канал не всегда разумно, так как он при паводке тоже может представлять большую угрозу из-за быстрой заполняемости. Тут нужен взвешенный подход для каждого отдельного случая. Что касается очистки русел, то, по его мнению, муниципалитеты, да и сами жители поселений проявляют иногда удивительное равнодушие к собственной судьбе: вместо того, чтобы проявить инициативу и вытащить из русла упавшее дерево или убрать мусор и ветки, они начинают звонить в МЧС или «взывать к Президенту».

Его поддержал первый заместитель начальника филиала ПАСС СК Михаил Кривенко. Сотрудники службы спасения в этом году уже проверили 2250 метров реки Кумы. Были обнаружены по меньшей мере 15 заторов и еще шесть потенциально опасных мест, где в ближайшее время могут образоваться такие же «пробки». «Гром уже грянул, пора уже креститься, и очень часто», – высказал свое отношение к большому количеству таких заторов Кривенко. Кроме того, иногда дренажная система в поселении формально имеется, но местные жители ее просто не чистят. А потом убиваются, когда паводок затапливает их дома.

Расстрел града

Второй большой блок пресс-конференции был посвящен борьбе с градом, который не только наносит большой убыток сельскому хозяйству, но в своих экстремальных проявлениях (как в апреле 2014 или июне 2016 года) выбивает стекла, деформирует кузова автомобилей и даже серьезно травмирует людей.

Самый типичный для града период в наших краях – с мая по октябрь. Ставропольская противоградовая служба, как правило, заключает контракт с минсельхозом с 1 мая, сообщила начальник службы Ирина Акимова (кстати, в 2014 году град прошел 29 апреля). Заключить договор со службой может и любое хозяйство. Особенно заинтересованы в этом те, кто выращивает продукцию в теплицах. Как считают эксперты, использование противоградовых ракет позволяет сократить потери сельского хозяйства в семь раз.

Что же касается защиты от града городов, то здесь есть свои тонкости. Ракеты «Алазань-6», которыми расстреливают градоносные тучи, очень надежны, но все же есть теоретическая возможность их падения на землю из-за неисправности. Поэтому стрельбы запрещены в направлении многих объектов: жилых массивов, заводов, аэропортов.

В этом году «расстреливать небо», согласно действующему контракту с минсельхозом, противоградовая служба будет готова с 20 апреля по 15 июля. В случае необходимости он будет продлен. Противоградовый щит Ставрополья размещается на территории пяти районов: Шпаковского, Кочубеевского, Андроповского, Кировского, Кочубеевского и Предгорного. Причем широко распространенное заблуждение о том, что градовые тучи приходят из соседних регионов, согласно информации Акимовой, не соответствует действительности: примерно 80% таких облаков формируются именно в небе над Ставропольем.

В прошлом году на территории края было зафиксировано 124 опасных природных явления (24 из них попали в категорию крупных). Из-за изменений климата вряд ли их станет меньше, скорее – наоборот. Для того, чтобы избежать неприятных, а иногда и трагических последствий, нужно постоянно быть готовыми к любым капризам природы. И это касается не только соответствующих служб, но и самих граждан.

Александр ШЕГЕДИН

Фото Виктора Нестеренко

Наверх