КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР НА СТРАЖЕ ГАРАНТИЙ ТРУЖЕНИКОВ
Сегодня об успехах и достижениях аграриев края говорится немало. Однако ситуация с реальным повышением уровня жизни – доходами работников, их социальной защитой и снижением бедности остается сложной. Несмотря на то, что с 1991 года между краевым правительством, объединениями профсоюзов и работодателей заключаются соглашения, охват организаций края коллективными договорами крайне низкий.
О проблемах и взаимодействии сторон социального партнерства рассказывает заместитель председателя регионального объединения работодателей «Агропромобъединение Ставропольского края» Владимир Целовальников.
– Владимир Киреевич, насколько известно, до этого года работало отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу края на 2016-2018 гг. Его основными задачами было укрепление экономического и кадрового потенциала, а также улучшение условий труда работников. Почему не достигнут положительный результат?
– Совместно с председателем краевой организации профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ Сергеем Марнопольским мы много раз проводили встречи в районах. Оказалось, что те инвесторы, которые сегодня пришли на нашу землю, стараются уйти от заключения коллективных договоров. Они подписывают только срочные контракты, не дающие никаких гарантий работникам. Это позволяет работодателям выстраивать отношения по собственному усмотрению.
Казалось бы, в общих интересах мы должны приносить прибыль, и роль работодателя приносить эту прибыль за счет производительности труда, а не эксплуатации человека. Для этого как минимум необходима модернизация производства. Интенсификация должна происходить на основе модернизации, то есть нужна работа по совершенствованию технологий. Это самый важный магистральный путь.
– Так почему же не все идут по этому пути?
– По разным причинам. Взаимоотношения, выстроенные на основе контрактной системы, так же действуют в правовом поле. Сегодня федеральное законодательство предусматривает трехстороннее соглашение между государственным органом, работодателем и работником. Оно у нас заключено – в крае действует трехстороннее соглашение на 2018-2020 годы. Этот нормативно-правовой акт, с одной стороны, предусматривает заключение коллективных договоров, а с другой – контрактная система в рамках закона. Противоречие в законодательстве приводит к тому, что работодатель заботится о получении прибыли с наименьшими затратами на заработную плату. В свое время на трехсторонней комиссии между правительством СК, территориальным объединением Федерации профсоюзов СК и Союзом работодателей СК «Конгресс деловых кругов Ставрополья» нами был поставлен вопрос о том, что нужно четко определиться – в каких конкретно случаях может применяться контрактная система. Во всех остальных необходимо заключать только лишь отраслевое трехстороннее соглашение.
Эта трехсторонняя комиссия пока вопрос не решила, но он находится в поле деятельности краевой Думы. Региональный закон позволит отрегулировать контрактные взаимоотношения инвесторов, а трудовые коллективы смогут быть защищены коллективными договорами.
Мы ждем справедливый закон
– В рамках законодательства коллективный договор несет в себе защиту организации?
– Конечно, он защищает руководителя, потому что отсутствие такого договора позволяет надзорным органам в лице Федеральной инспекции по труду наказывать работодателя. Именно поэтому мы подготовили письмо за подписью первого зам. председателя правительства СК Николая Великданя и направили его главам администраций районов края. В их интересах проводить работу по созданию трехстороннего соглашения в рамках района и выстроить на правовой основе взаимоотношения работодатель – работник. Но для этого нужно разработать региональный закон, который будет регламентировать все взаимоотношения. Мы ждем этот закон.
– Владимир Киреевич, на такую работу администрации районов и городов края настроены положительно?
— Сейчас поступают многочисленные звонки с просьбой проконсультировать, и мы даем разъяснения. К примеру, пищевые и перерабатывающие производства — это, как правило, большие коллективы, остро нуждающиеся в нормативно-правовом урегулировании взаимоотношений работодатель-работник. Там нет коллективных договоров или бывают очень редко, поэтому мы настаиваем, чтобы все действовало в рамках закона.
– Получается, что смысл дальнейшей эффективности краевого сельскохозяйственного производства напрямую зависит от ожидаемого нового регионального закона. Инерционность, консерватизм и экономические узковедомственные интересы позволят провести реформу быстро?
– За год этого не преодолеть однозначно. Судите сами, агропромышленный комплекс состоит из трех сфер: сельхозтоваропроизводители сырья, пищевое и перерабатывающее производства, предприятия, производящие средства производства – сельхозтехнику, средства защиты, удобрения и т.д. Сейчас, к большому сожалению, интегрированная система не функционирует. Сельское хозяйство – само по себе, пищевое производство – само по себе, а сельхозмашиностроение вообще перевели в промышленность. Важно решить вопрос по созданию единого агропромышленного комплекса, как было в советское время. Только тогда на законодательной основе можно выстроить и урегулировать все взаимосвязи. Уверен и убежден, мы обязательно придем в это правовое поле, другого пути нет, и преодолеть его надо в кратчайшие сроки.
Дарья БОГДАНОВА
Фото автора