№ 17 (3696) 02.05.2018

ВЫСОКА ЦЕНА ТАБЛЕТКИ ИЗ-ЗА МОРЯ

Острая социальная проблема стала важнейшей темой в обсуждениях на политических ток-шоу, которые ведут в прямом эфире самые разные российские телеканалы: это обеспечение нашего населения лекарствами и другими фармакологическими средствами.

Стоит ли рисковать?

Тема эта назрела давно, а громко о ней заговорили в связи с ответными санкциями России на новые санкции США. Сейчас в Государственной Думе РФ и федеральном правительстве готовят соответствующий проект и список мер, способных каким-то образом подорвать экономику Америки. Для пополнения и уточнения списка привлечены ученые, руководители крупных компаний, губернаторы и, конечно, специалисты в области фармации, поскольку среди множества предложений в области сельского хозяйства, промышленного производства, торговли есть пункт, связанный с приобретением зарубежных лекарств.

Соединенные Штаты Америки не являются ключевым поставщиком фармацевтических средств в нашу страну, в общем списке таких государств они занимают далеко не первую строчку, на их долю приходится всего 10%. Но среди лекарств, производимых в США, есть несколько десятков наименований, аналогов которым у нас нет. Это касается прежде всего лечения онкологических заболеваний. Если их перестанут закупать в Америке, это может тяжело отразиться на состоянии наших больных.

Во время обсуждения данного пункта в списке наших ответных мер на санкции США практически все выступающие склонились к тому, что рисковать здоровьем наших людей не стоит даже во имя «высокой политики». Вообще нам особо беспокоиться не о чем, так как у нас давние связи с Индией, Швейцарией, Венгрией, Германией… С последней, кстати, у нас есть даже совместное производство.

Что же касается проекта предполагаемых санкций против США, то список мер пока еще только обсуждается общественностью, потом он будет уточняться специалистами и лишь через месяц поступит на обсуждение в Государственную Думу РФ. Но и после принятия проекта в целом далеко не все его пункты будут обязательны для исполнения. Скорее всего, наши санкции лекарственного обеспечения не коснутся, по крайней мере, тех больных, которым мы своими средствами пока помочь не можем.

И грянул гром…

Ситуация с лекарственным обеспечением, возникшая из-за санкций США и наших ответных мер, очень серьезно обеспокоила российское население и породила целый ряд вопросов, которые, собственно, сводятся к одному: почему мы постоянно попадаем в зависимость от недружественных нам стран?

Понятно, что внешнеторговые отношения – это мировая практика, от которой не может отказаться ни одно государство. Всегда выгоднее что-то свое продать подороже и купить подешевле то, чего у тебя нет. Однако это не должно относиться к стратегическим областям жизни, одна из которых – здоровье нации. У нас всегда так: пока гром не грянет… И вот он грянул. Самое время подумать над тем, как, не разрушая давних торговых связей с фармацевтическими компаниями других стран, улучшить работу российских производителей.

У нас в стране еще в советское время было немало предприятий, которые выпускали необходимые лекарства в достаточном количестве. Но наука идет вперед, в медицинской практике появляются все более совершенные способы выявления недугов и все более эффективные способы воздействия на них. Надо думать, что российские химики, биологи, фармацевты, в общем, все причастные к производству и применению лекарств, обладают не меньшими знаниями, чем зарубежные специалисты. Так почему мы допускаем такое положение, когда у нас не оказывается аналогов тем лекарствам, которые имеются за рубежом? Понятно, когда речь идет о средствах, производимых из специфичных растений, которые растут, скажем, только в Индии, Китае или в странах Африки. Но химическая таблица элементов (открытая, кстати, русским Менделеевым!) одинаково доступна всем. Следовательно, если мы позволяем себе отставать от других стран в производстве новых, более совершенных лекарств, значит, есть какие-то просчеты прежде всего в науке. Вот в Америке додумались до каких-то особенных способов лечения онкологических больных, а нашим ученым не хватило знаний? Не верится в это. Скорее всего, сказалась инерция: есть же эффективные зарубежные средства, так зачем «изобретать велосипед»?

Жизнь показала, что работать над новыми образцами нужно в любой сфере, а тем более в области производства лекарств. Опять, как в предыдущих своих материалах, обращу внимание на тех несчастных детей, для которых то на операцию, то на лекарства собирают средства всем миром. Лекарства очень дорогие, потому что их закупают за рубежом. И такое положение длится уже много лет. Неужели за столь длительное время нельзя было наладить их производство по патенту или подобных им аналогов в нашей стране? Почему жизнь наших детей должна зависеть от случая: сумеют достать импортное лекарство или не сумеют? У нас в стране достаточно сильная фармацевтическая база, чтобы мы могли себя чувствовать независимыми в производстве даже самых новых лекарственных средств. Среди семи ведущих производителей самой мощной считается компания «Нижфарм», которая существует уже более девяноста лет, а с января 2005 года входит в структуру международной группы STADA (с центром в Германии), что дает ей право иметь лицензии мирового уровня, и она их имеет, а значит, может выпускать соответствующие лекарства. Свой высокий статус компания подтверждает сообщением на официальном сайте о том, что здесь «лекарственные препараты производятся на современном высокотехнологичном оборудовании из качественного сырья на основе современных технологий». Так, значит, можно доверить этой компании выпуск таких лекарств, за которыми мы обращаемся к зарубежным производителям?

Лекарство как «товар»

К сожалению, связь между Министерством здравоохранения РФ и производителями лекарственных средств, по-видимому, не такая тесная, как между фармацевтическими компаниями и аптеками. К удивлению своему узнала, что аптеки вообще не входят в систему страховой медицины, в них, как мне сказали, «просто торгуют лекарствами» и другими специфичными товарами. Поэтому вы идете в любую аптеку и покупаете тот «товар», который прописан в рецепте. Врачи, конечно, стараются идти в ногу со временем и прописывают чаще всего самые современные, как правило, дорогостоящие импортные лекарства, хотя у многих из них есть более дешевые и испытанные многими десятилетиями отечественные аналоги. Впрочем, что касается цены, то и наши крупные современные фармацевтические компании не отстают от зарубежных, неоправданно высоко оценивая свой «товар».

Бесплатно лекарственные средства выдаются пациентам, проходящим лечение по полису в муниципальных больницах и других подобных медицинских учреждениях. В страховых компаниях существует строго учрежденный список лекарств, на которые могут рассчитывать доктор и пациент. В него не входят более эффективные, но отвергнутые страховыми компаниями в силу дороговизны. Или потому, что их невозможно стабильно закупать за рубежом. И вместо того, чтобы добиваться через министерство здравоохранения производства таких лекарств у себя в стране, их просто исключают из списка остро необходимых. Тогда уже дело больного: хочет выжить, пусть достает драгоценную ампулу или коробочку с таблетками. Но далеко не каждый может заплатить за одну ампулу несколько тысяч рублей , и пациенту приходится рассчитывать в основном на собственные силы и те вспомогательные средства, которые ему по карману. Да еще и не факт, что дорогое импортное лекарство действительно окажется чудодейственным. Если бы существовала «панацея» от всех (или хотя бы многих) бед, то не умирали бы люди от болезней, в том числе и от рака, в той же Америке или Германии, Японии, которые, по общему мировому мнению, достигли очень большого прогресса в производстве лекарств и вообще в медицине.

Однако я не к тому веду, чтобы мы отказались от импорта, когда речь идет о нуждах нашего здравоохранения. Закупали и будем закупать по необходимости все что возможно. Но давно уже пора подумать о том, как нам «догнать и перегнать» (мы этим постоянно занимаемся) Запад и Восток в области обеспечения больных такими же средствами лечения, какие имеются у них, и даже лучше.

Есть еще один нюанс, который касается лечения по полису. Нередко врачи сами подталкивают пациента к тому, чтобы он предпочел именно импортное средство, уверяя, что оно гораздо лучше отечественного. Даже если оно совершенно новое, только появилось в аптеках, его все равно рекомендуют, хотя никому не известны его отдаленные результаты. Кратковременный эффект, возможно, будет, а что дальше?

И не могу умолчать об анекдотичных случаях в зубоврачебных кабинетах. Сейчас многие предпочитают идти сразу к частнику, которых, кстати, много в каждом городе. Но и в муниципальные поликлиники тоже обращаются. Там вам расковыряют зуб вполне профессионально, даже снимки по ходу процесса сделают бесплатно. А потом, когда вы, уже изрядно измученный нелегкой процедурой, еще сидите с открытым ртом, вас спросят: «Вам пломбу поставить по полису или хорошую?». Вы, конечно, соглашаетесь на хорошую и идете за нее платить совершенно официально, как заплатили бы и у частника. Только там наверняка мороки было бы меньше и обслуживание более деликатное. Случай не выдуманный и, к сожалению, не единственный. Так что, насколько бережно страхует наше здоровье страховая медицина, это вопрос, на который нет четкого ответа.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх