БЕРЕГИ ПРОФИЛЬ СМОЛОДУ
Из-за информации в соцсети можно остаться без работы
Оказывается, 72% российских компаний, где проводится мониторинг социальных сетей, отказывали соискателям на вакансии после просмотра их профилей на этих площадках общения.
Опрос проводился службой исследований агентства HeadHunter с 5 по 12 марта 2019 года среди 106 российских работодателей, в том числе в Ставропольском крае.
При этом в 16% компаний, принимавших участие в опросе, нет практики такой проверки соискателей. Часть из них просто не придают ей особого значения, у других не хватает на это времени и ресурсов, а некоторые считают, что соцсети далеко не всегда дают актуальный в данный момент портрет кандидата.
Тем не менее руководитель pr-службы макрорегиона Юг компании HeadHunter Алена Манохина уверена, что подобная проверка соискателей набирает популярность у специалистов по набору кадров. Делается это, прежде всего, для того, чтобы понять, насколько соответствует представление о кандидате, которое сложилось во время собеседования, тому, кем человек является на самом деле.
Проверяют не все и не всех
По ее мнению, грамотный специалист рекрутингового агентства по подбору персонала может почерпнуть из социальных сетей массу полезной информации. Чем увлекается кандидат, кто входит в круг его общения, можно выяснить и по размещенным там фото и видео, и по записям «на стене», комментариям, «лайкам» и репостам.
Почти в половине компаний (46%) проверки осуществляются выборочно. При этом в 22% компаний они проводятся для кандидатов на любые позиции, еще в 16% — на должности руководителей и ведущих или старших специалистов.
В 58% компаний нет никакого контроля за поведением сотрудников в социальных сетях, а в 36% наблюдение проводится время от времени. Еще в 6% компаний за профилями сотрудников ведется постоянный контроль.
Интересно, что представители 5% работодателей, принимавших участие в опросе, рассказали, что в их компаниях все же существует формальный список правил поведения в социальных сетях. А в практике 8% компаний даже были случаи, когда сотрудников увольняли из-за неподобающего поведения в соцсетях.
Очевидно, что наибольшую активность в интернете проявляет молодое поколение. Между тем, как показывают исследования рынка рабочей силы в СКФО, в некоторых регионах наиболее востребованы у работодателей именно молодые специалисты.
Новый способ пока не прижился
Мы решили выяснить у некоторых крупных работодателей, как они относятся к проверке кандидатов на вакантные места через мониторинг социальных сетей.
Однако не все крупные работодатели были готовы делиться информацией. Например, в «Газпром трансгаз Ставрополь» на наш запрос прислали формальный ответ, в котором сообщалось, что прием на работу в ООО ведется в соответствии с законодательством РФ и действующими нормативно-правовыми актами «Газпром» и «Газпром трансгаз Ставрополь». То есть, по сути, ничего не сказали. Но в других компаниях на вопросы «СГВ» отвечали все же не так лаконично, как газовики.
Менеджер по рекламе и маркетингу строительной компании «Эвилин» сообщил: «Если нам требуются офисные работники, то начальники отделов изучают их резюме, приглашают на собеседование и общаются. Так, чтобы лазить по соцсетям и искать подходящего кандидата — такого ни разу еще не было. Мониторингом мы не занимаемся».
На молочном комбинате «Ставропольский» пояснили, что коллектив у них сложился давно – уже 27 лет назад. Увольняются крайне редко, а если приходят новые люди, то это обычно уборщицы или дворники. На более высоких должностях новых людей очень мало, и на таких позициях как экономисты, бухгалтеры, юристы или технологи персонал практически не менялся. Представитель комбината ответила однозначно: «За всеми в этих соцсетях все равно не проследишь. Тем более что многие там себя называют не пойми как. В общем, мы не занимались этим никогда».
В ЮгСтройИнвест менеджер по маркетингу смог сказать только относительно своего отдела: «Да, для общего образа иногда профиль в соцсетях исследуем. Не уборщиц, конечно, а тех, кто претендует на более высокие позиции. Но и то далеко не всегда».
В целом крупные ставропольские компании, судя по всему, нечасто пользуются этим относительно новым способом проверки претендентов на вакансии. Тем не менее соискателям, которые любят посидеть в интернете, все же нужно иметь в виду, что их профиль в соцсети могут проверить.
Сергей ТАВРОВ
КСТАТИ
КОГО ИЩУТ РАБОТОДАТЕЛИ?
Аналитики HeadHunter провели исследование по поводу того, какие специалисты были востребованы на рынке труда в Северо-Кавказском федеральном округе (первый квартал 2019 года) и какую заработную плату им предлагают.
В пяти регионах СКФО наибольший интерес работодатели проявляют к специалистам сферы «Продажи». Они на первом месте рейтинга в Ставропольском крае (24% от общего числа вакансий на портале hh.ru в регионе), Дагестане (19%), Северной Осетии-Алании (26%), Кабардино-Балкарии (22%) и Карачаево-Черкесии (21%). В Чечне и Ингушетии наиболее востребованы, прежде всего, молодые специалисты, начинающие карьеру, соответственно 22% и 29% от общего числа вакансий на hh.ru в этих регионах. Но и специалисты — «продажники» в Чечне и Ингушетии тоже нужны – область «Продажи» в республиках на втором месте.
В Ставропольском крае на втором месте в рейтинге востребованности у работодателей специалисты сферы «Производство» (7%), на третьей строчке – «Рабочий персонал» (6%).
В ТОП-5 популярных профобластей в регионах СКФО, по итогам исследования экспертов, также попали такие сферы, как «Административный персонал», «Транспорт/Логистика», «IT/Интернет/Телеком», «Управление персоналом», «Банки/Инвестиции/Лизинг», «Медицина».
Что касается зарплатных предложений, то самый большой средний уровень дохода предлагают управленцам персоналом в Чечне, Ингушетии и Северной Осетии-Алании — в среднем 55 тыс. рублей. В Ставропольском крае самую высокую зарплату работодатели готовы платить квалифицированным рабочим – около 52 тыс. рублей.
Владимир ФИЛАТОВ
Фото Виктора Нестеренко