№ 20 (3699) 23.05.2018

ПОДАЙТЕ НА ПРОПИТАНИЕ…

Зачем у нас в стране хотят ввести продуктовые карточки?

Власти не перестают удивлять россиян своими инициативами. Только-только затихла тема возможного увеличения подоходного налога, как вновь всплыла другая, не менее острая — о повышении пенсионного возраста. А затем актуализировалась и еще одна, столь же настораживающая — о вероятном введении продуктовых карточек. Почему настораживающая? Да потому что они у многих россиян, заставших времена острого дефицита конца 80-х годов, вызывают неприятные ассоциации с тогдашней талонной системой, а у старшего поколения и вовсе с тяжелыми военными и послевоенными годами. На самом деле нынешняя идея с продуктовыми карточками имеет иное концептуальное наполнение. Но чисто психологически воспринимается пессимистично: неужели в стране все так плачевно?..

Двусторонняя поддержка

Попробуем разобраться с новшеством, которое хотят ввести уже в следующем году. Не все знают, что эта инициатива была озвучена еще три года назад, но тогда не получила мало-мальского развития. Сейчас же предложение минпромторга имеет больше шансов на воплощение: оно уже обсуждается в виде конкретного проекта по поддержке, с одной стороны, малоимущих, а с другой – отечественных производителей.

КСТАТИ

В каких странах мира есть система продуктовых карточек?

В США аналогичная программа действует с 1961 года. Американцы с низкими доходами получают помощь от государства в виде начислений на пластиковые дебетовые карточки — в зависимости от некоторых критериев в среднем около 130-180 долларов на человека в месяц. Для сравнения: сейчас в России предлагается начислять льготникам на продуктовые карточки ежемесячно порядка 833 руб., т.е. примерно 13 долларов, что в разы меньше американской субсидии.

Продуктовые карточки на Кубе введены более 50 лет назад и работают по сей день. Субсидия на человека невелика. Однако кубинцы, благодаря ей, оплачивают лишь порядка 12% реальной стоимости продуктов и могут приобрести их в объеме, хватающем где-то на 7-10 дней.

В Венесуэле программа продуктовых карточек работает с 2014 г. и позволяет жителям приобретать такие дефицитные в этой стране товары, как рис, молоко, сахар.

Если коротко, то на деле это будет выглядеть примерно так. Людям из разряда малообеспеченных ежемесячно на специальную карту (планируется использовать карты национальной платежной системы «МИР») будет поступать определенное количество баллов. В денежном эквиваленте — предположительно 10 тысяч рублей в год (!). Баллы можно будет потратить только на покупку продовольственных товаров российских производителей, исключая те, что несут вред, к примеру, алкоголь. Обналичить или накопить баллы невозможно. Неиспользованные бонусы в течение месяца автоматически сгорают.

Таким образом разработчики проекта хотят убить сразу двух зайцев: и бедным помочь разнообразить их рацион здоровой пищей, и повысить продажи, увеличить потребительский спрос на продукцию отечественных производителей. Последнее, судя по всему, все же приоритетнее, ибо предложение о вводе карточек исходило от минпромторга, а не социальных ведомств. По приблизительным подсчетам, на реализацию идеи уйдет от нескольких десятков до сотен миллиардов рублей. А ожидаемый эффект – увеличение ВВП на 0,8%.

Капля или море?

Как и любое новшество, идея с продуктовыми карточками находит и сторонников, и противников.

Первые считают, что это действительно сможет стимулировать спрос именно на родные, отечественные продукты и потому позволит сельхозпроизводителям чувствовать себя более уверенно, а родную экономику поднимет на новый виток. Также они полагают, что продовольственные «ваучеры» станут хорошим дополнением к тем мерам, которыми государство уже сейчас поддерживает на плаву малоимущих.

Вторые же скептически сравнивают такую помощь с каплей в море, утверждая, что гораздо более эффективна прямая материальная поддержка без нагромождения лишней инфраструктуры.

Вызывают некоторое недоумение и озвученные суммы зачислений на карточки – ориентировочно 10 тыс. рублей в год (в виде баллов). В месяц это выходит 833 рубля. В пересчете на дни сумма выглядит совсем смешной: 27 руб. в сутки. На эти деньги можно купить разве что батон хлеба или маленький пакетик молока.

ВАЖНО

Нормы ежедневного употребления здоровых
продуктов (по рекомендации минздрава РФ):
Молочные продукты – 800 г
Мясо – 200 г
Рыба – 60 г
Овощи – 400 г
Фрукты – 300 г
Хлебопродукты – 260 г

Если в список разрешенных для покупки товаров будут включены только пищевые продукты, причем с малым сроком годности, а лекарства и хозгруппа — нет, то, учитывая подобную безальтернативность, проблематично представить, насколько эта скромная сумма может улучшить положение бедняков. Принимая же во внимание тот факт, что одна из задач программы – помочь малообеспеченным питаться именно здоровой пищей, трудно назвать ее эффективной, ведь лимит в 10 тыс. рублей. в год вряд ли сможет удовлетворить такие потребности нормального человека ежедневно. Если один килограмм мяса стоит порядка 200 рублей, несложно подсчитать, что малоимущий, располагая 833 рублями в месяц, сможет купить его только раз в неделю, и только его, ничего более. Примерно такая же картина с овощами, фруктами и молочкой. Килограмм яблок даже в таком аграрном крае, как Ставрополье, стоит в диапазоне от 60 до 250 рублей, литр молока или кефира – от 50, подсолнечное масло и десяток яиц – от 45 рублей.

Таким образом, 883 рубля в виде баллов на продовольственной карточке позволят бедным устраивать здоровый «праздник для желудка» от силы два-три дня в месяц. Тем более если ориентироваться на данные исследовательского холдинга «Ромир», где регулярно подсчитывают величину среднего чека при походах россиян в продуктовые магазины (по стране в целом и по регионам). В марте 2018 г. этот индекс в РФ равнялся 539 руб. В разрезе регионов самый высокий – 627 руб. – в Центральном федеральном округе. У нас на юге он ниже – 483 руб.

Мясо вместо суррогата

Тем не менее позитивная составляющая продуктовых карточек все же есть.

Некоторые эксперты подчеркивают, что социальная задача этой инициативы – приучить россиян с низкими доходами питаться правильно, предоставив им возможность покупать здоровые продукты. Ведь сейчас львиная доля малообеспеченного населения не может позволить себе регулярно приобретать ни свежую рыбу, ни мясо – вместо них часто употребляют консервы и низкосортные колбасные изделия с дешевыми ингредиентами. Также скромный бюджет малоимущих заставляет их приобретать преимущественно хлебобулочные изделия, каши, крупы и другие продукты низкого ценового сегмента и малой ценности с точки зрения пользы для здоровья. Многие, не видя перспектив улучшения своего благосостояния, закупают дешевые продукты длительного хранения впрок.

Именно этими причинами продиктовано разрешение расходовать баллы продовольственных карточек лишь на скоропортящиеся натуральные продукты, дабы человек их гарантированно употребил в пищу, а не мог отложить про запас.

Экономическая же сторона медали тоже исходит из этого постулата гарантированности расходования баллов на пищевую продукцию – сельхозпроизводители будут уверены в устойчивом спросе на свои товары, и таким образом фермерство получит новый стимул к развитию.

По самым приблизительным расчетам чиновников, воспользоваться продуктовыми картами сможет почти каждый пятый россиянин. Конкретное количество баллов на человека в регионах, скорее всего, будет разниться – в зависимости от размера прожиточного минимума, по которому, собственно, и определяется статус малоимущих. Однако тем, кто рассчитывает получить продуктовую карточку, предстоит еще доказать, что за чертой бедности они оказались не по своей воле, а в силу внешних обстоятельств.

Инга САМОЙЛОВА

ГЛАС НАРОДА

Ольга Н., мать двоих детей:

— Наша семья относится к категории малоимущих. На каждого ребенка получаю в месяц пособие по 350 рублей, плюс нам положены бесплатные завтраки в школе. Да, еще талоны в соцзащите выдают с правом скидки на некоторые услуги: в парикмахерской, у стоматолога, по ремонту бытовой техники или обуви. Скидки маленькие – 10-20%, но все равно выручают. Если утвердят продуктовые карточки, думаю, это будет хорошим подспорьем таким семьям, как наша. Потому что на зарплату в 15 тысяч рублей особо не разбежишься в плане покупки здоровых продуктов. Стараемся закупаться в магазинах экономкласса, да и там натуральные свежие продукты приобретаем не так часто, как хотелось бы.

Татьяна Борисовна, пенсионер:

— Не совсем ясно, как и где можно будет потратить баллы продуктовой карточки. Если для этого надо будет еще и ехать куда-нибудь в специализированный магазин на край города, то это не лучшая идея. Но я слышала, что баллы разрешат тратить на семена и саженцы – вот это дельное предложение, дачникам такая поддержка пригодится.

Федор Давыдов, работающий пенсионер:

— Несколько лет назад тоже шум подняли, мол, будем вводить продовольственные карточки. Но тогда, помнится, денег в госказне на реализацию этой идеи не нашлось. А откуда они возьмутся сейчас, если нам говорят, что средств по-прежнему не хватает? Думаю, такая программа заработает вряд ли. Ну а если и заработает, то решить вопрос с ограничениями по покупкам можно путем взаимовыручки. Кому-то нужно мясо, а кому-то – молоко. Будут люди меняться баллами, и все будут довольны.

МЕЖДУ ТЕМ

В нашей стране впервые карточная система распределения продовольствия была введена в 1916 г. Тогда из-за тяжелой Первой мировой войны Россия испытывала ощутимый дефицит некоторых товаров. В частности, зерна, которое, несмотря на собственную нехватку, страна продолжала экспортировать, и сахара, поскольку дотоле снабжающие им производства находились в Польше. По карточкам горожанам полагалось в месяц 1200 г сахара.

В 1917 г. вновь учредили карточки – хлебные. По ним выдавались пшеница, рожь, просо и т.д.

После революции карточки действовали с 1918 по 1921 гг., пока не начался НЭП. По талонам распределяли хлеб, муку, сахар, подсолнечное масло, крупы. Существовали также карточки на питание в столовых.

Возобновлена карточная система была в 1929 г. и продлилась до конца 1934 г. В начале этого периода талоны выдавали на хлеб — по классовому признаку. Так, рабочим полагалось 800 г хлеба в день, служащим – по 300 г, инвалидам, пенсионерам и безработным – по 200 г. В 1931 г. к хлебу добавились продукты и промтовары для тех, кто работал в госсекторе. Не полагались такие карточки крестьянам (они получали промтовары за выполнение плана заготовок) и «буржуазным элементам».

Новый виток карточной истории пришелся на тяжелые военные годы. В 1941 г. карточная система распределения хлеба (250 г для рабочих и 125 г для остальных) началась в Ленинграде и Москве. Позже практика распространилась на 58 крупных городов страны, по талонам выдавали не только продукты питания (хлеб, масло, сахар), но и повседневные товары, такие, как обувь и ткань. Отменены карточки были в 1947 г.

К 80-м годам в СССР начал нарастать дефицит некоторых продуктов (в частности, мяса, сливочного масла, сахара) и повседневных товаров, в т.ч. одежды, мыла, порошка и даже спичек. Магазинные прилавки пустовали, купить продукты или вещи можно было, лишь отстояв дикие очереди, когда тот или иной товар «выбрасывали» в продажу. Или же по бешеным ценам у спекулянтов, что основной массе населения было недоступно. В связи с этим талонная система была внедрена в нескольких регионах, а позже она охватила всю страну. Приобрести дефицитные товары, перечень которых только рос (к 90-м годам он, например, включал уже и винно-водочную продукцию, и колготки, и нижнее и постельное белье), можно было по специальным талонам, подтверждающим такое право. Лишь ближе к 1993 г. карточно-талонная система в нашей стране сошла на нет. Как видим, сегодня она имеет все шансы возродиться. Правда, в совершенно новом виде.

Наверх