НЕ ДАЙТЕ ОСТАТЬСЯ НА УЛИЦЕ
Администрация Ставрополя выгоняет из квартиры больную пенсионерку
Тамара Васильевна Житникова уже 42 года живет в квартире на улице Мира, 432. Была уверена, что у нее есть крыша над головой. Но администрация Ставрополя, в ведении которой находится эта квартира, решила, что пенсионерка должна ее освободить.
10 лет без права увольнения
Эту однокомнатную квартиру как служебную в августе 1976 года получил от предприятия «Водоканал» (тогда «Водоканал» еще не был МУПом) первый муж Тамары Васильевны Николай Котельников.
В соответствии с п.6 ст.108 действовавшего на тот момент Жилищного кодекса РСФСР те, кто проработал на предприятии, предоставившем им служебное жилое помещение, не менее 10 лет, не могли быть выселены из этой квартиры без предоставления другого жилья. Супруг Житниковой отработать в «Водоканале» 10 лет не смог, а только неполных 4 года. И в сентябре 1979 года «Водоканал» с ним расторг договор найма служебного жилья.
Тамара Житникова должна была освободить квартиру в течение месяца. Но идти ей было некуда. К тому моменту у нее уже был двухлетний сын, а с первым мужем она рассталась. Тамара Васильевна отправилась со своей проблемой в Москву, в высокие партийные инстанции. Как ни странно, там отреагировали на жалобу, «порекомендовали» местным властям решить проблему, не выселяя женщину с ребенком из служебного жилья. Чтобы Тамара Васильевна сохранила за собой право проживания в квартире, ей предложили поступить на работу в «Водоканал». В мае 1980 года она пришла работать на предприятие буфетчицей. И трудилась в «Водоканале» 6 лет 5 месяцев и даже 27 дней.
Уволившись, Тамара Васильевна была уверена, что поскольку она и члены ее семьи отработали на предприятии более 10 лет, она сохранила за собой право проживания в квартире и не могла быть выселена без предоставления другого помещения.
И действительно, «Водоканал» за все это время ни разу не предъявлял ей никаких требований освободить служебную квартиру, что к тому же и подтверждало добросовестное исполнение Житниковой своих обязанностей по договору найма от 18 мая 1980 года.
«Формальный» договор
В 2010 году Тамара Васильевна обратилась в администрацию Промышленного района Ставрополя по поводу субсидии на оплату коммунальных услуг. В райадминистрации ей сказали, что для получения субсидии необходимо составить договор найма служебного жилого помещения. Документ был подготовлен, и Житникова поставила под ним свою подпись.
Тамара Васильевна признает, что юридически малограмотна, не разбирается в тонкостях жилищного права (а кто из обывателей разбирается?), поэтому она не удивилась, что подписала договор с администрацией города, а не с МУП «Водоканал»:
— Сотрудники администрации Промышленного района сказали мне, что документ носит чисто формальный характер, и это необходимо для получения мной субсидии. На тот момент я не знала, что «Водоканал» передал квартиру, где я живу, администрации Ставрополя. Для заключения договора найма служебного жилого помещения я по просьбе представителей администрации Промышленного района города предоставила им финансовый лицевой счет, который мне выдали в управляющей компании -3. В этом счете было указано, что квартира является служебной МУП «Водоканал».
После подписания договора Тамара Васильевна продолжала жить в квартире на Мира, 432, не подозревая, что она уже находится в ведении администрации Ставрополя. В платежных документах, которые приходили и которые Житникова добросовестно оплачивала, по-прежнему было указано, что это служебная квартира МУП «Водоканал».
Кстати, примерно в это время Тамара Васильевна обращалась в администрацию Ставрополя с просьбой поставить ее в очередь на получение другой квартиры, однако ей отказывали на том основании, что она уже обеспечена жильем – именно квартирой на Мира, 432.
Пишите куда хотите
Не подозревала Житникова и о том, какая неприятность ее ждет через несколько лет после того, как она подписала договор, который ей подсунули чиновники городской администрации.
«Гром грянул» в конце мая 2017 года: пенсионерка получила уведомление о необходимости освободить квартиру, завизированное первым заместителем главы администрации Ставрополя Павлом Малярчуком.
Основанием для выселения было указано, что Житникова утратила трудовые отношения с органом местного самоуправления.
— То есть когда со мной заключали договор найма служебного жилого помещения, сотрудникам администрации было известно, что я уже пенсионер, что я нигде не работаю, что у меня нет никаких трудовых отношений с городской властью, но тогда это никого не смутило, – возмущается Тамара Васильевна. — Вынудили меня подписать якобы формальный договор, а потом, через несколько лет, затеяли мое выселение на том основании, что я утратила трудовые отношения с органом местного самоуправления, которых у меня на самом деле и не было.
В суд о выселении Житниковой обратилась администрация Промышленного района. Но суд отказал в удовлетворении того иска на том основании, что требовать выселения может не администрация района, а администрация города, являющаяся собственником квартиры. Однако для Тамары Васильевны это далеко не конец судебной тяжбы.
Представители администрации города предупредили Житникову, что обязательно подадут иск. То есть, чтобы она не расслаблялась, а готовилась к выселению. И уже подали, и уже новое дело рассматривается.
— Я прошу представителей администрации, дайте мне дожить в этой квартире. Мне 65 лет, я – больной человек, инвалид 3-й группы, в прошлом году пять раз лежала в больнице. Другого жилья у меня нет, идти мне некуда. Я могу просто оказаться на улице. И все из-за того, что со мной заключили обманом договор найма служебного помещения.
Тамара Васильевна обращалась в разные инстанции, включая Президента и губернатора, но никто ей не может помочь. А чиновники городской администрации говорят: пишите куда хотите, все бумаги все равно к нам придут.
Влад БОЧАРОВ