№ 41 (3720) 17.10.2018  

ВОДКА — ЗА 100, ВИСКИ — ЗА 200

Как на Ставрополье борются с поддельным товаром

Стремление выглядеть «на все сто» при отсутствии достаточных средств заставляет людей идти на рынок. Там призывно манят бренды известных производителей. Вот вам сумочка Louis Vuitton за 1300. И не евро, как в миланском бутике, а рублей. А вот флакончик духов Yves Saint Laurent. Всего 500 рублей. И таких чудес наблюдается на рыночных прилавках немало.

В регион массово идет так называемый контрафакт. Проще говоря – поддельный товар. На встрече с журналистами Сергей Евсик, заместитель начальника отдела управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Ставропольскому краю, и Алексей Дружинин, оперуполномоченный этого управления, рассказали о нынешней ситуации с «левым» товаром.

Контрафакт и контрабанда

Для начала полицейские объяснили разницу между контрафактом и контрабандой, которую многие люди не знают. Самого термина «контрафакт» в Уголовном кодексе вы не найдете. «Незаконное использование средств индивидуализации товаров», когда сведения о товаре и его производителе не соответствуют действительности — именно такое определение дается в законе. Контрабанда – это незаконное перемещение товара через границу. Такой товар может быть как оригинальным, так и поддельным. А вот контрафакт – это всегда подделка, о какой бы группе товаров не шла речь.

Несколько цифр. По данным управления экономической безопасности, на территории края находится более 10 тысяч торговых объектов, и в оптово-розничной торговле заняты около 100 тысяч человек. Торговый оборот исчисляется в миллиардах рублей, и в этой массе какой-то процент, безусловно, занимают контрафактные товары.

По словам Алексея Дружинина, чаще всего встречаются подделки изделий легкой промышленности – одежда, обувь. На втором месте — пищевые продукты. Встречаются контрафакты и среди лекарственных препаратов, но это очень редкие, единичные случаи.

Если говорить о продукции легкой промышленности, то в 2016 году было раскрыто 46 случаев контрафакта, в 2017 – 57, а в 2018 — уже более ста. Рост числа раскрытых преступлений по контрафакту свидетельствует о курсе МВД на более пристальное внимание к этим правонарушениям, утверждает полицейский.

Полиция призывает «стучать»

Эти преступления, по словам Дружинина, в подавляющем большинстве случаев выявляются сотрудниками полиции «инициативно», без помощи населения, то есть без обращений в полицию обманутых граждан. Полиция сама устанавливала производителей и сбытчиков поддельного товара.

Тем не менее сотрудники управления по ходу общения с журналистами не раз призвали граждан сообщать о такой продукции. Достаточно написать заявление и предъявить образец товара или чек, на основе чего можно провести контрольную закупку и предъявить обвинение.

На вопрос «СГВ», различаются ли наказания за контрафактную сумочку и поддельное лекарство, Дружинин ответил, что применяются разные статьи Уголовного кодекса: за контрафактное лекарство продавец будет наказан намного строже. Поэтому, собственно, подделки лекарств встречаются, но по сравнению с контрафактом одежды и обуви, крайне редко.

Операции под условным названием «Контрафакт» проводятся несколько раз в год. В ходе их ведется как изъятие «левого» товара, так и профилактическая работа. Но лучшая профилактика, по мнению полицейских, – это когда гражданское общество станет более сознательным, и граждане будут меньше приобретать такую продукцию. «Вещи, которые стоят несколько тысяч долларов, не могут стоить несколько сот рублей, — логично предположил Алексей Дружинин.

Если говорить о географии, то, естественно, больше всего контрафакта в Ставрополе и городах КМВ.

Особой темой в нашей стране традиционно является фальсифицированный алкоголь. Сергей Евсик сообщил, что на территории Ставропольского края работают 33 официальных производителя алкоголя, которые имеют соответствующие лицензии. 753 юридических лица имеют лицензию на продажу алкоголя, которая осуществляется в почти четырех с половиной тысяч торговых точках.

Незаконный оборот алкоголя достигает весьма внушительных объемов. За этот год полицией было изъято почти 81 тысяча литров этилового спирта и более 53 тысяч бутылок контрафакта.

Сергей Евсик подчеркнул, что множество фальсификата идет на территорию края из других регионов, прежде всего из Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. В этом году двум жителям КБР впервые дали реальные сроки за незаконный оборот фальсификата. До сих пор такие нарушители отделывались либо условным сроком, либо штрафом от 10 до 50 тысяч рублей.

Транзитный коридор

Ставропольский край часто используется как транзитный коридор для перевозки из этих республик «левого» алкоголя в другие регионы России. Нашумевший случай произошел в прошлом году, когда на территории края было остановлено четыре машины с номерами КБР, где находилось 12 тысяч бутылок алкоголя и 5 тысяч литров спирта.

Для крупных городов характерно наличие преступных группировок, а в сельской местности сбытом контрафактного алкоголя занимаются, как правило, одиночки. Самая дешевая акцизная водка стоит в магазине 205 рублей, а бутылку без акцизной марки на селе продают за 100-120 рублей.

Кстати, подделка акцизной марки – предмет отдельной уголовной статьи, поэтому с этим предпочитают не связываться. На задерживаемой контрафактной продукции акцизные марки бывают очень редко. За контрафактный товар без марок положена административная ответственность, а если он с марками – то это уже уголовная статья.

Как заметил Сергей Евсик, чаще всего фальсифицируют водку. Но довольно много подделывают и дорогие сорта виски. В магазине оно стоит не менее 700 рублей, а контрафакт можно купить за 200 рублей. Обычно это просто спирт с добавлением красителя.

Уничтожать или потреблять

По поводу возможности покупки контрафактного алкоголя в сетевых супермаркетах полицейские сообщили, что сети строго следят за качеством и происхождением товаров, и случаев наказания сетевиков на Ставрополье не зафиксировано. По их мнению, купить поддельный алкоголь в супермаркете маловероятно.

Многих возмущает, что контрафакт по решению судов уничтожается, а не передается, к примеру, в детские дома или дома престарелых. Но таков закон, который требует уничтожения поддельных товаров.

Большинство иностранных и российских правообладателей известных торговых марок тоже не сидят сложа руки. Их интересы защищают юридические службы, которые они нанимают. Полиция работает в тесном контакте с этими службами. Однако сами по себе споры насчет прав на торговую марку относятся к гражданскому праву, и полиция здесь уже не имеет возможности вмешиваться.

Объемы контрафакта в некоторых случаях довольно значительны. Так, в январе этого года в Ставрополе в одном из магазинов была изъята партия контрафактной одежды и обуви на 9 млн рублей. А своего рода рекорд поставил магазин одежды в Минеральных Водах, где такого товара было изъято на 18 млн рублей.

Основная часть контрафакта поступает из-за границы. Так что здесь зачастую присутствует правонарушение «два в одном»: и контрабанда, и контрафакт.

Сергей ТАВРОВ

Фото Виктора Нестеренко

Комментарии
Наверх