НА ОБОЧИНЕ
Личные подсобные хозяйства остаются без серьёзной поддержки государства
Дом, хозяйственные постройки и огород, занимающий от 15 до 40 соток земли — это и есть личное подсобное хозяйство. Если верить статистике, в нашей стране таких крестьянских подворий – личных подсобных хозяйств — сегодня больше 22-х миллионов. Для тех, кто живёт в сельской местности, обойтись без подсобного хозяйства невозможно. Без него просто не выжить.
Обложить и запретить
В разные годы государство пыталось вмешаться в жизнь крестьянских подворий. Например, во времена Никиты Хрущёва на всех крестьянских дворах огромной страны чиновникам было приказано пересчитать не только коров, но и весь домашний скот, включая птицу. А на огородах были переписаны все фруктовые деревца. Всё это обложили налогом, а скот и птицу заставили за бесценок сдать на государственные приёмные пункты. И к чему это привело? Скот крестьяне вырезали, а фруктовые деревья выкорчевали. В убытке остались и государство и владельцы крестьянских подворий.
В наше время крестьянские подворья «перешли дорогу» крупным аграрным холдингам. Не нравится последним, что уже не раз личные подсобные хозяйства оказывались разносчиками африканской чумы свиней, птичьего гриппа, других болезней. И предлагают выход: запретить держать на подворьях свиней и птицу. А вдобавок надо, мол, обложить их налогами, от которых они пока освобождены.
Противников ЛПХ понять можно, они защищают свои интересы. И это их право. Но нельзя забывать и о том, что в 90-е годы именно подсобные хозяйства спасли страну от голода. Да и сегодня они вносят существенный вклад в продовольственное снабжение каждого региона. По данным ставропольского отделения Росстата, в крае зарегистрировано свыше 413 тысяч личных подсобных хозяйств. Не лишне напомнить, что общий земельный надел, которым владеют ЛПХ края, не так уж и велик – чуть больше 300 тысяч гектаров. С этой земли владельцы подсобных хозяйств получают свыше 80 процентов краевого объёма картофеля, более 75 процентов молока, до 50 процентов мяса и яиц и не менее 20 процентов овощей. Следует учесть и то, что частники производят наиболее трудоёмкую и затратную продукцию. Много ли в крае сельхозпредприятий, которые занимаются производством картофеля? Их по пальцам одной руки можно сосчитать. А от производства молока отказались уже несколько районов. Молоком, видите ли, невыгодно заниматься. А личным подсобным хозяйствам разве выгодно? Тоже невыгодно, но они его производят. Вспомним прошлогоднюю ситуацию, когда резко сократилось поголовье коров в личных подсобных хозяйствах. Стали выявлять причины и обнаружили, что виноваты во всём скупщики молока. Это они снизили закупочные цены на молоко, причём очень существенно – на 40 процентов. Больше всего от этого пострадали владельцы подсобных хозяйств. Им ничего другого не оставалось, как отправить своих бурёнок на бойню.
Корма нынче дороги
Но не всех, даже в этой непростой ситуации в личных подсобных хозяйствах и сегодня содержится большая часть дойного стада края. Правду говорят, что у коровы молоко на языке. Не накормишь скотину, она не даст молока. А корма нынче недёшевы. Фуражное зерно большинству владельцев подворий не по карману, и пасти животных не у всех есть возможность. Странная сложилась ситуация с кормовыми угодьями. Под пастбищами в крае занято почти полтора миллиона гектаров, но в распоряжении населения находится лишь около одного процента этих угодий. Вот и приходится владельцам коров покупать корма.
Примерно в таком же положении ещё недавно находились крестьянские подворья и в Краснодарском крае. Но там выход нашли. Проблему решили путём создания культурных пастбищ вблизи населённых пунктов. Правда, для этого краевому аграрному ведомству пришлось разработать региональную целевую программу. А главное, удалось эту проблему претворить в жизнь.
Жители многоэтажного дома, в котором живу, раз в неделю, обычно в субботу, спешат в условленный час в один из дворов за молочными продуктами. Их привозит семейная пара с одного из хуторов Шпаковского района. Свой бизнес Люба и Николай начинали ещё в 90-е годы. Сначала продавали излишки молока. На подворье у них было две коровы. Постепенно втянулись, сейчас у них уже три бурёнки, и кроме молока они привозят в краевой центр также творог, сметану и даже сыр. Желающих приобрести у них молочные продукты с каждым годом всё больше. Однажды Николай признался, что, занимаясь этим бизнесом, за 20 с лишним лет желаемые хоромы семья так и не нажила. На жизнь, конечно, хватает, но на новую машину так и не накопили, старенькой «Нивой» обходятся. А что так?
— Это только со стороны может показаться, что в селе жить легче, — поделился своими мыслями Николай. – На самом деле – это каторжный труд. Работаем с четырёх утра и до десяти вечера. И самая большая проблема у нас – корма для наших бурёнок. Без фуража больших надоев молока не получишь. Поэтому, пусть и не вдоволь, зерновые отходы покупаем и коровам даём. Кормим животных в основном сеном. Какую-то часть травы сам заготавливаю в ближайших лесополосах, но значительную долю сена покупаем. Тюк сена в минувшем году стоил в среднем 700 рублей. Два года назад пришло время заменить бурёнок, все сбережения на это ушли, племенной молодняк сегодня бывает, что и дороже иного автомобиля. Да всё дорого. Даже за осмотр животных немалые деньги надо отдать. Так сложилось, что у моей семьи проблем с реализацией продукции нет. Но я не понаслышке знаю, что у соседей такая проблема существует. Люди за бесценок отдают молоко перекупщикам. И самое обидное заключается в том, что, заплатив за каждый литр максимум 13-14 рублей, перекупщик сдаёт его на молочный завод уже по 20 рублей. И при этом представляется там не как перекупщик, а как владелец подсобного хозяйства. За этим никто же не следит. Но я слышал, что скоро перекупщик перестанет чувствовать себя вольготно. В крае якобы создаются кооперативы, которые вплотную займутся сбором и сбытом молока, овощей и фруктов. Это хорошая затея. У крестьян должна быть уверенность в завтрашнем дне, речь-то идёт о продовольственной безопасности страны.
Субсидии достаются агрохолдингам
Если по совести, то депутаты – как краевые, так и федеральные – обязаны делать всё для того, чтобы каждое крестьянское подворье развивалось и чтобы со временем каждое из них могло перерасти в фермерское хозяйство. Что для этого необходимо? Не так уж и много. Требуется помочь ему в приобретении породистого скота, в налаживании ветеринарного обслуживания, бухгалтерского учёта. Власти никак не поймут, что дешёвую продукцию может дать лишь малый и средний бизнес, который, к сожалению, настоящей поддержки от государства пока не получает. Фермеры и особенно личные подсобные хозяйства остаются на обочине без серьёзной финансовой поддержки государства.
А пока что сельское хозяйство страны контролируют олигархи. Поэтому свыше 90 процентов субсидий государство отдаёт им. Из 200 миллиардов рублей, выделенных на поддержку села, более 80 процентов достались крупным агрохолдингам.
Но для холдингов важнее личная выгода. Несмотря на то, что в эти структуры вливаются огромные деньги, цены на продовольственные товары всё время только растут. Нас, потребителей, такое положение дел, конечно, не устраивает.
Николай ШЕБАЛКОВ
Фото Виктора Нестеренко