№ 11 (3741) 20.03.2019

ЧЕМ БЫ ДИТЯ НИ ТЕШИЛОСЬ…

Польза и вред современных увлечений подростков

Поколение тех, кому больше тридцати лет, сегодня с удивлением, а чаще – даже с негодованием наблюдают, какой досуг выбирают для себя нынешние дети. Если в 80-90-х годах прошлого столетия ребятня повально стремилась во дворы, теперь зеркально обратная ситуация – на улицу и не выгонишь. Подростки, в большинстве своем, воспринимают это как наказание, а не поощрение.

Такую тенденцию с грустью констатируют многие родители. Попытки рассказать и «заразить» юное поколение играми, от которых просто фанатели сами взрослые в своем детстве, оборачиваются фиаско. Ну не цепляют поколение NEXT увлечения прошлого века. Мотаться по дворам и его закоулкам, делясь на казаков и разбойников, или мутузить друг друга в борьбе за гордое звание «царя горы» на ледяном возвышении кажется им занятиями глупыми и устаревшими. Больше прельщает виртуальное пространство, где есть и спецэффекты – звуковые и визуальные, и всякие невероятные герои. Да и себя можно позиционировать как не просто мальчика 10-14 лет, а супергероя с крутым никнеймом.

Впрочем, об интернет-увлечениях подростков чуть позже. Сначала – о том, что они предпочитают мастерить и вертеть в руках.

Мирные «штучки»

Итак, большинство из таких, не связанных с интернетом подростковых «залипалок», в принципе, знакомы и старшему поколению. Просто они претерпели некие закономерные изменения. Так, например, если в моем детстве мальчишки создавали липучки-тянучки из подручных средств, отыскивая где-то на стройках вязкую резину или замазку (герметик), ныне нечто подобное покупают в магазинах или же делают своими руками, соревнуясь друг с другом в мастерстве изготовления.

Слаймы, лизуны, слизи и им подобные липкие забавы – одно из самых распространенных сейчас увлечений детей и подростков и настоящая беда для взрослых. Если с помощью пресловутой липучки в 80-90-х пацаны портили парты и волосы девчонок, то сегодня модернизированные тянучки создают не меньше аналогичных проблем. Скажем, в некоторых школах активные противники лизунов даже создают петиции против их поклонников, устав от бесконечных приколов в виде налепленных на стулья или парты вязких субстанций. На самом же деле эта вещь, если не злоупотреблять ею, в чем-то даже полезна, ведь, разминая в руках подобие резины, ребенок оказывает услугу собственным ладоням и пальцам, которые страдают из-за малоподвижности, особенно если дитя – заядлый гаджетоман.

Средство для релакса

Кстати, производство современного лизуна (или слайма) не вызывает особых сложностей. Даже продавщицы аптек на вопрос: «Есть ли у вас тетраборат натрия» реагируют на него с улыбкой, прекрасно понимая, для чего это средство нужно юному покупателю. Смешивая его с клеем и водой в определенных пропорциях, дети добиваются нужной консистенции, создавая мягкую и податливую игрушку.

«Ничего плохого в лизунах не вижу, — комментирует психолог Инна Данченко. – По крайней мере, процесс их создания и дальнейшего ухода за ними носит позитивную подоплеку: это проявление творческой жилки ребенка и затем – формирование способности и желания ухаживать, заботиться о плодах собственного труда, пусть и неодушевленных. К тому же не случайно их относят к разряду антистрессов: эти тянучки и впрямь помогают расслабиться».

Схожий эффект, кстати, имеют и пресловутые спиннеры, на которые ажиотаж спал лишь совсем недавно. Их, между тем, тоже можно изготовить самостоятельно, чем и занимались некоторые рукастые папы вместе со своими детьми, используя обычные подшипники, резину и скрепляющие материалы. Та же история с так называемыми сквишами – милыми поролоновыми мягкими игрушками, восстанавливающими форму после сжатия.

Хорошо забытое старое?..

Психолог Инна Данченко советует родителям разделять подобные занятия с детьми, а не категорично противиться им. Это – главный принцип конструктивного взаимодействия с собственными чадами, способный уберечь их от злоупотребления нестандартными увлечениями, мода на которые порой раздувается искусственно самими производителями тех или иных «фишек». К их числу ныне относятся набирающие популярность попсокеты, мини-арбалеты, блоки-антистресс. Последние, по сути, это видоизмененные всем известные кубики Рубика. Если лет 20 назад они были типовыми квадратами с крутящимися кубиками, отличающиеся лишь размером, то сейчас разновидностей форм – не счесть. Как и интерпретаций других головоломок – лабиринтов, стальных и проволочных замысловатых конструкций, которые ребенок должен распутать и т.д.

«Тенденция замечательная! – уверена на этот счет наша собеседница Инна Данченко. — Любая логическая игра полезна тем, что развивает мышление ребенка, а тут блоки и детали головоломок нужно еще и крутить, что, опять же, является плюсом для развития моторики».

Не вызывает у психолога опасения и мода на попсокеты – пластиковые или металлические приспособления для смартфонов, которые крепятся сзади устройства и позволяют держать их в полувертикальном, наклонном положении. Сегодня ими наводнены практически все магазины электроники и детских товаров, а сами юные владельцы гаджетов хвастаются друг перед другом, конкурируя в том, чей попсокет красивее и удобнее.

По словам психолога, это увлечение безобидно. В отличие от мини-арбалетов (традиционно пришли к нам из Китая), которые хотя и тренируют ловкость рук и остроту зрения владельца, но все-таки несут определенную угрозу, ведь это как-никак оружие, пусть и крошечное. Более того, дети быстро сообразили, что зубочистки, использующиеся как стрелы, легко заменить более прочными материалами – иглами, например. А они могут нанести уже гораздо больший вред мишени, в роли которой зачастую оказываются птицы, животные, да и сами же школьники…

Лимит и доверие

Что же касается интернет-увлечений нынешних подростков, взрослые по-прежнему видят в них большую угрозу — как для физического, так и умственного и морально-нравственного развития детей.

«Все прекрасно понимают, что чрезмерное пребывание ребенка в сети несет одни минусы, — комментирует психолог Данченко. – Но если полностью отказаться от гаджетов в наш цифровизированный век не получается, необходимо хотя бы минимизировать вредные факторы. Родителям нужно лимитировать игры и общение в соцсетях своих детей. Медики говорят, что допустимое время нахождения в разного рода электронных девайсах в зависимости от возраста ребенка – от 30 минут до часа. Это распространяется не только на смартфоны и компьютеры, но и телевизор тоже, ведь злоупотребление ими прямиком ведет к гиподинамии и всем сопутствующим проблемам со здоровьем».

Свести к минимуму всякого рода интернет-риски поможет все та же солидарность с ребенком, чуткое участие в его виртуальной жизни и ее гибкое регулирование, основанное на доверительных отношениях. Жесткий запрет, скажем, на онлайн-игры из разряда шутеров, экшенов и хороров (стрелялки, ужастики) может привести к обратному эффекту, еще больше подогрев интерес подростка и побудив его к участию в них тайком. Резоннее вместе «разобрать по полочкам» плюсы и минусы таких битв, попытаться развенчать их мнимый героизм.

В отрыве от жизни

«Главная беда таких игр, построенных на принципе «убил – выжил», в многократности попыток и потере понимания, что в реальности такого быть не может, не говоря уже о культивации жестокости как таковой, — объясняет психолог. – В наше время мальчишки, а иногда и девчонки, тоже играли в стрелялки, детективы и так далее, правда, все это происходило на улице, вживую. Отличие же в том, что когда ты, войдя в азарт, получаешь от противника вполне ощутимый физический урон (синяк, царапину, ушиб), автоматически срабатывает инстинкт самосохранения в виде прекращения опасной игры. Ребенок понимает, что может пострадать сам или принести боль кому-то из сверстников. Залечивание ран тоже не проходит безболезненно, ребенок чувствует и осознает, что руки, ноги, голова – у него единственные, и их надо беречь. То есть он получает наглядный урок, чем опасны те или иные действия».

В онлайн-игре эти грани полностью стираются: нет жалости ни к виртуальным соперникам, ни к самому себе (как к персонажу игры), тем более что все герои могут несколько раз «возродиться». Все это, увы, может проецироваться и на восприятие реальности – со всеми вытекающими…

Культовая унификация

Об этом многократно говорилось, но, к сожалению, многие взрослые до сих пор недооценивают подобные грустные последствия. Касается это и, казалось бы, безобидных, не кровавых, онлайн-игр, которые также не дают их участникам каких-либо полезных в жизни навыков, за редким исключением.

«Есть такие, которые развивают логику, некие конструкторские, архитектурные или художественные способности, однако следует помнить, что без практических уроков все равно не обойтись», — говорит Инна Данченко.

В качестве примера она приводит такую культовую в подростковой среде игру, как Майнкрафт и подобные, создающие иллюзию построения собственного мира посредством различных виртуальных материалов (камень, древесина и др.) в виде кубиков. Вроде бы процесс строительства призван развивать креативное, гибкое мышление. А одновременное преодоление трудностей (в названной игре участники сталкиваются с нападениями других персонажей) воспитывает умение выживать в сложных обстоятельствах. Но деструктивное воздействие кроется в унификации всех шагов, их шаблонности и молниеносности (в жизни же мгновенные результаты крайне редки). Еще один минус – в агрессивном окружающем мире данной игры, вынуждающем обороняться и атаковать, что отражается впоследствии и на поведении детей в настоящей жизни. Кроме того, не стоит забывать о том, что столь любимая подростками игра сетевая, а значит, юные геймеры не застрахованы от сомнительных виртуальных контактов.

«Некоторые родители заблуждаются по поводу безвредности этой и схожих онлайн-игр, — полагает психолог. – Они точно так же негативно преломляют сознание детей и способны превращать их в жутких игроманов и социальных изолятов, как и остальные. Поэтому и в данном случае взрослые должны стараться отвлечь ребят от мира виртуального, заинтересовав их жизнью реальной. Пусть уж лепят слаймы и крутят кубик Рубика. А еще лучше – наконец, выйдут на улицы и попробуют применить свои виртуальные навыки вживую, причем – в позитивном русле».

Грамотный контроль

В целом, советует Инна Данченко, интернет-пространство, в котором пребывает ребенок, нужно грамотно контролировать и регламентировать, адекватно оценивая плюсы и минусы тех или иных веб-ресурсов и вмешиваясь в процесс, если что-то явно не так.

Никто, конечно, не призывает параллельно с сыном или дочкой становиться заядлым геймером или завсегдатаем каких-то сомнительных чатов. Но желательно хорошенько вникнуть в суть и детали конкретного интернет-хобби чада – тогда вести конструктивные диалоги с ним можно будет эффективнее.

«К тому же вы приобретете в глазах подростка дополнительный авторитет в силу своей осведомленности, компетентности в предмете его увлечения. А на дружеской волне, как известно, гораздо проще договориться. К примеру, по поводу отказа от того или иного вредного вида времяпрепровождения. Только к этому решению вы должны прийти вместе», — резюмирует психолог.

Инга САМОЙЛОВА

Фото из свободных источников

Наверх