«ЧЁРНАЯ» ЗАРПЛАТА — ПРИЧИНА ПЕЧАЛИ
Каждое третье заявление ставропольцев, которое поступает в Госинспекцию труда, касается неоформленных трудовых отношений.
Причем, как правило, человек жалуется только тогда, когда уже возник конфликт из-за невыплаты зарплаты.
Об этом на пресс-конференции рассказала главный государственный инспектор труда в Ставропольском крае Людмила Хохрякова.
Проверки без уведомления
Контроль предприятий осуществляется инспекторами труда в рамках плановых и внеплановых проверок, и штрафные санкции за нарушения весьма серьезные.
Инспекция проводит проверки, прежде всего, для легализации трудовых отношений. Был период, когда в целях такой легализации допускались только уведомительные проверки. «Не секрет, что когда мы заранее предупреждаем работодателя, он готовит документы так, что найти нарушения уже невозможно», — поясняет Людмила Хохрякова.
Однако с января 2018 года были внесены изменения в статью 360 Трудового кодекса, что дало право инспекции проводить проверки без уведомления работодателя – достаточно сообщить об этом в прокуратуру. И это приносит свои результаты.
Каждое третье заявление граждан, которое поступает в инспекцию, касается неоформленных трудовых отношений. Причем, как правило, человек обращается в инспекцию только тогда, когда уже возник конфликт из-за невыплаты зарплаты.
Хохрякова поясняет, что таких понятий как «стажировка» или «практика» без оформления договорных отношений просто не существует. В трехдневный срок работодатель и работник обязаны заключить трудовой договор, где прописаны все гарантии оплаты труда и обязанности сторон. За прошлый год инспекции удалось добиться оформления 460 трудовых договоров, а с 1 января по 1 мая этого года – 160-ти.
Инспекция плотно сотрудничает с налоговой службой, куда передается информация по поводу выплаты зарплат «в конвертах». Помимо штрафных санкций со стороны инспекции, на предпринимателя могут наложить штрафы и налоговики. Так что отказ оформлять работника может сильно опустошить карман самого работодателя.
Ежеквартально инспекция отчитывается перед губернатором о проведенных проверках. Органам местного самоуправления дается указание проводить мониторинг на своей территории и передавать информацию о нелегальных трудовых отношениях в инспекцию. Инспекция часто применяет метод внеплановых проверок. «Фактор внезапности, когда работодатель не знает, что придет инспектор, дает свои результаты», — говорит Хохрякова.
Только через суд
Очень много жалоб поступает по поводу невыплаты «черной» зарплаты. Но доказать что-либо в этом случае весьма затруднительно. Главный инспектор советует обращаться в суд и предъявлять любые подтверждающие документы, начиная с сохранившегося служебного удостоверения и кончая любой накладной, подтверждающей наличие трудовых отношений.
Сейчас задолженность по зарплате может даже привести к уголовной ответственности, если она составляет более двух месяцев. В реестре предприятий-должников у инспекции к настоящему моменту числится 45 предприятий, однако большую часть (61 млн рублей) составляют долги предприятий-банкротов, и только 17 млн рублей должны экономически активные предприятия. Между тем с банкротов забирают средства в первую очередь за неуплаченные налоги, и лишь после погашения налоговой задолженности дело доходит до зарплат.
При губернаторе работает комиссия, которую возглавляет зампредседателя правительства Ирина Кувалдина. Два раза в месяц проходят заседания, куда приглашаются должники, которые должны представить график выплаты задолженности.
На вопрос о положении в крае так называемых «предпенсионеров» Хохрякова привела некоторые цифры, которые, честно говоря, не очень впечатляют. С августа 2017 года инспекция проводит соответствующие проверки совместно с центром занятости. В 2018-м с помощью таких проверок на работу были возвращены семь человек, а с начала этого года – еще один.
В Трудовом кодексе недавно произошли большие изменения. До конца 2018-го все работодатели были обязаны провести специальную оценку условий труда. Штрафы за нарушения в этой сфере сейчас составляют от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц и 60-80 тысяч — для юридических лиц.
На сайте трудовой инспекции есть так называемый электронный трудовой инспектор. Это 33 опросных листа, с помощью которых любой может пройти тесты на знание трудового законодательства. Особенное прикладное значение имеет эта опция для предпринимателей — дабы избежать штрафов.
Журналисты – тоже наемные работники, и, естественно, их непосредственно волнуют те же вопросы, что и других людей, принадлежащих к этой категории. Например, порядок ухода в отпуск. Если человек несколько лет не был в отпуске, то по ранее действовавшему законодательству отпускные ему платились лишь за два года. В октябре 2018 года Верховный суд РФ постановил, что должны оплачиваться все года без отпуска. Также в Трудовой кодекс внесено следующее изменение: до 15 декабря работодатель обязан сформировать годовой график отпусков и ознакомить с ним работников.
Дифференцированный подход
В свое время Карл Маркс подробно описал противоречия труда и капитала. Если кто-то наивно думает, что они исчезли, то он глубоко заблуждается. На вопрос «СГВ» о том, нет ли противоречий между интенсивными проверками, которые проводит инспекция, и призывом Президента Владимира Путина «хватит кошмарить бизнес», Людмила Хохрякова подробно остановилась на принципах проведения проверок.
Во-первых, проверки могут проводиться без разглашения персональных данных жалобщика. В 2016-2018 годы были объявлены «налоговые каникулы» для ИП, и инспекция три года их не проверяла. В настоящее время периодичность проверок зависит от категории риска предприятия. Этот риск присваивается предприятию в зависимости от нескольких показателей.
Обязательно учитывается штатная численность, сфера деятельности и коэффициент добросовестного поведения (количество несчастных случаев, наличие задолженности по зарплате, наличие административных взысканий). Совокупность показателей определяет категорию риска, по которой устанавливается периодичность проверок.
Не реже одного раза в два года – если высокая категория риска, при значительном риске – не реже раза в три года, раз в пять лет – для средней категории, для умеренной – раз в шесть лет, и при низком риске плановые проверки вообще не проводятся.
Сергей ТАВРОВ
Фото Виктора Нестеренко