АРИСТОКРАТ ПО КРОВИ И НА ЭКРАНЕ
Трудно найти среди советских и российских актеров того, кто бы превзошел Игоря Дмитриева по количеству сыгранных баронов, графов, князей.
Чему же удивляться? Ведь он аристократ по крови. В начале романа Льва Толстого «Война и мир» представлен салон Анны Шерер, фрейлины императрицы Марии Федоровны. Это реальное лицо, и в ее семье был небольшой секрет: дворовая девушка Авдотья родила от сына фрейлины Адама ребенка. Анна Павловна предложила Авдотье вольную за то, чтобы она отдала мальчика ей. Обмен состоялся, и ребенок, названный Адольфом, стал воспитываться у бабушки-аристократки. У Адольфа родилась дочь Александра, которая потом вышла замуж за офицера императорской кавалерии Петра Дмитриева. А у них родился сын Борис, ставший заядлым яхтсменом. Он женился на балерине Елене Таубер. От этого брака на свет появился мальчик Игорь, которому Анна Шерер приходилась родной прапрабабушкой.
Игорь родился 29 мая 1927 года в Ленинграде. Отец рано оставил семью, и мальчика воспитывали бабушка с дедушкой, так как мать была постоянно занята, выступая в мюзик-холле и цирковом балете. Игорь с детства был уверен, что тоже станет артистом. Уже в семь лет он участвовал в школьной самодеятельности, а чуть позже его приняли в ансамбль песни и пляски при Дворце пионеров. В ансамбле, которым руководил композитор Исаак Дунаевский, развились музыкальные способности мальчика: он хорошо пел и танцевал. Когда Игорю было 12 лет, он снялся в картине Файнберга «Голос Тараса» в роли польского гимназиста.
Возвращение в Ленинград
Когда началась война и возникла угроза блокады Ленинграда, Игорь и мать вместе с Мариинским театром и хореографическим училищем эвакуировались в Пермь (тогда Молотов). Здесь Елене Ильиничне пришлось пойти на преподавательскую работу в хореографическое училище. Под городом, в поселке Нижняя Курья, где они жили, находился клуб речников, и школьник Дмитриев охотно выступал там, а также перед ранеными в госпиталях: пел, танцевал, читал стихи… Ему шел шестнадцатый год, когда он узнал, что при драматическом театре открывается студия. На вступительных экзаменах читал финальную сцену между Арбениным и Ниной из лермонтовской драмы «Маскарад», и эту попытку выступить в роли сразу двух персонажей вспомнит впоследствии.
В 1944 году юноша отправился в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ, где вместе с ним учились тоже ставшие потом известными Андрей Гончаров, Александр Михайлов, Михаил Пуговкин. Через четыре года Дмитриев получил заветный диплом и вернулся в родной Ленинград, где молодого актера приняли в труппу драматического театра, который сейчас носит имя Веры Комиссаржевской. Начал он здесь с матроса Гошева в пьесе Капицы «В открытом море», а первым его аристократом на этой сцене был князь Ветринский в водевиле «Лев Гурыч Синичкин», он пел, танцевал и так удачно импровизировал, что был особо отмечен на смотре творческой молодежи в Ленинграде и очень полюбился зрителям. Актер прослужил в этом театре почти двадцать лет, одновременно снимаясь в фильмах в самых разноплановых ролях, среди которых наиболее заметным был Евгений Листницкий в «Тихом Доне». В 1967 году уехал к друзьям в Италию погостить, договорившись со своим дублером, что тот его заменит в спектаклях. Директор не стерпел такого самоуправства и уволил его.
Один во всех ролях
Расставшись с театром, Игорь Борисович пошел на «Ленфильм», где работала редактором его жена Лариса, окончившая полиграфический институт. Снимался активно не только на этой студии, но и на других, в том числе зарубежных. Ему довелось играть вместе с такими звездами, как Элизабет Тейлор, Ава Гарднер, Имре Шимкович, Беата Тышкевич, Уго Тоньяцци. Трудно перечислить его фильмы, даже отечественных более ста, но всем запомнились образы, созданные Дмитриевым в «Собаке на сене», «Сильве», «Летучей мыши», «Звезде пленительного счастья», и, конечно, невозмутимый полковник Джеральдин в «Приключениях принца Флоризеля».
Но как бы ни радовали успехи в кинематографе, Дмитриева все равно манила сцена. Вспомнив, как в Перми читал за Арбенина и Нину, Игорь Борисович создал уникальный моноспектакль «Маскарад», в котором играл все роли: Арбенина, Нины, баронессы Штраль и т. д. Спектакль пользовался большим успехом и был представлен на разных сценах страны более 60 раз!
Наверное, Игорь Борисович имел основания чувствовать себя счастливым, будучи востребованным в кино и в театре – в 1984 году его пригласили в труппу ленинградского театра комедии, где он блестяще играл в постановках «Все могут короли», «Ночь в Венеции», «Бешеные деньги» и других. По приглашению Большого драматического театра он играл в спектакле «Таланты и поклонники». Актер создал около 30 телепрограмм под названием «У Игоря Д…», которые были удостоены Гран-при «Золотой конек» на международном фестивале «Бархатный сезон». В 2000 году он отметил 50-летие сценической деятельности, выбрав для бенефиса пьесу «Милый лжец». Этот юбилей народного артиста РСФСР стал громким событием в театральной жизни Санкт-Петербурга.
В конце 1990-х умерла его жена, потерю которой он переживал очень тяжело. В 2006 году у него случился инсульт, но он поборол болезнь и вернулся на сцену. Однако в январе 2008 года со вторым инсультом справиться не смог.
Идиллия ДЕДУСЕНКО