№ 10 (3689) 14.03.2018  

ОЧЕВИДНОЕ ИЛИ НЕВЕРОЯТНОЕ

Какие прогнозы на президентские выборы дают местные эксперты

Предвыборная гонка близится к финишу — в это воскресенье, 18 марта, россияне будут голосовать за своих кандидатов на пост главы государства.

Палитра яркая — по алфавиту: Сергей Бабурин, Павел Грудинин, Владимир Жириновский, Владимир Путин, Ксения Собчак, Максим Сурайкин, Борис Титов, Григорий Явлинский. Кандидаты на любой вкус. Эксперты же отмечают разброс настроений — от явной апатии и равнодушия к предстоящему голосованию до активного проявления гражданской позиции. Часть наших соотечественников на самом деле не верит в возможность перемен. Одних всё устраивает, другие намерены доказать, что благодаря собственному участию есть шансы хоть что-то изменить. Можно смело предположить, что для этих выборов формат «голосуют ногами» будет неактуален. Люди всё-таки пойдут на участки и воспользуются своим правом голоса. Насколько активен будет наш регион и кому отдаст предпочтение?

Один или два тура?

– Прогноз результатов выборов всегда относителен. Гадать о конкретных процентах дело неблагодарное, но можно попытаться определить общую динамику и основную повестку дня избирательной кампании, — говорит доктор социологических наук, профессор, директор-научный руководитель Центра международных и межрегиональных системных исследований и прогнозирования «Мир Кавказа» Максим Васьков. — Основные вопросы: победа одного из кандидатов в первом туре или все-таки кажущийся практически невероятным второй тур? Скорее всего, результат будет очевиден в первом туре, иначе произойдет «слом легитимности существующего политического режима», как это понимают в Кремле. Опыт выборов показывает, что второй тур резко повышает шансы любого прошедшего в него кандидата от оппозиции. Отсюда второй вопрос — будут ли «сушить явку» для повышения результатов голосования за действующего президента через дисциплинированное голосование и подтасовки или в верхних эшелонах власти есть вера в условные 86%? Или оппозиции удастся повысить протестное голосование? И где в таком случае будет предел возможным нарушениям и фальсификациям? Совсем за гранью фола или соблюдая определенные внешние приличия? — подчёркивает наш собеседник.

Об использовании административного ресурса хорошо известно, особенно бюджетникам. Что лукавить, многим на службе в обязательном порядке, как рассказывают, настоятельно рекомендовано представить доказательства посещения избирательного участка. Отдельные сознательные руководители намекают, что и фото с бюллетенем не помешает для подтверждения факта исполнения гражданского долга. Варианты подтверждения обсуждают, вместе с тем не стоит обвинять наших земляков в отсутствии гражданственности и патриотизма.

Инерционный сценарий?

– Традиционно по Ставропольскому краю стабильная явка избирателей приблизительно от 60% в 2004 и 2012 годах до 66% в 2008 году. Выборы‑2008 содержали эффект новизны за счёт Дмитрия Медведева, от которого первоначально ожидали политики обновления. Другой вопрос, что эти надежды тогда не оправдались. Можно говорить и о стабильном результате Владимира Путина — 64% плюс-минус десятые. В принципе, исходя из имеющейся информации, близкий результат по Ставрополью можно спрогнозировать и для предстоящих выборов, с учетом напряжения административного ресурса: победа действующего президента в один тур при явке немногим выше 60%, — говорит профессор Васьков, — Но есть и ряд аспектов, которые могут внести разнообразие в такой инерционный сценарий. Сейчас можно сказать, что появился новый фактор, которого не было на предыдущих выборах. Новое лицо в политике — Грудинин. Практически мгновенно получена широкая известность за счет бренда КПРФ и личных качеств, но без значимого антирейтинга. Информационная кампания, развернутая против него, начинает давать обратный эффект и показывает страх действующей власти перед реальным соперником. И опасения перед «призраком» второго тура, что сплачивает протестный электорат. Фактор нового имени на политической арене может привести к снижению результата для Владимира Путина до минимальных победных показателей в первом туре при росте явки за счет протестных избирателей, — констатирует наш эксперт.

Безусловно, своих избирателей найдут все кандидаты — Сергей Бабурин с лозунгом «За русских!», ранее звучавшим из уст Жириновского. И сам Владимир Вольфович, стабильно получающий голоса своих сторонников. Голоса Григория Явлинского (выглядит он несколько уставшим и разочарованным) частично достанутся Ксении Собчак. Максим Сурайкин попытается «разбить» электорат КПРФ. Как это будет выглядеть в процентах? Сколько наших сограждан отдадут им своё предпочтение? И так ли важны прогнозы, когда есть собственное мнение?

Голосует Кавказ!

Какой будет ситуация по выборам по всем нашему округу? Специалисты отмечают, что в целом для Северного Кавказа она далеко неоднозначна. — Понятен будущий результат по Чеченской Республике, где традиционно самая высокая в СКФО явка и прогнозируемый результат, но в других регионах, по сравнению с предыдущими выборами, возрос протестный потенциал, — считает Максим Александрович. — В Дагестане одним из ключевых факторов резкой активизации антикоррупционной политики стало снижение рейтинга Владимира Путина, которого население начало воспринимать не как защитника от терроризма и гаранта баланса интересов, а как гаранта сложившейся в республике сверхкоррумпированной системы власти. Здесь важную роль сыграло разрушение ранее сложившейся при Рамазане Абдулатипове региональной системы сдержек и противовесов в национально-клановой политике. Недавние жёсткие антикоррупционные действия, назначение главы, нейтрального по отношению к местным кланам (которые, как показала реальность, не пользуются массовой народной поддержкой), смогли ситуацию сделать более благоприятной для действующего президента. Негативную динамику для нынешней власти вполне может показать Северная Осетия-Алания. Здесь присутствует раскол в республиканской элите, активизация политических амбиций конкурентов Вячеслава Битарова, постоянные обострения отношений с Ингушетией. Всё это — на фоне экономического спада и традиционно сильных позиций коммунистов в президентских избирательных кампаниях. Для политических конкурентов Битарова вывод следующий: для смены власти в регионе нужно просто не дать обеспечить нужный федеральному центру результат, и игра будет сделана. В РСО-Алании вполне возможно падение как уровня явки, так и результата для Путина в целом, — отмечает профессор Васьков.

Еще по теме: Выборы: калейдоскоп

Удастся ли Карачаево-Черкесии повторить результат в 91,36% президентских выборов‑2012? У нашего эксперта большие сомнения: «Причины в принципе те же. Для Адыгеи, Кабардино-Балкарии нужный власти результат будет получен при возможном небольшом снижении показателей по явке и по результату Путина, это будет победа в первом туре, но есть серьезное сомнение, будет ли результат, как раньше, или стоит ожидать разрыва сложившегося шаблона? В Ингушетии результат может быть хуже для Путина, чем ранее — 92,2% в 2012 году». Как подчёркивает собеседник «СГВ», в республике наметились проблемы, которые отсутствовали или которых было меньше во время предыдущих избирательных кампаний.

«В частности, произошло осложнение отношений между тейпами Евкуровых и Евлоевых, идет рост рейтинга Собчак и Грудинина, при крайне слабой и неэффективной информационной политике в республике и на фоне развития экономического кризиса» — таково мнение профессора Васькова.

Между тем есть иная точка зрения — в РИ, где весьма заметен и активен позитивный курс развития под руководством действующего главы, ожидают высокую явку и победный результат Владимира Путина. К слову, для многих россиян весьма весомо сравнение с 1990-ми — что было тогда с Россией, что было тогда здесь, на Северном Кавказе и какова нынешняя ситуация.

«Каруселей» не будет?

Что касается прозрачности хода голосования и подсчёта результатов, вопрос использования административного ресурса и возможных фальсификаций по-прежнему на плаву. «Сейчас можно говорить об определенных опасениях и о том, на чём они основаны, — объясняет наш эксперт. — Возможность голосовать вне своего избирательного участка, агрессивная реклама такой возможности в масс-медиа, возможность голосовать по российским паспортам лицам с двойным гражданством, особенно в Абхазии и Южной Осетии. Причем если в отношении Южной Осетии ситуация ясна, количество голосов относительно невелико и голосование в поддержку  Путина будет искренним и обдуманным, с учетом защиты Республики Южная Осетия в 2008 году, действенной помощи со стороны России во всех вопросах развития республики. В Абхазии количество избирателей больше и они могут при необходимости существенно повлиять на корректировку результатов в Краснодарском крае, если будет снова использована практика голосования на территории края. Не вызывает сомнений и расширение практик дисциплинированного голосования», — подчёркивает Васьков.

Административный ресурс — фактор весьма существенный и действенный. В ситуации с высоким уровнем безработицы вряд ли кто рискнёт лишиться премии, а то и места. Речь, как о рядовых тружениках, так и о чиновниках высокого ранга.

– Первые лица на местах нередко несут персональную ответственность за ход голосования, — говорит доктор политических наук, профессор Сергей Передерий. — Но дело и в другом: сейчас очень важно, чтобы власть, выбранная 18 марта, была признана легитимной. В сложившейся ситуации с учётом мировых тенденций в отношении к России это будет иметь колоссальное значение. Потому те, кто сопровождал выборы последних лет, оказались перед дилеммой: либо действовать по отработанной схеме, тогда возникнет масса вопросов по прозрачности голосования, либо отказаться от подтасовок. С одной стороны, тянет использовать привычную схему, с другой — понятно, чем это чревато. Потому на этих выборах вряд ли будут нашумевшие «карусели». «Идёт поиск новых средств, технологий и методов, не так бросающихся в глаза, менее заметных. Не исключено, что в целом фальсификаций будет немного», — констатирует профессор Передерий.

Елена ЕВДОКИМОВА

КСТАТИ

Как стало известно «СГВ», ход и результаты выборов (громкие скандалы, низкая против запланированной явка и успехи оппозиционных кандидатов) действительно могут сказаться на политической карьере первых лиц регионов России, в том числе трёх субъектов СКФО. В «кремлёвском списке на выбывание» — главы КБР, РСО-Алании и Ставрополья.

Наверх