«Ваш подмосковный ставрополец – Виктор Боков» — под таким названием в Ставропольском государственном музее-заповеднике им. Г. Прозрителева и Г. Праве открылась выставка, посвященная жизни и творчеству замечательного российского поэта. Она проводится в рамках Года литературы.
Еще до открытия выставки из зала доносилась веселая песня «На побывку едет молодой моряк» — к выступлению готовился вокальный ансамбль «Русские узоры», который вместе с танцевальной группой «Суботея» составлял концертную часть мероприятия.
Открыла встречу организаторов выставки с почитателями поэзии В. Бокова и потом читала его стихи актриса, искусствовед, режиссер творческого объединения «Аккорд» Галина Близно. Она отметила, что эта выставка своего рода подарок ставропольцам от «Дома-музея поэта В.Ф. Бокова» из Подмосковья. Группа сотрудников музея во главе с директором Анастасией Остапенко привезла в Ставрополь значительную часть экспонатов, по которым можно проследить весь жизненный путь поэта. Анастасия Викторовна в своем выступлении сказала, что главная задача их музея – популяризация творчества В. Бокова. За 12 лет музей посетили несколько тысяч человек, а его сотрудники провели более 70 мероприятий.
О большой значимости поистине русской поэзии В. Бокова для современной молодежи говорил член Союза писателей России, главный редактор альманаха «Литературное Ставрополье» Владимир Бутенко, который и сам вырос на песнях, написанных на стихи В. Бокова, — в них чистота и правда слова.
Проникновенным было выступление доктора филологических наук, профессора Северо-Кавказского федерального университета, члена Союза российских писателей Вячеслава Головко. Это и понятно: на протяжении многих лет Вячеслав Михайлович поддерживал дружеские отношения с Виктором Федоровичем не только перепиской, но не раз принимал его на Ставрополье, сам ездил к нему в гости, а главное, активно собирал материалы, связанные с жизнью и творчеством поэта. В экспозициях выставки они заняли три больших стенда.
«Он укутал всю Россию в оренбургский свой платок»
Все экспозиции выставки приближены к тем, что существуют в музее, открытом в сентябре 2003 года в деревне Язвицы Сергиево-Посадского района Московской области (кстати, это единственный музей, созданный еще при жизни человека). Здесь личные вещи Виктора Федоровича: плащ, кепка, портмоне, в котором он всегда носил фотографии матери Софьи Алексеевны, отца Федора Сергеевича, жены и детей. Предметы крестьянского быта (медный самовар, утюг на углях, керосиновая лампа и др.), типичные для центральной полосы России 19 – 20 веков, — свидетельства обстановки, в которой рос будущий поэт. Книги поэта, многочисленные фотографии рассказывают о его жизни, о творческих встречах с исполнителями песен, написанных на его стихи, а это Людмила Зыкина, Александра Стрельченко, Ольга Воронец, Валентина Толкунова, Геннадий Заволокин… Кстати, Виктора Федоровича называют инициатором создания телевизионной программы «Играй, гармонь», которую вел Г. Заволокин. И сам он любил поиграть на гармошке или балалайке, и эти музыкальные инструменты тоже представлены на выставке. Другие экспонаты, книги поэта, автографы знаменитых писателей раскрывают жизненные и творческие принципы Виктора Федоровича, черты его характера. По воспоминаниям многих людей, когда он приезжал в родную деревню, то, проходя по главной улице, успевал перецеловаться со всеми знакомыми. Самый характерный для него жест – это широко раскинутые руки, будто он хотел обнять всех встречных и отдать каждому частицу своего доброго сердца. Таким он запомнился и на сцене во время встреч с артистами и читателями. Как говорили о нем друзья, Виктор Федорович всегда был готов всех «вовлечь в свой радостный и певучий мир».
Мир его поэзии действительно можно назвать певучим, ведь Виктор Боков и прославился прежде всего как поэт-песенник. Его стихи легко ложились на музыку, близкую народу. Казалось бы, совсем простые слова, а несут очень четкую мысль и наполнены какой-то особенной теплотой, как например в песне «Я назову тебя зоренькой», или задором – «На побывку едет молодой моряк», мужеством – «На Мамаевом кургане тишина», любовью к Родине – «Гляжу в поля просторные»…Все они воспринимаются как фольклорные произведения, настолько близок их язык к народному. И исполняли их певцы и певицы с истинно народными вокальными данными, с особенным мастерством – Людмила Зыкина, умевшая передать все нюансы эмоций, заключенные в простых и трогательных словах. Разве можно забыть исполненный ею «Оренбургский пуховый платок»?
У этой песни интересная история. В 1958 году Виктора Бокова пригласили в Оренбургскую область, чтобы подготовить репертуар для создаваемого народного хора. К тому времени он проявил себя как блестящий знаток фольклора, собиратель частушек, автор нескольких статей на эту тему и составитель антологии «Русская частушка». Вместе с композитором Григорием Пономаренко Виктор Федорович создал несколько песен для нового хора, но все-таки полного удовлетворения не испытывал, все казалось, что чего-то, может, самого главного не хватает. И тут Виктор Федорович увидел местную достопримечательность – теплый платок из козьего пуха. Он купил его и отправил в подарок матери. Бывает, что вдохновение настигает творческого человека неожиданно. Так и случилось с Виктором Федоровичем – он даже не вышел из здания почты, когда к нему пришли первые строчки песни, ставшей потом знаменитой. Здесь же, на почте, он сел за стол и написал текст будущего шедевра. С почты отправился на репетицию хора, здесь быстро подобрали музыку – и родилась песня, которая живет уже более пятидесяти лет. О популярности этой песни говорят слова поэта А. Пьянова, начертанные на одной из представленных на выставке книг, посвященных В. Бокову: «Он укутал всю Россию в оренбургский свой платок».
ГУЛАГ не сломил жизнестойкий характер
Можно только удивляться, как Виктор Федорович сумел сохранить главные черты своего характера – доброту и радостное восприятие жизни. Ведь его судьбу с полным правом можно назвать нелегкой, доходившей порой до трагизма. Крестьянский мальчишка, родившийся в августе 1914 года в глухой деревне Язвицы (всего 54 двора) Владимирской губернии, рано познал тяжелый труд. Советская власть, только установившаяся в стране, дала возможность пареньку учиться. Он, как и его сверстники, прошел сначала ступени начального обучения (на выставке представлена его тетрадь по физике), дошел до семилетки, по окончании которой поступил в педагогический техникум в Загорске (ныне Сергиев Посад). После полутора лет обучения пришлось идти работать. Был и слесарем, и токарем, и даже…зоотехником.
Может, так и остался бы при каком-либо рабочем деле, но истинную профессию определило увлечение поэзией. Еще во время учебы в техникуме Виктор посещал литературный кружок при местной газете «Вперед». Занятиями нередко руководили известные писатели М. Пришвин, А. Кожевников, С. Григорьев, приезжавшие из столицы. Они-то и приметили талантливого паренька и дали ему рекомендацию в Литературный институт им. М. Горького, куда В. Боков поступил в 1934 году. На одном курсе с ним учились К. Симонов, С. Васильев, М. Матусовский, которые тоже потом стали знаменитыми поэтами и писателями.
Свое первое стихотворение В. Боков опубликовал в газете «Вперед» в 1930 году, а потом печатал стихи и рассказы в разных журналах. Серьезно занимался сбором фольклора и поэтому публиковал статьи – «Юные фольклористы», «Фольклорные экспедиции учащихся», «О народной частушке, ее издателях и фальсификаторах».
Окончив в 1938 году Литинститут, работал литературным консультантом при Всесоюзном Доме народного творчества. В 1941 году был принят в Союз писателей СССР, его рекомендовали Борис Пастернак, Валентин Катаев, Андрей Платонов, Всеволод Иванов.
Мирную жизнь прервала война. Осенью 1941 года В. Бокова вместе с женой и сыновьями Константином и Алексеем эвакуировали в Чистополь. В 1942 году Виктора Федоровича призвали в армию. Именитый писатель Леонид Леонов напутствовал молодого коллегу: «Вам дано очень многое. Я теперь уверен в этом. И вы должны долго жить…». Он имел в виду, что перед молодым поэтом открывалась возможность проявить себя в жанре фронтовой лирики, в которой потом больших высот достигли его однокурсник К. Симонов, А. Сурков и другие.
Но судьба курсанта В. Бокова сложилась трагично. 19 августа 1942 года, через четыре месяца после того, как он слушал доброе напутствие Л. Леонова, ночью его внезапно арестовали. Осудили по «модной» тогда 58-й статье (за «разговоры»). В марте 1943 года В. Бокова отправили в СибЛаг (один из ГУЛАГов). С 1947 по 1956 год он, не имея права вернуться в Москву, находился в ссылке в деревне Ильино Боровского района Калужской области. И лишь в 1956 году ему было разрешено вернуться в Москву, где он оказался без средств и без работы.
Но жизнь постепенно налаживалась. ГУЛАГ и ссылка не сломили жизнестойкий характер Виктора Федоровича. Он продолжал писать стихи, в которых, как отмечала критика, отчетливо прослеживалось «органичное использование поэтической возможности русского фольклора», что было и не удивительно, ведь он продолжал собирать народное творчество.
В 1958 году поэт выпустил сборники стихов «Яр-хмель» и «Заструги». В 1964 году вышла его книга «Лирика», в 1965-м – «Алевтина», посвященная жене, с которой он прожил долгие годы, в 1975-м – «Три травы», через год – «Поклон России». Писал также предисловия к книгам Н. Журавлева, П. Некрасова. П. Асеева, к книге «Частушки родины Шукшина»… Опубликовал свои воспоминания о М. Цветаевой, М. Пришвине, А. Платонове, Б. Пастернаке, к которому относился с особенной любовью, считая его своим главным учителем. Занимался переводами стихов национальных поэтов на русский язык. И к тому же вся страна уже пела песни, написанные на стихи В. Бокова.
Всегда работал много и неутомимо. Пережив вместе со всем народом крушение Советского Союза, сосредоточил свое внимание на патриотической теме и посвятил обновленной России несколько сборников: «День за днем», «Стою на своем», «В гостях у жаворонка», «Любовь моя Россия», «Жизнь – радость моя», «Чистый четверг» и другие. Всего издано 45 сборников В. Бокова и написано более 150 песен на его стихи.
Литературная и общественная деятельность В. Бокова оценены по достоинству. Он удостоен орденов Трудового Красного Знамени, «Дружба народов», «Знак Почета», Петра Великого (1-й ст.), «За заслуги перед Отечеством» — одна из фотографий на выставке запечатлела момент вручения этой награды В. Бокову президентом России В. Путиным. Виктор Федорович является Почетным гражданином города Сергиев Посад, что и подтверждается удостоверением, представленным в экспозиции. О нем создан фильм «Родник поэзии Виктора Бокова». Но самая большая награда – любовь народа к его светлому поэтическому слову.
«Россия в сердце не случайно»
Нынешняя выставка в Ставропольском государственном музее-заповеднике, отражающая творческий путь В. Бокова, лишь одно из мероприятий, которые периодически проводятся в краевом центре. В библиотеке им. М. Лермонтова хранятся сборники В. Бокова «Россия в сердце не случайно» и «Я Русь родную не оставлю», презентация которых состоялась три года назад. В них отражены главные темы его творчества: человек и природа, добро и зло, личность и история, духовность и прагматизм и другие. В первой книге собраны его поэтические и прозаические произведения, мемуары близких ему людей, а во второй – уже известные произведения, а также не печатавшиеся стихи раннего периода, эпистолярное наследие, литературоведческие статьи, семейные фотографии и воспоминания его дочери Татьяны Сорокиной, проливающие свет на неизвестные страницы биографии Виктора Федоровича. Знакомство с ними, как и только что открывшаяся выставка, помогает лучше понять сущность творческого феномена В. Бокова, его место в русской поэзии.
Примечательно, что даты жизни В. Бокова любопытным образом переплелись с датами жизни М. Лермонтова: В. Боков родился через 100 лет после великого поэта, а умер в день его рождения – 15 октября. Это случилось в 2009 году. В. Боков похоронен в Переделкино рядом с Б. Пастернаком.
На выставке в краеведческом музее В. Боков предстает добрым собеседником, готовым поговорить с каждым. Он словно сам приглашает посетителей, повторяя те слова. что написаны им в Книге отзывов музея в Язвицах: «Я встречаю Вас, посетитель музея Виктора Бокова, уроженца деревни Язвицы, встречаю как доброго гостя, потому что моя поэзия утверждает доброту, мои песни, в том числе «Оренбургский пуховый платок», — это прославление человечности и доброты, это гимн единства поколений. Буду рад вашему отзыву, вашему пониманию России и ее поэтической сущности… Заходите в музей»
Можно лишь повторить вслед за ним, обращаясь к любителям поэзии: «Заходите в музей Познакомьтесь с интересными материалами выставки, подготовленной замечательными энтузиастами. Вы уйдете отсюда с чистыми помыслами и добрыми чувствами».
Идиллия ДЕДУСЕНКО