№ 45 (3571) 18.11.2015

ПУТЬ К ПРИЗВАНИЮ

ФОЛЬКЛОР – ТВОРЧЕСТВО ПОКОЛЕНИЙ

Как иногда хочется, забыв обо всех проблемах внешнего мира, посидеть в приятной компании, поговорить не об обыденных вещах, но затронуть темы, заставляющие трепетать каждую ниточку нашей души…

Именно такая атмосфера внутреннего спокойствия царит в доме интересного человека – Лилии Александровны Якоби. Она всю жизнь посвятила народным традициям на Ставрополь е, экспедици ям, учила людей и сейчас учит всему, что знает сама.

Лилия Якоби — режиссер-постановщик концертных программ и фольклорных спектаклей, записанных на видео, которые являются уникальным учебным пособием для студентов по фольклористике. Как пришла она к делу всей своей жизни? И почему остается преданной ему? Об этом – наша беседа.

ПИТЬ, ЧТОБЫ ПЕТЬ?!

Image_061— Лилия Александровна, в какой момент вы поняли, что фольклористика — это ваше?

— Толчком, наверное, послужило мое поступление в ростовский пединститут, где нас прослушивал и принимал Анатолий Николаевич Квасов — художественный руководитель ансамбля «Песни и пляски» донских казаков. Он разрешил нам, студентам, поступившим на первый курс, приходить на репетиции. Два года я посещала так называемую стажировку в этом ансамбле, в котором хормейстером была Раиса Шапошникова, ученица Л. Л. Христиансена – музыковеда, педагога, собирателя, исследователя и пропагандиста русского музыкального фольклора. Меня заинтересовали атмосфера и сами  занятия казачьей культурой. Здесь часто организовывались экспедиции по станицам, чтобы записать материалы (сказки, песни, танцы и т.д.). Но так получилось, что в свою первую экспедицию в Ростове я наотрез отказалась ехать. Моя руководительница сказала, что в поездку обязательно нужно взять с собой по паре бутылочек водки, н у и еще кое-что к этому, потому что, не выпив, казаки   ничего показывать не будут. А я категорически против этого была. Сама из непьющих, не понимала, где же тогда искусство, если нужно сначала «поддать» хорошо, а потом петь.

Вот еще случай. Когда я училась в Черкесском музыкальном училище на академическом дирижировании, у меня были замечательные педагоги. Сама была на тот момент фанатом академического пения. Однажды иду по улице, а навстречу – свадебная процессия. Женщина (я до сих пор не могу забыть ее лица – оно было словно мертвое) издавала странные звуки на высоких тонах, похожие на крик какой-то птицы. Я бы ла в шоке и решила в тот момент, что никогда не буду заниматься народным творчеством…

Вскоре к нам в Черкесск приехал хор имени Пятницкого. Я услышала народную песню и подумала: «Как здорово звучит! Я хочу быть солисткой этого хора». А на тот момент я уже пела с оркестром народных инструментов и по наивности своей решила, что обязательно буду солисткой хора имени Пятницкого. Немножечко себя переоценила, хотя мне говорили, что там большие конкурсы, что я поеду поступать и вернусь ни с чем. Умные люди советовали мне закончить учебу и идти в консерваторию. Но я с прицелом на хор имени Пятницкого еду в Ростов и поступаю в камерный хор, а затем и в академический. Я там солирую. И вдруг наша руководительница увидела меня в академическом хоре. Это был для нее шок. В камерном хоре тоже шок. И она передо мной поставила условие: либо я бросаю академическое пение раз и навсегда и занимаюсь только народным, либо я ухожу из народного пения.

В ПОИСКАХ УЧИТЕЛЕЙ

Умный человек посоветовал мне не уходить, но поискать себе достой н ы х педагогов по народной культуре. Я поехала по Советскому Союзу искать учителей. Как-то оказалась в Харькове. Там познакомилась с заслуженным деятелем искусств Юрием Ивановичем (фамилию уж не помню). Побывала у него на репетициях праздника города. Это было что-то великолепное…

Потом я у него прослушалась. Он сказал: «Я бы вас с удовольствием взял, но у нас нет народно-хорового отделения». Я очень расстроилась и уехала в Москву. Захожу в Гнесинку. Вижу: идет по коридору наша руководительница, которая ставила передо мной условия. Тут я понимаю, что она не даст мне поступить. Уехала ни с чем.

Вскоре мне посоветовал поехать в Саратов – дескать, там есть педагог от Бога. Речь шла о Льве Львовиче Христиансене. Я тут же отправилась в этот город. Прослушалась у Льва Львовича. Позже он прислал мне письмо, в котором говорилось о том, что есть вакантное место. Пригласил учиться в Саратовской консерватории. Я, конечно же, туда поехала и попала в его класс. Надо сказать, что это фольклорист с мировым именем – он был создателем уральского государственного народного хора и семнадцать лет его возглавлял. Потом переехал в Саратов. Какое-то время был ректором консерватории, затем создал народно-хоровой факультет, на котором я и училась. Лев Львович сразу сказал: «Ни один фольклорист не станет профессионалом, если не поедет в экспедицию». И тут я спрашиваю: «А что, обязательно водку покупать?». Он говорит:

«Какая водка?! Ни в коем случае! Вы понимаете, что получите некачественные, фальшивые записи? Вы не сможете потом работать с материалом подобного сорта. Вам нужно очень много слушать, петь, себя записывать, учиться импровизировать. Слушать внимательно народных певцов, вы должны свободно владеть всем материалом, чтобы вам поверили, настоящие певцы не будут абы кому исполнять народные произведения».

К тому же, чтобы ездить в экспедиции, необходимо уже обладать определенным уровнем знаний, иначе не удастся записать качественный продукт. Именно поэтому я рьяно начала изучать народную культуру. Все свободное время пропадала в библиотеке. Лев Львович помимо всего прочего проводил дополнительные занятия, присматривался и, если видел, что студент настырный, ищущий, назначал занятия на дому по воскресеньям. Мы по три-четыре часа просматривали записи, анализировали их Это потрясающая школа…

— С чего вы начали развитие народной культуры в наших краях и были ли у вас сподвижники?

— Да, сподвижники были, но сначала скажу, что впервые как раз я поехала в экспедицию именно на Ставрополье, так как в это время здесь записывал материалы Квасов, а я его очень уважала, стремилась перенять его опыт, поэтому решила поехать с ним.

Справка «СГВ»

Лилия Якоби — автор и составитель 20 учебных программ по базовым дисциплинам народно-хоровой специальности, составитель 5 учебных программ, автор учебных пособий по фольклористике и творчеству казаков-некрасовцев. Ею создан ряд радио- и телепрограмм по фольклору.
Якоби награждена дипломом Российского фонда казачьей культуры, грамотой Российского Законодательного Собрания, медалью «За заслуги перед Ставропольским краем», нагрудным знаком
«За активное участие в работе общества охраны памятников истории и культуры», Почетной грамотой администрации города Ставрополя.

Здесь я уже познакомилась с Дмитрием Афанасьевичем Будянским, который был фанатом в области развития народного творчества. Он даже первое время получал выговоры с предупреждением за то, что давал дорогу фольклорным коллективам – «Вместо того, чтобы развивать классическое искусство, вы выставляете всякую дребедень!». Но он шел вперед, добивался своего. В конце концов смог организовать замечательные праздники, крупные фестивали. Он взял надо мной шефство. Благодаря ему я окунулась в творческую атмосферу Ставропольского края. Настолько увлеклась всем этим, что и сейчас живу народной традицией. Когда я провожу мастер-классы по казачьей музыкальной культуре, то уже чувствую себя как рыба в воде.

Я познавала и обычаи казаков, их быт. Как-то раз они предоставили мне возможность познакомиться с их кухней поближе. Заехали за мной и повезли в станицу Старомарьевскую. По приезде я начала наблюдать за всем происходящим: женщины готовили все блюда по старинным рецептам во дворе, но сначала их благословлял священник, а потом уже начиналась готовка. Затем, когда уже накрывали стол, священник благословлял и его. Что интересно: во время застолья дети находились в отдельной комнате от взрослых и там кушали, но дверь в эту комнату была открыта. Их маленький столик был как бы продолжением нашего стола. В эту среду невозможно не погрузиться полностью. Мне было очень интересно.

— Расскажите подробнее об одной из ваших экспедиций.

— Был в моей жизни весьма интересный случай. Будучи еще студенткой, поехала к казакам-некрасовцам. Устроилась и решила пойти в местный Дом культуры. Вижу – идут навстречу мне казаки, да красивые, разодетые такие! Я просто поражена была – так они хорошо выглядели. Я схватила фотоаппарат, давай снимать их, а они и внимания не обращают.

Идет вдруг Иван Яковлевич Никулушкин, обернулся, увидел фотоаппарат, и тут раздается: «Бабы, идитя збиваться на портрет!». Эти «бабы», как пташки, раз и встали рядом с ним, я их и сфотографировала. Это были первые мои фотографии. В этот же день на ночь взяла все их костюмы и давай рисовать – изображения сохранились в дневнике. А какую они творят магию своими танцами! И кажется им, что ничего особенного не делают – ан нет, все движения их пластичны, естественная грациозность дана им от природы, это в них заложено с самого детства.

«ВИНОВАТ» БУДЯНСКИЙ

— Расскажите, пожалуйста, о том, как создавался ваш собственный музыкальный коллектив «Лада».

— Опять «виноват» Дмитрий Афанасьевич Будянский. Мы очень сильно с ним подружились. Я всегда привожу ему все копии записей. На Ставрополье в управлении культуры мне предложили работу. Будянский оказался первым человеком, который помогал мне здесь проявлять себя, поддерживал. Ведь когда я приехала работать на Северный Кавказ, столкнулась с тем, что в училище иногда считалось – вроде как народники лишь только орут, а не поют. Будянский помогал мне справиться с этим. Он однажды предложил создать коллектив из работников детских садов. Мне понравилась эта идея. Я собрала коллектив из 35 человек. Некоторые из них поют в ансамбле и по сей день.

Сейчас в ансамбле 15 человек. Возможен набор и новых людей. Мы со всеми занимаемся, объясняем, как правильно петь, что петь. Конечно, занимаемся усердно. Наша задача одна и та же в течение тридцати пяти лет – участники коллектива продолжают работать с детьми в детских садах, изучают народные песни приближенно к традиции. Имеем своих поклонников. Помню, 4 ноября это было. Народу много пришло

…Я говорю: «Наверное, какое-то мероприятие будет». А мне отвечают: «Нет, это к вам». Я сначала ушам своим не поверила – ведь там было, наверное, человек сто. Интерес людей к нашему творчеству вдохновляет нас, и мы продолжаем пропагандировать фольклорное искусство Ставрополья.

Алина ЧЕРКОВА

Наверх