№ 46 (3572) 25.11.2015

ОЧЕРЕДНАЯ ПИРАМИДА?

КТО ДОЖДЕТСЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА «ХРУЩЕВОК»?

Мы регулярно получаем квитанции на оплату коммунальных услуг за прошедший месяц, но практически не вникаем, за что конкретно платим. Нас просто время от времени шокируют цифры, которые имеют тенденцию к росту. Но вот графу «на капитальный ремонт дома» встретили с недоумением и возмущением, потому что проект, рассчитанный на 30 лет, очень напоминает ситуацию с текущим ремонтом: деньги взимают регулярно, а сроки ремонта постоянно отодвигаются.

С чего начиналось

Когда правительство России вышло со своим предложением осуществлять капитальный ремонт многоквартирных домов в течение 30 лет за счет средств жильцов, все забеспокоились. Ведь людям снова нужно отрывать от скудного бюджета довольно ощутимые суммы. И это плюс к тем постоянно растущим тарифам на коммунальные услуги, которые неизбежно возникают каждый год с июля месяца по совершенно необъяснимым причинам.

Руководители предприятий, поставляющих электроэнергию, воду, тепло и т.д., ссылаются на какие-то особые обстоятельства, которые заставляют ежегодно повышать тарифы (и почему-то в плановом порядке), но у народа такое ощущение, что эти «неизбежные обстоятельства» регулярно планируются самими же владельцами ресурсных компаний. Хочется пожелать, чтобы с такой же регулярностью и периодичностью повышали зарплату категориям работников, составляющим большинство населения, которые при их мизерном заработке в 6-7-8 тысяч почему-то относят к среднему классу — они, дескать, справятся с любыми платежами.

Проект правительства многие восприняли как фантастический и поначалу надеялись, что осуществлять его начнут не скоро. Однако, когда дело касается каких-либо сборов с народа, вопросы решаются быстро. Оставалось определить сумму взноса.

На Ставрополье, как говорилось в пресс-релизе правительства края, «при расчетах оптимального размера «ремонтного» взноса были использованы сметы на обновление 700 зданий в разных территориях края». На основе анализа «был выведен экономически обоснованный средний размер платежа — примерно 11,5 рубля(!) за квадратный метр». А далее сообщалось: «Определено, что на первоначальном этапе размер платежей в крае должен составить 7 рублей 60 копеек за «квадрат». Эта цифра не является окончательной и может быть пересмотрена по итогам проведения более детальных расчетов и диалога с общественностью». Что собой представляет диалог с общественностью в сфере ЖКХ, давно известно. Муниципальные власти, управляющие компании другую сторону не слышат и не хотят слышать. Но на этот раз разум возобладал, и тариф немного снизили, однако новую графу тотчас внесли в платежную ведомость. Сейчас за среднюю «двушку» в 35-40 квадратных метров приходится платить ежемесячно более 200 рублей, что довольно ощутимо для людей с низкой зарплатой и пенсией.

Этот пресловутый «общий котел»

Суммы по графе «на капитальный ремонт» поступают к региональному оператору, то есть «в общий котел». У жильцов такое ощущение, что они уходят «в никуда», но, как заверили краевые власти, «специалистами рассчитана такая динамика взносов, которая позволит капитально отремонтировать все многоквартирные дома на Ставрополье в течение 30 лет — с участием текущей и перспективной потребности. Такой горизонт планирования позволит распределить нагрузку между двумя поколениями собственников квартир — нынешние отчисления на капремонт уменьшают суммы, которые вскоре предстоит платить их детям».

Специалисты исходили из того, что на Ставрополье более 9 тысяч многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, на что потребуется около 90 миллиардов рублей. Деньги огромные, и в короткий срок их нигде не возьмешь. Но и сбор нужной суммы в течение 30 лет с двух (а может и трех) поколений кажется несколько странной затеей. Эта система напоминает пирамиду типа МММ, когда кто-то успевает получить дивиденды за счет взносов других лиц, но такая пирамида со временем все равно рухнет. Нынешнему средне-пожилому поколению, которое в основном и живет в старых многоэтажках-развалюхах, никогда не дождаться капитального ремонта, оно просто вымрет до срока, завершив свой путь в домах с ржавыми текущими трубами, дырявой крышей, облезлыми подъездами со сбитыми ступенями. Останется ли какой-то задел именно их детям или хотя бы внукам, неясно, ведь деньги опять идут в общую копилку, а не на счет конкретного дома. И спросить, куда подевались конкретно те деньги, которые вносили жильцы конкретно этого дома, будет не у кого не только через 30 лет, но и через 15 и даже 10 и 5 лет.

Насколько сырым был правительственный проект капитального ремонта, говорит тот факт, что депутаты Госдумы РФ, наконец-то, обратили внимание на некоторые явно несуразные моменты и выступили с новыми предложениями. Раньше от взносов на капремонт освобождали собственников помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, а также в случае принятия решения об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом. Теперь хотят скорректировать порядок уплаты взносов на капремонт. Предлагается освободить от уплаты взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме, достигших возраста 80 лет. Также планируется дифференцировать размер платы за капремонт в зависимости от возраста плательщика. В частности, для собственников помещений в многоквартирном доме, достигших возраста 60 лет, предусмотрены взносы на капитальный ремонт в размере 50%, для лиц, достигших возраста 70 лет – в размере 25%. Это пока предложения, поступившие в Госдуму РФ в середине ноября текущего года. Как долго парламентарии будут обсуждать их и решатся ли принять, покажет время. И неизвестно, успеют ли очень пожилые люди воспользоваться такой поблажкой.

От регионального оператора – на спецсчет

Официально обозначено право общим решением жильцов перевести накопившиеся суммы от регионального оператора (из «общего котла») на специальный счет их дома. Но и тут немало сложностей. Это право вступает в силу через два года с момента направления региональному оператору соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. И хотя региональные власти имеют право сократить указанный срок, как подчеркивают авторы документа, лишь немногие субъекты страны установили меньший срок для вступления в силу подобных решений собственников.

Многих, в том числе и депутатов Государственной думы, видимо, смущает одно обстоятельство. Дело в том, что после принятия решения о переходе на спецсчет собственники жилья в течение двух лет по-прежнему продолжают вносить взносы на счет регионального оператора, и только после установленного срока получают свои средства обратно, на специальный счет. Проще говоря, хоть вы и приняли решение о специальном счете, деньги на него могут перечислить только через два года, и то если они будут в наличии у регионального оператора. А у регионального оператора к моменту возврата собственникам ранее полученных от них взносов может не оказаться свободных средств для осуществления перевода, так как деньги (или их большая часть) уже были направлены оператором на финансирование капремонта других домов.

Есть еще один настораживающий пункт: временно свободные средства фонда капремонта могут разрешить размещать на депозитах российских банков, такой проект уже разработал Минстрой. Установлен и предельный срок размещения общих средств на депозитах – не более шести месяцев. А не соблазнится ли кто-нибудь пролонгировать действие депозита? Так и будут нужные средства «крутиться» в банке.

Нужен надежный контроль

Волнует еще одна, очень важная сторона дела: кто будет контролировать качество ремонта? Неужто управляющие компании? За все время их существования ни одна не показала себя радеющей за интересы жильцов, по-настоящему хозяйственной, деловой организацией. Даже руководство Ставропольского регионального центра «ЖКХ-контроль» признает: «Практически все управляющие компании не выполняют свои задачи как это положено. Они решают только мелкие проблемы и вопросы. И то разбираются лишь с половиной».

Буквально на днях в Ставрополе заработал обновленный центр «ЖКХ-контроль», который объединил общественников края под руководством председателя ТСЖ «Феникс» Аллы Седых. Общественники проводят «открытые» уроки в школах по вопросам энергоснабжения, инспектируют ход реализации в крае программы по переселению из ветхого и аварийного жилья, отслеживают выполнение региональной программы капитального ремонта. Будут проводить совместно с активистами Общероссийского народного фронта «круглые столы» по актуальным вопросам ЖКХ. Но к этому хотелось бы добавить контроль, который должны осуществлять специалисты, знающие все тонкости строительных работ.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх