БЕЗ РУЛЯ И БЕЗ ВЕТРИЛ
К чему движется край в год выборов?
За три года губернатор Ставрополья Владимир Владимиров не смог создать эффективную управленческую команду. И это, как убеждён правозащитник Георгий Легкобитов, не единственный минус в работе главы региона.
Пропасть между цифрами и реалиями
— На днях Владимиров доложил спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко о ситуации на Ставрополье. Уровень доходов населения вырос здесь на 7%, а промышленного производства на 10, заявил губернатор. Что позволило создать социальную «подушку безопасности», утверждает глава края. Реальная картина?
— Не знаю, что губернатор подразумевал под ростом промышленного производства. Какие предприятия открыты? Сколько создано рабочих мест? За счёт чего стабильность формируется – за счёт гарантированной занятости и регулярной зарплаты. Люди же скажут о её снижении и о том, что теряют работу. Да, выпуск баллончиков для аэрозолей – об этом проекте говорят много. Но в целом конкретизации нет никакой – что, где, сколько. И потом, край-то у нас аграрный, а сельское хозяйство вперёд не движется. Животноводство как развивается? Благосостояние фермеров и занятых крестьянским трудом как повышается? Где ставропольское молоко, масло, мясо? Владимиров провозгласил, что в следующем году край соберёт 10 млн тонн зерна. А какова рентабельность этой цифры? Какого качества будет это зерно и будет ли доход соизмерим с вложением? Чистой воды утопия. Если проанализировать обещания губернатора, все они большей частью утопические.
— Печально. Выходит, слишком велик разрыв с реальной ситуацией. И что дальше?
— Разрыв не просто большой, он растёт. Это как раз тот показатель, который увеличивается. Предприятия, дающие высокую занятость, не создаются. В сельском хозяйстве нет помощи тем, кто действительно на земле работает. Перекупщики, о чём постоянно говорится, зарабатывают больше крестьян-производителей. Но никаких рычагов для изменения ситуации нет.
Тем не менее мы слышим, какую выигрышную статистику обнародует глава региона – и доходы растут, и «подушка» есть. Между выборочными вырванными красивыми цифрами и горьким настоящим – пропасть. И это может к социальному взрыву привести в итоге. Глава же региона не желает этого видеть. Бодрые доклады принимает и выше бодро докладывает. А ведь Владимиров поначалу столько надежд вселял! Его воспринимали как кризисного менеджера, способного вывести край из замкнутого круга стагнирующей экономики, коррупции, провальной управленческой политики. И заявления его принимались с воодушевлением – молод, дерзок, имеет свою точку зрения, хочет разобраться. Да, в сельском хозяйстве и курортной сфере не силён, но для этого есть специалисты – подскажут, поддержат. Главное – эффективный управленческий потенциал. Но никакого чуда не произошло – никакого рывка из ямы не случилось. Владимиров загнал край в ещё более глубокую лужу.
Начнём с команды. Без неё качественного менеджмента нет. Что имеем – перетасовку министерств и ведомств. И одних и тех же персонажей, кочующих по коридорам краевой власти. Ситуацию на местах губернатор представляет однобоко, часто с пролоббированных позиций. Хотя поначалу проявлял интерес очень активно, искренне старался вникнуть в наши проблемы. Кавминводы деградируют как бальнеологическая база, регион перенаселён, что опасно, об этом мы кричим с 1996 года. Раскол между реестровыми и нереестровыми казаками то стихает, то накаляется, межнациональные отношения тоже не в блестящей поре. Позиция не замечать проблем – сами рассосутся — чревата. Нельзя на самотёк пускать, замалчивать опасно. Бюджет скудный, наполняют его не путём развития производства, а за счёт увеличения налогов. Муниципалитеты уже не три, пять шкур дерут. А в итоге за увеличение налогов с бизнеса расплачивается потребитель. Коммунальные платежи растут, сборы и поборы тоже. Люди нищают. Какая подушка социальной безопасности? Нет её.
Общение сошло на нет
— Для более детального внимания к районам края был создан в своё время институт полномочных представителей губернатора на местах. Или их появление было необходимо всего лишь как политический шаг, а не общественно полезный? Что это дало?
— Ничего хорошего. Кавказские Минеральные Воды, депрессивные восточные районы – какие позитивные изменения произошли? Сама политика региональной власти не изменилась, а институт полпредов губернатора не сработал. Если прежде Владимир Владимиров встречался с людьми, с общественными организациями, это вселяло надежду на перемены. Но происходило это на этапе, когда Владимиров пребывал в статусе исполняющего обязанности. Как только выборы состоялись, общение постепенно сошло на нет.
После страшной бойни в Минераловодской больнице он общался с людьми, много обещаний озвучил. Но результат ожиданий не оправдал. Если прежде активно шёл на контакт с общественными организациями, сейчас этого не происходит, глава региона «закрыт», не достучишься. Потому и местные муниципальные власти ведут себя соответствующим образом – до них тоже не достучишься. В Ессентуках многократно пытались встретиться с мэром. Никак не удаётся. А полпреды, согласен, назначались с целью политической. Безусловно. Если бы их появление позволило расширить возможности общения жителей с главой региона, делиться наболевшим – другое дело. Но я не слышал о встречах полпредов с населением, нет информации о том, где они базируются. А ведь прозрачность общения через полпредов позволила бы и губернатору получать в добавление к статистическим данным информацию от людей с мест. Так более полная и более достоверная картина складывается. По кандидатурам многих полпредов много вопросов и недоумения было – факт.
Люди устали от игр
— Скорее всего, вновь активизируется этот институт в предвыборной гонке. Какой она будет на Ставрополье?
— Очень сложной. Сложной для власти. Что будут обещать? Как? Люди настолько устали от этих игр, надоело, и верить никто не хочет. Явка катастрофически снижается – это очевидно. Если прежде была графа «против всех», где человек мог высказать своё отношение к этой надоевшей колоде одних и тех же кандидатов, теперь только отказ от голосования демонстрирует истинное отношение к выборам. Думаю, что и административным ресурсом позиции низкой явки не спасут краевые и муниципальные власти. Бюджетники на себе ощутили реальное положение дел – сокращения, снижение зарплат. Чем сейчас вернуть доверие людей к власти? Это долгий и кропотливый путь. За полгода вряд ли это получится. Чуда не будет.
Ирина ДОБРОНРАВОВА
Рис. Владимира Ненашева