№ 07 (3584) 24.02.2016  

КОМУ ЗЕМЛЯ НУЖНЕЕ – ЖИВЫМ ИЛИ МЕРТВЫМ?

КЛАДБИЩЕ ИЛИ КРЕМАТОРИЙ:  ЗА И ПРОТИВ

Смерть трудна в восприятии. Пожалуй, нет ни одной стороны нашего бытия, которая, несмотря на усилия церкви и певцов героической кончины, вселяла бы такой же инстинктивный ужас. И уже только поэтому мы с готовностью гоним всякое упоминание о ней подальше от себя. На периферию нашей памяти и дальше — за пределы городов и сел, на кладбища.

Бизнес на костях

В больших городах вопрос нехватки земель, отведенных для захоронений, с каждым годом становится все более актуальным. Не обошла стороной эта проблема и краевую столицу. В настоящее время в краевом центре четыре действующих кладбища: «Игнатьевское», «Воскресенское», «Новое» и «Новейшее». Но этого мало: новые могилы заполняют кладбищенскую территорию с немыслимой скоростью. А открытие нового погоста решит проблему только на ближайшие несколько лет. Ведь Ставрополь растет, а вместе с ним растет и количество жителей. В XXI веке борьба за квадратные метры развернулась не только на территории живых, но и мертвых. Земли мало, заканчивается она быстро, а стоит недешево. Бизнес на костях приносит колоссальную прибыль мошенникам. Цена места на кладбище в 15 квадратов на черном рынке доходит до 250 тысяч рублей. Официально же бесплатно для умершего предоставляются семь с половиной квадратов. Дополнительная площадь оплачивается по тысяче рублей за метр. Но так на бумаге – в жизни правила игры меняются. Недаром шутка о том, что «умирать не страшно, умирать — дорого», приобретает все большую актуальность.

По идее, решить проблему достаточно просто: можно обеспечить город такими сооружениями, как крематорий и колумбарий (хранилище урн с прахом). Но и тут есть свои подводные камни. Как сообщили в Администрации Ставрополя, в 2014 — 2015 годах обращений от граждан, желающих провести кремацию, не поступало. Учитывая эту информацию, строительство крематория на территории краевой столицы в настоящее время не планируется.

Сжигать или хоронить?

— Для церкви тело — храм божий. Поэтому мы с таким трепетом относимся к похоронам, — отмечает настоятель храма, проректор по воспитательной работе Ставропольской духовной семинарии, протоиерей Владимир Волков. — Человек не должен забывать о том, что он смертен. А кладбища напоминают об этом очень явственно. Я считаю, что в России нужды в крематориях нет — земли под захоронения хватает. Ну а если они все же появятся, то верующий человек никогда не позволит себя сжечь — не по-христиански это.

Такого мнения придерживаются многие. В конце концов христианство — официальная религия, диктующая нам (осознаем мы это или нет) определенную модель поведения. И в нашей стране так исторически сложилось, что сжигание тела покойного считается чуть ли не кощунством. Это и есть этическая сторона вопроса – морально население еще не вполне готово к таким изменениям в негласных традициях. Однако не все разделяют эту точку зрения.

— Совсем недавно мне довелось побывать в Таиланде. Там кремация – вещь абсолютно естественная, и люди искренне недоумевают, зачем вообще кого-то закапывать. Человек должен радоваться каждому мгновению этой жизни, а не впадать в депрессию, каждый раз проезжая мимо кладбища, — считает коренной житель краевой столицы Олег Белов. — Так что, если в Ставрополе когда-нибудь появится крематорий, я только поддержу такое решение властей.

Наибольший процент людей, относящихся к кремации лояльно, — представители молодого поколения. Вероятно, это связано с тем, что они выросли в мире доступной информации – их кругозор не ограничен одним городом, страной или даже эпохой.

kladbishe2— Кладбища, как и города, не безграничны, и мест на них с каждым годом становится все меньше. Неудивительно, что махонький кусочек земли там стоит недешево, а если вспомнить о том, какие поборы устраивают похоронные бюро, вообще становится не по себе. Создание крематория – самый разумный способ решить многие проблемы, — считает ставропольская студентка Людмила Чижкова.- Люди, которые выступают за традиционные похороны, заявляя, что кремация аморальна, пропагандируют предрассудки старины. Во многих европейских странах кремация прочно вошла в обиход. Кроме того, появление крематория не изменит того, что люди сами будут выбирать, предавать ли их тело земле. Этот выбор зависит от многих факторов: религии, взглядов, предпочтений и прочего. Я бы хотела, чтобы меня именно кремировали. Но ближайший от нас крематорий находится аж в Ростове.

С 1992 года на территории Ставрополя в соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» создана специализированная служба – муниципальное унитарное предприятие ритуальных услуг «Обелиск». На данный момент у «Обелиска» заключены договоры на оказание услуг по кремации тел умерших с крематориями, расположенными в городах Новороссийске и Ростове-на-Дону.

Взгляд изнутри

О крематориях, о том, что происходит в самом здании, куда доступ родственникам и друзьям умершего закрыт, ходит множество самых невероятных, порой леденящих душу рассказов. Это тоже становится одной из причин, по которой люди не рвутся кремировать усопших. Но почти все эти россказни являются не более чем мифами.

Процесс кремации происходит следующим образом. После попадания заколоченного или закрытого на защелки гроба в накопитель на домовину приколачивают металлическую табличку с выгравированным номером, гроб пломбируется. Если он украшен металлическими, пластмассовыми крестами, ручками, их снимают, чтобы не загрязнять атмосферу вредными выбросами, а также для того, чтобы форсунки печи дольше служили. После окончания кремации вместе с останками номерная табличка изымается из праха и делается сверка номеров, чтобы исключить путаницу с выдачей чужого праха (один из распространенных страхов, что выдадут чужие останки). Кстати, в некоторых крематориях предусмотрена застекленная просмотровая комната для родственников и близких, откуда можно наблюдать, как гроб уходит в печь. Кремировать в печи одновременно можно только одного покойного, перед загрузкой следующего она тщательно зачищается. Еще интересная деталь – в современных крематориях, для того чтобы включить печь, нужно иметь ключ с шифром и знать специальный код.

Сама процедура кремации — не просто «взяли и сожгли». Кремировать можно только при наличии пакета документов: разрешения на кремацию, справки и свидетельства о смерти с указанием ее причины. Если человек болел и умер своей смертью, вопросов ни у кого не возникнет. Но если в свидетельстве указано удушение, есть переломы конечностей, или обстоятельства кончины не выяснены, возникает загвоздка. По словам сотрудника ростовского крематория, в этом случае запрашивается справка из Следственного комитета и из прокуратуры о том, что в отношении данного гражданина не ведется следствие и что Следственный комитет не возражает против кремации. Такая процедура обусловлена тем, что, если после похорон выясняются какие-то новые обстоятельства смерти, по решению суда возможна эксгумация и дополнительная экспертиза. Когда же кремируют, то ни о какой экспертизе речи быть не может.

Есть еще один момент. Вес тела вместе с гробом не должен превышать 180 кг, вес самого тела — не более 150 кг. Других ограничений для кремации нет.

На Земле сейчас проживают более семи миллиардов людей. Мировое население увеличивается ежедневно примерно на 250 тысяч человек. Площадь земного шара — 510 100 000 км². Всегда. 24 часа в сутки, семь дней в неделю, каждый год. Знание этих фактов наталкивает на определенные мысли: рано или поздно хоронить покойников по старинке в земле станет неслыханной роскошью, фактически недоступной никому…

 

НУ И НУ!

ОСТАНКИ ВОКРУГ ЛУНЫ

После смерти человек способен стать березой, улететь на Луну, превратиться в бриллиант или отправиться в криохранилище. Как говорится, были бы деньги.

Испанскому дизайнеру Мартину Азуа удалось совместить идею жизни после смерти с экологическим решением проблемы захоронения. В его «Биоурну», изготовленную из целлюлозы, кокоса и прессованного торфа, предполагается помещать прах умершего вместе с семенами различных деревьев. Затем урну закапывают в землю, а спустя несколько месяцев она дает первые ростки.

А вот одна из британских компаний готова смешать человеческий прах с ракетами и устроить большой салют в память о покойном. Эта же компания предлагает и возможность отправить останки в космос. За 695 долларов можно выйти в открытый космос, а за 10 тысяч — облететь Луну. При жизни выйдет гораздо дороже.

Производители ювелирных украшений не любят признаваться в том, что бриллианты возможно синтезировать искусственно. Для этого необходимо подвергнуть воздействию высокого давления и температур углерод, который содержится в человеческом организме. В одной из компаний создали оборудование для его синтеза из костей: создатели технологии утверждают, что им необходимо не более 250 граммов праха. Получившийся камень ничем не отличается от природных: ни прозрачностью, ни плотностью. Стоимость операции зависит от размера бриллианта и его характеристик, но начинается от двух с половиной тысяч долларов. Пока подобное оборудование есть только в Америке, поэтому везти прах придется самостоятельно — отправление подобных посылок через почтовые компании обходится недешево.

А некоторые компании, в том числе и российские, предлагают услуги по заморозке людей сразу после их смерти, чтобы в дальнейшем дать им новую жизнь. В данный момент более ста человек в мире находятся в «замороженном» состоянии. Сегодня крионирование всего тела на неограниченный срок стоит около 200 тысяч долларов, а нейросохранение — 80 тысяч.

Подготовила Ольга ШИЛОВА

Фото Виктора Нестеренко

Наверх