№ 18 (3595) 11.05.2016  

«ПОРА «УЗАКОНИТЬ» ДЕТЕЙ ВОЙНЫ»

Председатель краевого Совета ветеранов Алексей Гоноченко  — о бедах и победах фронтовиков и тыловиков

Сохранить память

Алексей Гоноченко - председатель Ставропольского краевого совета ветеранов

Алексей Гоноченко — председатель Ставропольского краевого совета ветеранов

— Алексей Алексеевич, с каким настроением ветераны Ставрополья встречают праздник? Достаточно ли внимания им уделяют власти в нынешней непростой экономической ситуации?

— Мы видим заботу и внимание со стороны региональных властей. И муниципальные образования очень внимательно относятся к ветеранам. Это касается и социального обеспечения, и медицинского обслуживания. У нас нет ни одного участника войны, который не был бы обследован медиками, и которому, при необходимости, не была бы оказана помощь.

Дело в том, что оставшиеся в живых участники Великой Отечественной войны – это в основном малоподвижные или вовсе неподвижные люди. Ведь самым молодым бывшим фронтовикам уже 89 лет. Вот на днях поздравлял с этой датой председателя Изобильненской ветеранской организации Георгия Алексеевича Сыщикова.

Так что празднование 71-й годовщины Великой Победы ветераны встречают с достоинством. Надо отметить, что комитет «Победа», который возглавляет губернатор, довольно активно участвует в подготовке празднования 9 мая. Мы определились, что не будем сбавлять праздничный настрой после 70-й годовщины Великой Победы. Поэтому во всех ветеранских организациях края были созданы специальные лекторские группы, которые пошли в школы, вузы. В этих группах участвуют более 1000 ветеранов.

Мы сегодня поднимаем новый вопрос – приведения в порядок могил тех ушедших из жизни участников войны, у которых не осталось родственников. Это очень важная акция. Она будет постоянной, не ограниченной только подготовкой к нынешнему 9 мая. В акции будут принимать участие волонтёры, учащиеся, студенты. Уже есть определённый опыт этой работы в Александровском и Ипатовском районах, Лермонтове, Невинномысске.

— А кто будет заниматься выявлением бесхозных могил фронтовиков?

— Ветеранские организации возьмут на себя эту работу. Они определят могилы участников Великой Отечественной войны, за которыми некому ухаживать и которые требуют приведения в порядок, возьмут их на учёт.

— Эта краевая инициатива или опыт других регионов?

— Я не знаю как в других регионах, но, по крайней мере, мы это нигде не перенимали. Это наша инициатива. И она нашла большую поддержку у губернатора края.

Решаемый вопрос

— Постоянно муссируемая тема – жильё для участников Великой Отечественной войны. В Ставропольском крае, по данным федерального Министерства строительства, до сих пор остаются ветераны, нуждающиеся в жилье. Наш регион — среди отстающих в СКФО. В чём причина?

— Да, действительно, 94 участника ВОВ и вдов погибших стоят в очереди на получение жилья. Но на учёт они стали в конце прошлого года или в начале 2016-го. То есть жилищная проблема у них возникла совсем недавно. Есть такие ветераны, в селах, например, которые долгое время жили с удобствами на улице, и ничего не просили. Не жаловались. А теперь, в силу немалого возраста, им понадобилась квартира со всеми удобствами. С ванной, теплым туалетом.

Но обеспечение жильём нуждающихся ветеранов — вопрос решаемый в этом году. Средства уже выделены.

Нужны и статус,  и поддержка

— Вы принадлежите к поколению детей войны. Вам хорошо известно, что значит пережить войну, будучи ребёнком. К тому же многие эти люди потеряли на войне своих родителей – отцов, матерей. Кажется очевидным, что этой категории людей необходим статус, они нуждаются в дополнительной социальной поддержке. Но ни Госдума РФ, ни краевая дума до сих пор соответствующий закон не приняли. Есть ли перспектива того, что дети войны всё же будут узаконены?

— Мне пришлось и колоски собирать, и на своей корове пахать. А с фронта не вернулся мой отец и четыре родных дяди – три родных брата матери и один родной брат отца.

То есть у нас не было счастливого беззаботного детства, а у многих сегодня нет достойной обеспеченной старости.

Закон в отношении детей войны впервые был инициирован 15 лет назад на федеральном уровне. Его вносила фракция КПРФ. И позже коммунисты при поддержке «Справедливой России» и ЛДПР, пытались неоднократно продвинуть этот закон, но «Единая Россия» его останавливает. Ещё 9 лет назад я дважды был в Госдуме РФ – на заседании «Круглого стола» и на заседании думского комитета по ветеранам, на котором рассматривался этот вопрос.

Последний раз законопроект по детям войны рассматривался в федеральной Думе в январе это года. Но не хватило для принятия 21 голоса.

И в краевой Думе прошлого созыва, и нынешнего, то есть дважды вносился региональный вариант законопроекта. Опять же по инициативе фракций КПРФ и «Справедливой России». И тоже неудача.

4 мая на планерке в краевой Думе депутаты обсуждали этот вопрос. Мы настаиваем на принятии закона по детям войны. Я проинформировал своих коллег, что более 20 территорий уже приняли подобные региональные законы. Надеюсь, что нынешний состав депутатов Ставрополья до окончания полномочий решит этот вопрос.

Речь даже идёт не столько о материальной поддержке, сколько о статусе. Ведь это обиходное название – дети войны, а статуса — нет. Его нужно узаконить. Мы считаем, что к детям войны нужно относить тех, кому на 3 сентября (день окончания второй мировой войны) 1945 года не было 18 лет.

— Какая социальная поддержка детей войны предусматривается в тех регионах, в которых приняты соответствующие законы?

— По-разному. Есть варианты с ежемесячной выплатой по 1 тысяче рублей и 50-процентой льготой по ЖКХ. Где-то ежемесячная выплата – 500 рублей. Мы предлагали региональным законом дать хотя бы 50-процентную скидку по ЖКХ.

Ещё 8-9 лет назад в крае было 240 тысяч детей войны. Сегодня их осталось 211 тысяч. Самому молодому из детей войны — 71 год.

полкДело в том, что эстафету сохранения памяти о нашей Великой Победе сегодня от ветеранов войны перенимают дети войны и труженики тыла (их у нас 19 тысяч). Часть тружеников тыла, родившихся в 1930 году и позже, являются одновременно и детьми войны.

Краевой совет ветеранов недавно внес предложение, и оно поддержано, – устанавливать в городах и сёлах края стелы или памятники, посвященные детям войны и труженикам тыла. Без тыла не было бы Победы. В ряде населенных пунктов, например, в Спицевке, Степном, это уже сделано.

— Я на днях узнал, что ветеран войны Петр Илларионович Двинский, много лет трудившийся над краевой «Книгой памяти», недавно оставил эту работу. В чём причина?

— Да, буквально несколько дней назад он сложил свои полномочия. Возраст берет свое. Ему уже за 90. У него сложная жизнь. Несколько лет его жена лежала парализованная, и он за ней один ухаживал.

Петру Илларионовичу, который вёл основную работу, помогал Вениамин Вениаминович Госданкер, наш известный музейщик. Очень много лет они работали вместе. Был создан 21-й том краевой «Книги памяти».

Сейчас мы выдвинули идею о том, чтобы в «Книгу памяти» вписать и всех тех, кто вернулся с войны. На сегодня упомянуты те, кто погиб или пропал без вести на фронте. А ведь примерно столько же вернулось домой. У нас 326 тысяч ушло на войну, вернулось 154 тысячи человек, почти половина. То есть работу над «Книгой памяти» мы намерены продолжать. Есть люди, которые возьмутся за это дело. Но с кандидатурами мы пока не определились.

Конечно, мы надеемся, что правительство края окажет нам в этом деле финансовую поддержку.

Одно дают,  другое отнимают…

— Вы встречаетесь с ветеранами, посещаете ветеранские организации. Какие проблемы больше всего волнуют ветеранов? На что они жалуются?

— Я с февраля этого года посетил 20 ветеранских организаций края. Встретился почти с 5 тысячами активистов. На встречи приходили по 300-400 человек. За это время ко мне поступило 86 только письменных заявлений и просьб. Главный вопрос – ЖКХ. Высокая стоимость электроэнергии. Люди спрашивают, почему наша электро-
энергия, которая производится в крае – в Невинномысске и Солнечнодольске, обходится для жителей Ставрополья дороже, чем для жителей соседних республик, куда наша электроэнергия поставляется.

Также есть немалый негатив в отношении закона о капитальном ремонте. Мы отправили требование премьер-министру РФ отменить этот закон. В крае вроде бы ввели льготы для пожилых людей по оплате капремонта. Тем, кому за 70 лет, уменьшили плату на 50%, а тех, кому за 80 лет, освободили от платы полностью. Позаботились, казалось бы, о ветеранах. А на деле? Чтобы платить меньше, пенсионер должен жить один, а если с ним живет, к примеру, внучка,  уже льгота не положена. Если человеку за 80 лет, конечно, с ним кто-то из близких живёт, чтобы помогать, ухаживать. Или, положим, устроился пенсионер куда-то сторожем, чтобы заработать лишнюю копейку, тоже льготу теряет. То есть получается, что половина из тех, кто мог бы рассчитывать на снижение платы за капремонт, в силу разных законодательных оговорок лишён этого права.

На встрече председателей ветеранских организаций с губернатором я сказал по этому поводу: «Левой рукой дают, правой – отнимают».

Эти управляющие компании… Сколько их расплодили, а что в итоге? Воруют, обманывают людей. Мы выступили на встрече с губернатором за то, чтобы их вообще упразднить. Раньше были ЖЭУ и справлялись с этой работой.

В этом году ставропольские ветераны поедут на празднование Дня Победы в Москву?

— Нет, в этом году не приглашали. Видимо, празднование будет скромнее.

— Наверное, в связи с кризисом решили сэкономить…

— Мы не против экономии государственных средств. Только не на ветеранах нужно экономить.

— Вы планируете участвовать в следующих выборах в краевую Думу?

— Я ещё не принял решение. Для ветеранской организации Ставрополья полезно, чтобы кто-то представлял его в региональном парламенте, отстаивал интересы ветеранов.

Беседовал Владислав ФУШ

Фото Виктора Нестеренко

Наверх