№ 20 (3597) 25.05.2016  

БУДУЩЕЕ — ЗА ВОДОЙ! МИНЕРАЛЬНОЙ

Курорты Кавминвод на трудном пути к мировым стандартам

Международный форум минеральных водных источников Н2О: курорты и инвестиции, проводимый в нашей стране впервые, завершился в конце минувшей недели в Пятигорске. Об участии в нем заявили представители свыше двадцати российских регионов, от Крыма до Якутии, а также Китайской Народной Республики, Италии, Нидерландов, Чехии и Великобритании.

Обмен опытом

В дни проведения форума работа велась одновременно на двух площадках: в НИИ курортологии и Лермонтовской галерее. Дискуссии разворачивались по таким направлениям как международный опыт и лучшие мировые практики в развитии бальнеологии и курортов, наука и практика в курортологии, значение сервисной составляющей в санаторно-курортной отрасли. Состоялся обмен опытом в развитии курортной медицины, обсуждались перспективы инвестиционного развития туристического кластера СКФО, особенности формирования туристического продукта в лечебно-оздоровительном туризме.

Одними из самых активных участников форума стали представители КНР, страны, богатой минеральными источниками, где развитие курортологии идет стремительными темпами. Пожалуй, для аудитории китайский опыт оказался наиболее интересным и полезным.  Заместитель мэра Народного правительства города Хэйхэ Ли Бин рассказал, какая работа проводится для поддержания достойного уровня китайских здравниц, об оказываемых услугах, особенностях  минеральных вод. В рамках презентации лечебниц Поднебесной, которую ежегодно посещают сотни тысяч туристов, показан документальный фильм о ее бальнеологических курортах.

Генеральный почетный консул Италии в ЮФО и СКФО Пьерпаоло Лодиджиани говорил о большом значении таких форумов, призванных способствовать развитию курортологии как отрасли и занятого в ней бизнеса. У Кавминвод есть все шансы стать лечебницей, привлекающей ежегодно миллионы россиян и гостей из-за рубежа, но для этого необходимо развивать культуру гостеприимства. России будет полезен итальянский опыт, и нашим специалистам необходимо понять: курортология как индустрия охватывает гораздо больше, чем просто оздоровление. Здесь много составляющих, например, гостиничная деятельность, сфера развлечений, развитые логистика и инфраструктура.

Водяное сообщество

Форум собрал представителей 70 санаториев и здравниц из разных регионов России. Помимо Кавминвод широко были представлены республики Северного Кавказа, где индустрии гостеприимства в последние годы уделяется все больше внимания.

Своими размышлениями на заявленную тематику поделился бизнес-эксперт ООО «Нарсан» Алексей Кузовлев. Он отметил, что в России рынок питьевой воды стабильно развивается, несмотря на кризисные явления, и уровень ее потребления стабильно растет, только в 2015 году спрос немного снизился. Но доля столовых минеральных вод  незначительна, и с 2013 года этот сегмент показывает отрицательную динамику. Мотив, по которым потребитель покупает ту или иную воду, скорее, физиологический, ведь он стремится лишь утолить жажду. Понимания же полезных свойств лечебной воды у россиян в общей массе нет, не сформирована культура потребления минеральной воды.

Докладчик затронул и проблему фальсификатов, которой всерьез занимаются все компании мирового уровня. Но в нашей стране подпольные производства процветают, законы несовершенны, а правоохранители бездействуют. Доля поддельной минеральной воды среди основных брендов Кавминвод порядка 30%. Потребители, принимающие воду в лечебных целях, сталкиваются с фальсификатом и перестают верить в ее полезные свойства. Подделки чаще всего встречаются в крупных городах, откуда и приезжает основная масса потребителей курортных услуг.

О перспективах развития предприятий, занятых производством и сбытом минеральной воды, говорил генеральный директор ОАО «Нарзан» Алексей Зобков. Ситуация в стране непростая, налицо спад уровня платежеспособности населения, но девальвация национальной валюты  несет и преимущества, которые необходимо использовать. К примеру, россияне стали чаще выбирать для отдыха отечественные курорты, рост внутреннего туризма бьет рекорды.

Для производителей минеральной воды важно расширять свое присутствие в Азии, и одним из самых перспективных является китайский рынок. Политическое сближение в последнее время трансформируется в более тесное экономическое взаимодействие. И власти КНР готовы способствовать продвижению российских товаров в своей стране. Но конкуренция на международном рынке жесткая, и российским  компаниям постоянно нужно доказывать, что они лучшие. По мнению докладчика, необходимо подталкивать власть на всех уровнях, чтобы она обратила внимание и на данную отрасль. Результатом форума должна стать консолидация предложений по решению общих проблем водяного сообщества промышленников.

Итоги без пафоса

Первым лицом форума минеральных водных источников от нашего региона стал заместитель председателя правительства Ставропольского края Андрей Мурга, возглавляющий краевое министерство экономического развития. По мнению министра, на форуме представлены очень интересные проекты, при активном участии инвесторов все они могут быть воплощены в жизнь и в лучшую сторону изменят облик Кавминвод. Сенсационным он назвал заявление руководства российской компании Zenden Group о решении инвестировать в развитие бизнеса в регионе около 3 миллиардов рублей.

минеральнаяПри сравнении европейских курортов с нашими заметно, что большой разницы в том, как они устроены и работают, нет, остается преодолеть временной разрыв в развитии. Кавминводы — регион действительно уникальный, но, как верно подсказали итальянские коллеги, нам не хватает грамотного маркетинга и умения продвигать свои курорты как местный продукт. Необходимо соответствовать запросам иностранных и избалованных российских туристов, создавая достойные условия проживания и лечения.

Предварительные итоги подвели на пленарном заседании, завершающем деловую программу форума. Говорили о том, что только от нас зависит, каким станет будущее КМВ, о программах и задачах по развитию региона, о том, что сегодня он находится в поле зрения федерального руководства и самого Президента России. Но совершенно очевидно, что курорты Кавминвод требуют вливания огромных средств, и без участия крупных инвесторов большинство пафосных планов останутся планами. Российским инвесторам долгосрочные проекты малоинтересны, ну а иностранные в очередь не выстраиваются, в основном по политическим причинам. И, как бы нам ни хотелось, чтобы курорты края  достигли уровня мировых, ждать придется еще долго.

На международном форуме минеральных водных источников Н2О: курорты и инвестиции было представлено девять инвестиционных проектов, семь из которых краевые, на общую сумму свыше 57 миллиардов рублей. Среди них создание тематического парка развлечений на территории Кавминвод, строительство санатория «Бородино парк» высшей категории в Кисловодске, культурно-развлекательный комплекс «Старое озеро», спортивно-оздоровительный комплекс «Новопятигорское озеро», Аква мир «Долина роз» в Кисловодске, туристко-оздоровительный комплексы «Сана» и «СПА-РЕЗОРТ» в Железноводске.

Ольга МИХАЙЛОВА

Фото автора и Елены Невинской

Справка

Суммарная мощность предприятий Ставропольского края с учетом технического перевооружения в 2010 году позволяет ежегодно разливать более одного миллиарда полулитров высококачественных минеральных вод.
В 2015 г. объем их розлива достиг 789 миллионов полулитров.

На душу населения в крае производится 140 литров минеральной воды в год, в масштабах Российской Федерации объем их розлива на Ставрополье составляет 10%. На территории края разливаются такие известные бренды как «Славяновская», «Смирновская», «Ессентуки №4», «Ессентуки №17», «Ессентуки №2», «Лысогорская» «Новотерская целебная» «Нарзан», «Елисеевская», «Нагутская-26».

Наверх