№ 23 (3600) 15.06.2016

УДИВИТЕЛЬНЫЙ СТРИЖАМЕНТ

Есть вершины, известные всем. О них слагают легенды, их воспевают поэты, рисуют художники. А вот вершину Стрижамента даже вблизи разглядеть трудно. Кажется, что это и не гора вовсе, а плоская, ничем не примечательная возвышенность, каких много вокруг города Ставрополя. Но вершина эта имеет немало особенностей, которые выделяют ее среди окружающих гор и горок.

Уникальное сочетание

Гора не оставляет равнодушным никого из побывавших здесь. Стрижамент восхищает уникальным сочетанием ландшафтов – лесного, степного и горного.

Одна из главных достопримечательностей – «каменный хаос», опоясывающий значительную часть плоской верхушки. Глядя на этот природный феномен, невольно думаешь, что какой-то разъяренный великан разорвал и распотрошил каменную плоть горы, перемешав скальные пласты и глыбы со сломанными древесными стволами и слоями шелковистого мха. На самом же деле тут похозяйничал не один великан, а целых четыре могучих силы — мороз и солнце, ветер и вода. Именно они  сумели разрушить образующую верхнюю часть горы многометровую толщу известняка – ракушечника, бывшего много миллионов лет назад дном Сарматского моря.

Памятник старины

Встречаются на горе следы и не столь далекого прошлого, которое было тоже достаточно знаменито. Ведь гора эта в конце XVIII столетия прикрывала подходы к Ставропольской крепости. У четырехсотметрового обрыва, падающего в долину Кубани, можно видеть следы крепостных стен — во время Кавказской войны здесь стояло укрепление, именовавшееся ретраншмент. Краеведы считают, что именно это мудреное французской слово, переделанное на русский лад, и стало названием горы.

Укрепления давно нет. Зато сохранился неподалеку другой своеобразный памятник старины – дорога, называемая Екатерининской. Правда, матушка-императрица по ней не ходила и не ездила, но по ее камням ступали легендарный Суворов, славный Ермолов, приятель Лермонтова доктор Майер, сосланный сюда, и много иных исторических личностей.

Ныне дорога исправно служит лесникам, охотникам, туристам и всем желающим полюбоваться природой Стрижамента, а она прекрасна во все времена. Весной восхищают ковры первоцветов в лесной чаще: там цветут, сменяя друг друга, белые, как снег, подснежники, голубые – в цвет неба —  пролески, солнечно-желтые «баранчики» – примулы, серебристые ландыши. Летом поднимаются в полный рост на опушках и полянах  густые и высокие травы Стрижамента, славящиеся своей целебной силой – шалфей и чабрец, девясил и душица, зверобой и солодка, словом целая аптека.

Поэма о родниках

Здешний буковый лес прекрасен в любое время года: он то прозрачен и светел, то сумрачен и таинственен. Писатель Константин Паустовский сравнивал такой лес с византийским храмом. И верно – входя в него, представляешь себя в храме, особенно осенней порой, когда начинают опадать листья, затихают птичьи голоса и вокруг воцаряется таинственная и торжественная тишина. Лишь изредка ее нарушают осторожные шаги лесных обитателей – диких кабанов, косуль, барсуков, лесных котов. Здесь к ним отношение бережное, заботливое. Лесники охраняют зверье от браконьеров, подкармливают в суровые зимы, которые здесь случаются нередко.

О родниках Стрижамента можно вообще сложить целую поэму. Словно малые зверята, рождаются они в скрытых от нескромных взглядов уголках лесной чащи. Жизнь им дает сама гора, круглый год вбирающая с поверхности серебристый бисер росы и молочную влагу туманов, талые воды снегов и шалые потоки летних ливней. В таинственных глубинах своих Стрижамент очищает эту воду от грязи и мути, принесенных с поверхности, и возвращает ее чистой, хрустально-прозрачной, желанной всему живому. Кажется, глотнешь такой воды — и будешь жить сто лет.

Сбегая с высот Стрижамента и собираясь вместе, вода чудо-родников дает начало нескольким небольшим речкам и одной из главных степных рек Ставрополья – Егорлыку, который через степные просторы  несет свои воды к Манычским озерам и дальше, в водную систему Дона, а, значит, в Азовское и Черное море. Так что и там можно получить привет от удивительной горы – Стрижамента.

Вадим ХАЧИКОВ, заслуженный работник культуры РФ

Наверх