РАВНЫЕ ИЛИ РАЗНЫЕ?
Инвалиды не хотят, чтобы их воспринимали с жалостью или испугом
В повседневной жизни мы практически не встречаем людей с ограниченными возможностями здоровья, по крайней мере, с теми ограничениями, что затрудняют самостоятельное передвижение.
Хрупкая грань
Памятны скандалы, когда менеджер требовал от инвалидов покинуть кафе под предлогом «отпугивания» посетителей. Когда родители школьников были возмущены присутствием девочки-инвалида в классе с их драгоценными чадами. Я ни разу не встречала колясочников в крупных супермаркетах, как правило, снабженных эскалаторами. Из мира стеклянных витрин инвалидов изгоняют уже на стадии проектирования.
Что это? Страх перед «другими» людьми или паника перед пониманием, насколько хрупка грань, отделяющая более здоровых сограждан от тех, у кого со здоровьем серьезные нелады? А может быть, желание поглумиться над слабым, утверждая свое ущербное эго? Как сломить эту прозрачную, но прочную стену, разделяющую два мира?
В последнее время подвижки начались на государственном уровне. Действует программа «Доступная среда», требующая обустройства пандусов в общественных зданиях и специальных туалетных комнат, куда можно поместиться с коляской, вводится инклюзивное образование, проводятся Паралимпийские игры и конкурсы красоты среди девушек-колясочниц.
Победа Данилы Плужникова в одном из популярнейших телепроектов «Голос», проводимом среди детей, также встряхнула аудиторию.
Но как же далеко нам еще до нормы – естественного отношения к инвалидам!
Любые общественные отношения нужно формировать. Если древняя Спарта и сторонники чистоты арийской расы жестоко расправлялись с отклонившимися от идеала согражданами — такая была в том обществе установка, если в сталинские времена формировался образ не могущих болеть по определению ничем, кроме насморка, здоровых и крепких советских людей, на нынешнем этапе развития общества пора понять, что значительная часть наших соотечественников – это инвалиды с детства либо ставшие таковыми вследствие травм.
Кто, кроме СМИ?
Роли средств массовой информации в формировании общества, толерантного к инвалидам, был посвящен круглый стол, который состоялся 15 ноября в Ставропольской краевой библиотеке для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского (СКБСС). Он стал главным закрывающим мероприятием ежегодной краевой акции «Месячник «Белая трость-2016», проходившей под девизом «Через просвещение к толерантности». Были также подведены итоги краевого фестиваля журналистских работ «К обществу без барьеров».
Заместитель директора Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского Елена Лебедева, открывая встречу, рассказала, что существует три основных модели материалов об инвалидах, и все три — неправильные. Журналист либо давит на жалость, либо пишет героическую сагу, возводя объект своих изысканий на пьедестал, либо непременно хочет показать миру, как трудно людям с ограниченными возможностями на кухне и в ванной, стараясь выволочь на всеобщее обозрение подробности, которые человек желает скрыть.
Помните, как рассуждал о своих физических данных 13-летний Данила Плужников? Подросток просто и спокойно сказал, что он такой, какой есть, и другим уже не будет, болезнь не лечится, значит, нужно жить в имеющихся обстоятельствах. А зеваки пусть остаются со своим любопытством.
Об этом же на круглом столе говорили цветущая красавица, мама двоих детей Наталья Иванова, живущая с инсулинозависимым диабетом (нет инсулина – нет человека).
Она сказала, что инвалиды живут, дорожа каждым днем и более осознанно, чем здоровая часть населения: «Я знаю, что, не получив вовремя дозу инсулина, впаду в кому и могу умереть, пока придет помощь, поэтому проживаю каждый день как последний».
Согласитесь, последний день человек не станет расходовать на сплетни, ложь, дурные поступки. Болезнь не помешала Наталье нынешним летом совершить восхождение на Эльбрус в компании людей с ограниченными возможностями. «Просто мы готовились более тщательно», — сказала, сияя глазами, мама двоих деток.
Не менее красивая студентка-пятикурсница факультета философии, истории и искусств Гуманитарного института СКФУ Даша Шевцова призвала: «Не нужно нас жалеть ни в статьях, ни в жизни. Я – самодостаточна и давно привыкла к своим особенностям. Несколько унижает, что вне дома не всегда можешь обойтись без посторонней помощи, но и помогать можно без излишней сентиментальности». Кстати, ее конкурсная работа, посвященная новому взгляду на девушек-инвалидов, заняла призовое место.
«Невозможно разом изменить общество, заставить людей думать по-иному, видеть по- иному, чувствовать по-иному… Менять стереотипы начали сами люди с инвалидностью. Осенью 2015 года в Москве состоялась презентация выставки «Окрыленные мечтой», автором которой стала общественный деятель, фотограф Дарья Кузнецова», — пишет Даша Шевцова о фотоработах своей тезки. На них запечатлены успешные, красиво одетые и причесанные девушки в инвалидных колясках. Фотохудожник наделила их крыльями взамен невозможности ходить.
Социальный фотопроект Дарьи – это настоящий вызов нашему обществу, призыв взглянуть на людей, отличающихся от большинства, как на равных – красивых и самодостаточных. Вряд ли при взгляде на героев этого проекта у зрителей возникнет чувство жалости или испуга. Восторг и восхищение – вот те чувства, которые вызывают у людей героини Дарьи и их истории.
«Окрыленные мечтой» — это проект о необычных людях, о настоящих крыльях, о красоте и покоренных вершинах, о том, что все зависит только от нас самих», — сказано также в конкурсной работе Даши Шевцовой.
Среди отмеченных жюри работ в направлении «Тематическая публикация» и горькая статья Анны Дарган «Готов ли Пятигорск принимать на отдых инвалидов-колясочников?», ставящая диагноз – нет, не готов. Даже единственный на курорте специальный спинальный санаторий «Лесная поляна» в действительности слабо приспособлен для людей, передвигающихся в колясках, ведь большинство гостей здравницы вынуждены проживать в тесных и неудобных номерах, где на коляске невозможно посетить санузел, пишет Анна. Погулять по городу в коляске в принципе невозможно. Составляющие славу курорта канатная дорога, Эолова арфа, Цветник, городской парк, памятники архитектуры и истории практически недоступны для человека, имеющего проблемы с передвижением, как и местные бюветы с минеральной водой.
Психолог Вероника Филиппова в работе «Незрячий психолог – реальность, приобретающая черты повседневности» касается трудоустройства и преимуществ в ряде профессий незрячих сограждан.
Ученица ставропольского лицея № 16 Виктория Халявская рассказывает, как по-
особенному ценят жизнь люди с инвалидностью, используя для радости каждую возможность.
Пенсионерка Татьяна Шилкина, чья работа «И книга поддержит, поможет нам жить», также была отмечена жюри. Женщина рассказывает, как с помощью сотрудников библиотеки обрела мир книги – ей их приносят на дом. Половина работы – в стихах.
Особый мир
Действительно, коллектив библиотеки для слепых и слабовидящих является прекрасным примером сообщества людей с разным уровнем здоровья. Вы бы видели, как тепло и бережно относятся они друг к другу. Здесь издают специальные детские книжки, на специальной клавиатуре переводят обычный текст в выпуклые точечки шрифта Брайля, иллюстрируют сказки и серьезную литературу выпуклыми рисунками, записывают аудиокниги. Причем в озвучке принимают участие актеры Драмтеатра.
По итогам круглого стола, как и положено, выработали резолюцию.
Важная ее часть — повышение компетентности журналистов в части терминологии и этических норм изложения материалов по рассматриваемой теме и необходимость тренингов для пишущей братии, которые проводили бы инвалиды.
«Мы закрываем месячник, но не закрываем тему по данной проблематике», — отметила Елена Лебедева.
Марина ЧЕРНЫШЕВА
Фото info-islam.ru