№ 10 (3638) 15.03.2017

УСПЕТЬ НА ПОЕЗД ИННОВАЦИЙ

Оправдаются ли ожидания ставропольских аграриев на 2017 год после рекордного урожая-2016?

Минсельхоз Ставрополья подвел итоги 2016 года. Гордиться есть чем. Индекс производства вырос на 10 %. Это почти вдвое превышает среднероссийский показатель. Показатель выше, чем у лидеров — Белгородской области (+ 6,5%) и Краснодарского края (+ 6,1%). Рентабельность достигла 30 % (+ 5,3% по отношению к 2016-му).

Несколько портит картину то, что продовольственного зерна третьего класса собрано всего 18 %, пшеницы второго класса нет вообще. Хлебопеки уже снизили требования к муке, а значит, и к качеству хлеба, готовы снижать их и дальше. А наши организмы? Чего ждать от птицы и животных, недополучающих энергию из низкопитательного зерна? Какими будут молоко, яйца, мясо? В какую сторону двигаться АПК Ставрополья?

О чём кричат цифры?

Ключевыми приоритетами развития глава аграрной отрасли края Владимир Ситников на итоговой конференции, прошедшей 9 марта в СтГАУ, назвал диверсификацию использования пашни, развитие переработки и инвестиции.

— Нужно сокращать наш зерновой клин и увеличивать площади технических и масличных культур, кукурузы. Разбавить севооборот высоколиквидными и рентабельными культурами. Наша задача — наращивать не только объем производства, но и получать качественную, конкурентоспособную, адресно ориентированную продукцию, отвечать мировым запросам, внедряя все современные технологии. Только в этом случае мы станем менее чувствительны к конъюнктуре рынка, — отметил глава аграрного ведомства Ставрополья. — Сегодня в крае перерабатывается всего 8% зерна, 49% — мяса, 30% — молока, 39% — свеклы. Загруженность мощностей мясо- и молокоперерабатывающих предприятий – 47 %. Доля ставропольской молочной продукции в торговых сетях – 30 — 35%, мясной – 35 — 45%. Цифры кричат, что нам необходимо инвестировать в переработку и наполнять прилавки продуктами собственного производства. Наладить глубокую переработку сырья. Делать это нужно сейчас, чтобы не догонять последний вагон уходящего поезда.

При этом мощности по переработке винограда обеспечены сырьем только на четверть. На производство 5,9 тысячи декалитров винно-коньячной продукции пошло 181,6 тысячи тонн винограда технических сортов, но только 41,6 тысячи выращены на Ставрополье. Остальные 140 тысяч тонн – это привозной виноград и виноматериал из Краснодарского края, Дагестана, Чили, Аргентины, то есть сырья сомнительного качества.

Потенциал сбыта для виноградарей края — 140 тысяч тонн. При этом государство оказывает беспрецедентную поддержку, покрывая порядка 89 % затрат на производство солнечной ягоды.

Втрое за последние пять лет выросли площади овощей закрытого грунта. Ставропольский край занимает 7 % общероссийского рынка. Завершение строительства уже начатых теплиц позволит к 2020 году на 300 га выращивать порядка четверти объемов страны. Ставрополье станет крупнейшим игроком на этом рынке.

Плодами и ягодами край обеспечен лишь на 35%, несмотря на рост производства с 49 тысяч тонн в 2014-м до 68,5 тысячи тонн в 2016 году. Ставрополье ежегодно увеличивает площади садов на 500 га, стремясь достичь величины 50 тысяч га. А виноградников на 250 га. Это хорошая ниша для мелких товаропроизводителей, считает министр.

— Мы готовы выйти с предложением о грантовой поддержке малых форм хозяйствования, занятых в производстве винограда и плодов, которые на своих 20 — 30 сотках смогут финансово обеспечить две – три семьи. Прошу поддержать нас в этом вопросе, — обратился Владимир Ситников к главе региона.

Сегодня Минсельхоз РФ ставит задачу о получении в стране 150 млн тонн зерновых культур. Планка урожая для нашего края 13 — 15 тысяч тонн, отметил Ситников. По его мнению, это задача вполне достижима через развитие мелиорации, увеличение внесения минеральных удобрений.

Вместе с тем в Белгородской области за пять лет действия программы «Внедрение биологической системы земледелия в 2011 — 2018 годах» в полтора раза повысили сбор зерновых и зернобобовых, сократив применение «минералки» на 25 %. В качестве удобрений все больше используют пожнивные остатки, сидераты, навоз и птичий помет.

Вернуть земле природное плодородие

Сейчас в России уже целый ряд регионов провозгласил биологизацию важнейшим элементом аграрной политики. Региональные законы об органическом сельском хозяйстве приняты также в Воронежской, Ульяновской областях, Краснодарском крае, Татарстане. Советом Федерации принят модельный закон об органическом сельском хозяйстве. Ставрополью есть у кого учиться. Курортный регион просто обязан занять место в нише производства биопродукции.

Если в начале XX века содержание клейковины в зерне доходило до 60 %, то ныне третьеклассные 15 — 18% считаются хорошим показателем. Однако по хлебопекарным качествам и питательной ценности оно в разы хуже прежнего. Все последние годы земледельцы боролись за урожаи, теряя плодородие почв под воздействием интенсивной технологии, пахоты с оборотом пласта, химических удобрений и пестицидов. Сегодняшний чернозем сравнивают с больным человеком, которого кормят через капельницу неестественной химической пищей. Ну а какой чернозем, таково и здоровье людей. Все в мире взаимосвязано.

Отметим, что принципиальные проблемы развития сельского хозяйства в РФ были озвучены и на форуме аграриев Юга России, прошедшем в начале марта в Ростове-на-Дону под эгидой минсельхоза Ростовской области.

— Главным показателем эффективности хозяйств является рентабельность, а не урожайность. Можно накачать землю дорогими удобрениями, как минеральную вату в теплицах, и собрать 100 центнеров с гектара поистине «золотой» пшеницы. Только кто ее купит? Важно вернуть почве естественное плодородие, позволяющее с минимальными затратами производить столько, сколько можно с выгодой продать. Уже 40 % рентабельности позволяют аграриям справиться с кредитами и развиваться, не зависеть от милости банкиров, — считает основной докладчик, председатель агрокомитета Национальной технологической палаты РФ Александр Харченко.

Пути выхода из тупика

Форум, собравший сотни практиков и ученых, рекомендует аграриям наладить грамотную систему защиты растений на основе достоверного фитомониторинга и совместного применения «химии» и «биологии». Обеспечить восстановление плодородия почвы, оставляя в полях пожнивные остатки, но обрабатывать их сложными микробными составами (консорциумами), которые вытесняют патогены и способствуют разложению органики. Ввести в практику дробные некорневые подкормки растений малыми дозами минудобрений в главные фазы развития растений, когда происходит закладка урожайности. Это втрое повышает эффективность удобрений и позволяет получать высокие урожаи при минимуме затрат. Элементы сберегающего земледелия Strip-Till (посев в подготовленные полосы без основной обработки земли) и No-Till (система прямого посева без обработки почвы) рекомендованы, но не обязательны, так как для их грамотного внедрения, помимо специальных сеялок, необходим переходный период.

«Перед Россией остро стоит задача поиска новых источников роста, одним из которых должен стать высокотехнологичный и глобально конкурентоспособный агропромышленный комплекс. Современное сельское хозяйство, стоящее на принципах химизации, – одноногий гигант, проблемы которого усиливаются с каждым годом. В Прогнозе научно-технологического развития агропромышленного комплекса РФ до 2030 года, подготовленного НИУ ВШЭ и утвержденного Минсельхозом РФ в январе 2017 года, есть целый ряд пунктов, конкретно указывающих на глобальную смену парадигмы систем хозяйствования, где на смену химизации сельхозпроизводства приходит адаптивно-ландшафтное, биологизированное земледелие и органическое сельское хозяйство. По сути, это первый стратегический документ России, проработанный с большим количеством авторитетных институтов, который дает зеленый свет новым, только формирующимся направлениям — органическому сельскому хозяйству и биологизации земледелия. Они получают статус одних из ведущих трендов научно-технологического прогресса АПК России» — сказано в преамбуле к пресс-конференции, которая в понедельник 13 марта прошла в Сколково.

Успеет ли Ставрополье на этот поезд?

Марина ЧЕРНЫШЕВА

Фото Александра Булатова и Виктора Нестеренко

КСТАТИ

В 35 субъектах РФ, особенно южных, на 100 млн га прогрессирует опустынивание. В Черноземье осталось не больше 3 млн га почв с 6 — 7% гумуса. Треть почв имеет 2% гумуса. С 8% оставшихся плодородных почв мы собираем 80% всех урожаев, но и их продолжаем стремительно уничтожать. Каждые 10 лет почвы Черноземья теряют 0,6% гумуса на равнинах и 2,2% — на склонах. Причём пахота разрушает его втрое сильнее, чем эрозия. За последний век человечество потеряло два из 3,5 млрд га почв, дарованных природой.

Наверх