СТАВРОПОЛЬСКИЕ ШКОЛЫ ДЕРЖАТСЯ НА ПЕНСИОНЕРАХ
Ежегодно вузы края выпускают 2000 молодых педагогов, но учителей всё равно не хватает.
В причинах старения педагогических кадров пытались разобраться на заседании комитета Думы Ставропольского края по социальной и молодежной политике, образованию, науке, культуре и СМИ.
Дооптимизировались
На долю педагогов пенсионного возраста в школах края приходится 26 %, тогда как педагогов в возрасте до 35 лет – немногим более 21 %. Это в среднем по краю. В школах Грачевского района пенсионеров 33 %, в городах Лермонтов и Георгиевск — по 30%. Самые «взрослые» — учителя физики (39% достигли пенсионного возраста) и математики (37%), а также русского и английского языков (31 %). Из-за дефицита педагогов общего образования нагрузка на учителя выросла до полутора-двух ставок. Собственно, вакансии закрыты только потому, что педагоги работают «за двоих».
Остро востребованы специалисты для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Это логопеды, школьные психологи, социальные педагоги, тифло- и сурдопедагоги, тьюторы. На 17 территориях края нет дефектологов. Об этом рассказала замминистра образования Галина Зубенко. Однако наибольшая потребность сейчас в учителях начальных классов.
— В ближайшие 5 лет потребуется 215 учителей начальных классов, ведь строятся новые школы. Сравните, если в 2015 году всего было 500 вакансий, в начале нынешнего учебного года их уже 1200. При этом в пяти вузах и пяти колледжах учатся около 10 тысяч будущих педагогов, в том числе, 623 на целевом обучении. Ежегодный выпуск около 2000, но до школ доходит только половина по федеральным данным и менее четверти из них по данным муниципалитетов, — сказала замминистра.
— Кроме того, повсеместно насаждается инклюзивное образование. Между тем, в Москве детей-инвалидов не столько направляют в общеобразовательные школы, сколько социализируют. В школах не так давно «оптимизировали» ставки психологов, логопедов, средства на оплату совместителей, методические службы. А сейчас видим, как они нужны. Некому проводить переход на новые профессиональные стандарты. Нет ставок для дополнительного образования и невозможно пригласить руководителем кружка профессионала из других отраслей или аспиранта, который готов прийти в школу. Или доплатить школьному учителю за ведение секции. Большая проблема – централизация бухгалтерий. Нет ни одного примера, что стало лучше. Вся страна уже отказалась от этого, — добавила председатель краевого Профсоюза работников народного образования и науки РФ Лора Манаева.
Целевое обучение
— Единственный наш выход – это целевое обучение. Но к нему нужен комплексный подход. В школах надо активизировать работу по профориентации, открывать педагогические классы. А молодых специалистов-«целевиков» на местах должны ждать нормальные условия работы и жизни. Муниципалитетам нужно энергичнее использовать предоставление «подъёмных», компенсации затрат, надбавки к зарплате. Нужна межведомственная программа. Давайте подумаем, может, что-то законодательно надо решать? – подчеркнула председатель профильного комитета Валентина Муравьева.
Депутаты считают важным также заинтересовать выпускников педагогических специальностей прошлых лет. Но как обеспечить им достойную оплату? Возник даже вопрос: нет ли в школах сопротивления приходу новых кадров, т.к. это снизит зарплату работающих на две ставки? Прожить на одну семье с ребенком сложно, даже с учетом выполнения «майских указов». А разведенных женщин среди педагогов, увы, немало.
Парламентарии озадачились также проблемой доступа на школьные стадионы и в спортзалы жителям близлежащих микрорайонов, не нарушая требований безопасности. Родители и школа должны быть едины, но взрослым даже во двор школы нельзя зайти. При этом развитие массовой физкультуры и спорта никто не отменял. Куда детям идти в субботу-воскресенье? Часть директоров разрешает работу спортсекций во внеучебное время. А кто-то — нет.
— Надо централизованно продумать методику допуска в школы без нарушения требований спецслужб и рекомендовать это директорам, иначе мы не сможем задействовать потенциал школ в сфере дополнительного образования, — предложил депутат Андрей Юндин. — Кроме того, сельская школа всегда была социокультурным центром села, ее нельзя закрывать от людей.
Марина БОРИСОВА