№ 33 (3661) 23.08.2017

КОМПЬЮТЕРЫ ВМЕСТО ЮРИСТОВ?

Что думают по поводу заявления Германа Грефа ставропольские эксперты?

Недавно президент-председатель правления Сбербанка Герман Греф наделал много шума своим заявлением в Калининграде. Выступая перед студентами Балтийского федерального университета имени Канта, банкир посоветовал будущим юристам «забыть» профессию, поскольку в наступившую цифровую эру их обязанности «значительно лучше» может выполнить компьютер.

В Сбербанке в прошлом году было сокращено 450 юристов, которые готовили иски.

— У нас нейронная сетка готовит исковые заявления значительно лучше, — сказал Греф. — Мы сегодня перестаем брать юристов, которые не знают, как работать с нейронной сетью. И если вы заботитесь о своем будущем, пожалуйста, пройдите соответствующий курс обучения.

Заявление Германа Грефа вызвало бурное обсуждение среди юристов. Одни эксперты категорически не соглашались с Грефом, другие говорили, что он близок к истине, при этом самое мрачное будущее предсказывали юристам-нотариусам. Мол, проверять ту или иную сделку на ее соответствие закону, в чем заключается функция нотариуса, вполне может и компьютер. Поэтому со временем профессия нотариуса если и не исчезнет, то число ее представителей сильно уменьшится.

А что думают по поводу грядущей ненужности адвокатов, нотариусов и представителей прочих юридических профилей ставропольские эксперты?

А нужны ли банкиры?

Адвокат Вартан Назаретян:

— Дело в том, что в истории неоднократно делались заявления о ненужности юридической профессии. Можно вспомнить начало XX века, когда революционеры предсказывали, что после победы мировой революции не будут нужны юристы, законы и право.

Однако, как мы видим, юридические профессии не только существуют, но и становятся все более востребованными. Технологии развиваются, но и жизнь не стоит на месте. Без специалистов, которые способны профессионально отстаивать интересы и защищать права граждан и организаций во все более усложняющихся реалиях – не обойтись. Цифровые технологии, несомненно, помогают, но полностью заменить человека они не могут.

А вот нужны ли нам такие банки и такие банкиры, которые грабят население и экономику, не дают ей развиваться? Сомневаюсь.

Искусственный интеллект не заменит профессионала

Нотариус по Ставропольскому городскому нотариальному округу Салават Карабаев:

— Герман Греф регулярно взбадривает общество неординарными суждениями, славится оригинальными идеями и питает исключительную слабость к технологиям. Например, в начале лета Сбербанк приступил к тестированию доставки наличности дронами. Герман Греф благословил этот эксперимент, правда, результаты его еще не оглашены. Деньги будут транспортировать в спецконтейнерах, которые в случае попадания не в те руки запрограммированы впрыскивать краску, превращающую деньги в обыкновенную бумагу. О финале проекта говорить преждевременно. А пока Герман Оскарович сделал очередное резонансное заявление.

Тезис о том, что машина может навсегда и полностью заменить человека, не нов. Но если его возводить в абсолют, то он так же утопичен, как большевистская идея о создании рая на земле в отдельной стране. Каким бесплодным результатом это закончилась, всем известно. Тем не менее тема новых технологий, якобы способных убрать человека из ряда профессий, регулярно муссируется в современном обществе.

Конечно, юриспруденция, как и другие направления интеллектуальной трудовой деятельности, должна поспевать за инновациями. Внедрение цифровых технологий не только совершенствует работу юриста, но и экономит время на выполнение рутинных операций. Это понимают юристы всех профилей (и, конечно, нотариусы), не только живо интересуясь новинками цифровой революции, но и активно внедряя их для повышения своей эффективности.

Безусловно, в сферах деятельности, где человек работает по строго заданному алгоритму и где не требуется творческий подход, замена людей машинами неизбежна. И вполне логично подменить некоторые формализованные функции интеллектуальной платформой. Но не более. Поэтому, если в каком-то банке юристы заполняют изо дня в день типовые исковые заявления, то, возможно, менеджмент на верном пути, оптимизируя штат и затраты своего финансового учреждения с помощью нейронной сети. Но вряд ли «цифровые мозги» способны на нешаблонное мышление и креатив.

Существует изречение: «Хороший юрист – не тот, который знает все законы, а тот, кто умеет ими пользоваться». В этом же духе недавно высказался известный юрист-интеллектуал, полномочный представитель Правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский: «Работа адвоката по сложным уголовным или гражданским делам, а не по долговым распискам или кредиторской задолженности, требует анализа целого рода обстоятельств, которые истолковать можно с точки зрения закона и так, и так. Ремесленника компьютер заменить вполне способен, а вот истинного профессионала – никогда». Касается это и нотариусов. Например, как компьютер сможет удостоверить завещание, разъяснив при этом завещателю его права с учетом интересов всех сторон и различных нюансов дела? Или договор ренты?

Тема, которую затронул Герман Греф, уже несколько лет не выпадает из повестки всех международных юридических форумов. Ведь в странах Западной Европы и Америки компьютерные технологии продвигают еще энергичнее.

Недавно я участвовал в работе XXVIII Конгресса Международного союза нотариата. Делегаты из 87 стран обсуждали введение блокчейна, электронной подписи, защиту от хакерских атак, щедро делились опытом и навыками в сфере электронного документооборота. И все сошлись во мнении: нотариусы должны шагать в ногу со временем, но никакой hi-tech не заменит грамотной и беспристрастной защиты прав и интересов граждан. Именно такое преимущество – у представителей нотариального сообщества.

Нельзя оставлять без внимания еще один важный аспект. Цифровой прогресс, который набрал стремительную скорость в своем развитии, таит в себе немало опасностей для общества. Полностью доверяться искусственному интеллекту – безрассудно, утверждают ученые, футурологи и даже некоторые предприниматели. Основатель компаний SpaceX и Tesla Илон Маск назвал искусственный интеллект самым большим риском, с которым человечество сталкивается как цивилизация. Он призвал правительство к быстрому и решительному вмешательству в ситуацию, сложившуюся в технологической отрасли. Известный ученый-физик, исследователь Вселенной Стивен Хокинг также не раз говорил о том, что ИИ может означать конец для человечества. Еще в 2015 году десятки ученых подписали открытое письмо о такой потенциальной угрозе.

Ведь один из создателей искусственной нейронной сети не скрывал, что самая большая угроза в этой сфере – массовый контроль над населением посредством таргетинга сообщений и пропагандистских бот-армий. Вспоминается оброненная Грефом четыре года назад фраза: «Нельзя передавать власть в руки населения, поскольку как только люди поймут основу своего «я», управлять ими, манипулировать станет чрезвычайно тяжело». Но неужели разумнее довериться бездушному суперкомпьютеру? Тем более что любая техника не застрахована от сбоев и ошибок, какой бы совершенной она ни была.

Разумеется, нельзя отрицать великое значение цифровой революции и важную роль новых технологий в нашей повседневной жизни. И нотариусы, как и все юристы, в эпоху hi-tech вовсе не призывают людей становиться в ряды луддитов. Просто мы уверены, что именно человеческий фактор имеет приоритетное значение в нашей профессии. И в такой тонкой материи, как юриспруденция, неразумно полностью полагаться на бездушного робота или компьютер. Ведь за каждым правовым решением стоят человеческие судьбы.

Бездушная машина не может предвидеть

Генеральный директор юридической фирмы Савелий Феоктистов:

— Герман Греф, как и любой человек, имеет право на свое мнение. Но позволю себе не согласиться с данным высказыванием.

Несомненно, юриспруденция, как и любая другая специальность (наука), должна развиваться, не отставая от тенденций и потребностей 21 века.

В нашем мире стоять на месте — значит погибнуть и лишиться такой, одновременно древней, но, несомненно, великой профессии. Герман Оскарович должен понимать, что рано или поздно любой механизированый инструмент даст сбой, и на помощь, как всегда, придет Человек. Экономить на умственной рабочей силе это — убийство юриспруденции как науки, и это смерть такого инструмента, как право. Каждый молодой юрист должен развиваться, обогащаться новыми знаниями.

Наша великая страна всегда имела выдающихся людей в данной профессии, и развитие нейронных сетей или иных механизированных способов выполнения той или иной правовой работы — не повод молодым начинающим юристам отказываться от профессии.

Если взять, к примеру, корпоративных юристов, то основная их работа подвержена унификации, и в этом случае механизированные программы просто бесполезны.

Юриспруденция — от латинского jūris — «право» и prūdentia — «предвидение» или «знание». Бездушная машина не может предвидеть, не способна понять суть той или иной проблемы в той степени, в которой ее понимает человек.

С «механизированным правом» нас всех ждет огромное разочарование, но я верю, что юриспруденция, как наука, будет занимать особое место в жизни человечества и никогда не погибнет.

«Не разделяю категоричность суждений»

Руководитель юридической компании Денис Иванов:

— Да, в настоящий момент мы все являемся свидетелями бурного развития цифровых технологий, которые уже сейчас вносят свои коррективы в устоявшийся рабочий уклад. Однако я не разделяю категоричности суждений президента-председателя правления Сбербанка Германа Оскаровича Грефа, известного нам своими неоднозначными суждениями, поскольку полагаю, что там, где не требуется реализация творческого подхода и это касается не только юриспруденции, замена людей машинами уже начата. О чем собственно он и сказал, и началась она, увы, не сегодня. В этих случаях работа специалиста, возможно, будет сведена к банальному администрированию процесса. А в тех случаях, когда требуется индивидуальный подход к клиенту, либо ситуацию можно истолковать двояко, компьютер не сможет заменить профессионала.

Влад БОЧАРОВ

Изображение besthooper.com.au

 

Наверх