ДЕРЕВНЯ: РАЙ ЗЕМНОЙ ИЛИ БЕЗНАДЁГА?
Плюсы и минусы жизни в сельской местности
Так уж сложилось, что горожане, как правило, свысока относятся к сельской жизни, мол, деревня она и есть деревня. Ни тебе цивилизации, ни культурного досуга — тоска и болото. Селяне чаще всего отвечают на такие выпады симметрично. В их представлении города – это, прежде всего, шум, хаос, глупые стремления и жизнь в постоянной гонке за ускользающим счастьем. А настоящее счастье – оно здесь. Ну, или где-то рядом.
В общем, консенсуса между этими двумя категориями населения вряд ли стоит ждать. Оно и понятно. Налицо разница в менталитете, укладе жизни и жизненных принципах. Но попытаться понять, что представляет из себя современное село, все-таки стоит.
Сделать это непредвзято можно только окунувшись с головой в сельскую действительность после долгой жизни в больших городах. Именно так можно осознать контраст, суметь проникнуться очевидными плюсами и холодом по спине ощутить гнетущие минусы. Что, собственно, и было сделано мною в пределах одного из районных центров Ставрополья.
Начнем с плюсов. Сразу стоит отметить, что село на юге России, а именно на Ставрополье, никак нельзя сравнивать с селом, скажем, в Нечерноземье или на Урале. Развитости местной инфраструктуры могут позавидовать многие регионы. Уровень газификации в крае рекордный в масштабах страны – порядка 97%. Ну а уж с электричеством тем более нет проблем. Даже до небольших сел и хуторов в большинстве случаев легко добраться по асфальту, причем, как правило, он довольно неплохого качества. И, даже если есть участки, где фрагменты дорожного полотна еще помнят последних генсеков Союза, это все-таки благо. Согласитесь, это совсем не тот случай, когда тебя отделяют от цивилизации широкие реки, болота, а соединяют — паромы, лесные тропы и условные дороги, легко растворяющиеся во время дождей. А севернее и восточнее наших мест — такое не редкость.
К этому можно прибавить благоприятные природные факторы (и климат на большей части края не назвать суровым, и почва дает урожай), а также относительное социально-экономическое благополучие. В итоге вырисовывается весьма благостная картина, которую стоит рассмотреть в деталях.
Кризис не страшен
Для большинства горожан работа – главный (а зачастую — единственный) источник благосостояния. Поэтому цифра зарплаты определяет уровень жизни. А собственная квартира (пусть даже это однушка в отдаленном спальном районе ) — мощный, но при этом совсем не обязательный актив. Чтобы открывать для себя новые возможности, вполне достаточно съемного жилья. Морковка неизбежного (по крайней мере, как кажется) успеха манит за собой, и временные неудобства не особо смущают.
В селе ты изначально имеешь уже очень многое. Самый скромный домик – это две комнаты плюс кухня. А в среднем – это четыре комнаты. Причем зачастую особой потребности в такой жилой площади нет. Просто так уж заведено. С запасом. Больше – не меньше. Плюс к этому — просторный двор, пара сараев, подвал, где хранятся многочисленные заготовки, сад-огород. Должна присутствовать и домашняя живность: как минимум собака с кошкой, куры или утки. Как вариант – кролики или корова. Опционально – свиньи или овцы.
С одной стороны, такой потенциал позволяет особо не переживать о завтрашнем дне. Даже в условиях глубокого мирового кризиса шансы на элементарное выживание здесь очень высоки. С другой стороны – все это налагает определенный уровень ответственности и требует временных затрат. Отпилить, приколотить, посадить, прополоть, покормить – занятие здесь всегда найдется. Даже лютой зимой, когда как минимум нужно периодически чистить подотчетные пространства от снега. Так что руки должны расти из надлежащего места и быть готовы действовать в любой момент. Само по себе это тоже можно причислить к плюсам: жизнь в селе закаляет волю и расширяет спектр навыков.
Труд облагораживает
Таким образом, на селе каждодневных бытовых хлопот куда больше, чем в городе, а абсолютные траты на поддержание нормального уровня жизни – гораздо меньше. Поэтому зарплата в 10-15 тысяч рублей – это уже неплохо. 20-25 тысяч – очень хорошо.
Этих денег вполне хватает не только на жизнь, но и на развлечения. Тем более что список последних не особо богат: это спутниковое телевидение, Интернет (да, он постепенно добирается и до самых отдаленных сел) и алкоголь.
Безработица в южном селе практически не ощущается. Если есть желание – работу найти всегда можно. Другой вопрос, что желание это есть не у всех. Когда тебе за сорок, когда тебе не светит ни блестящая карьера, ни полноценная семейная жизнь, но при этом есть крыша над головой и нет угрозы голодной смерти (а если живы родители, у них с пенсии всегда можно вытянуть немного денег на сигареты и пиво) – очень велик соблазн вообще не работать. Кто-то так и поступает. Пропивая случайно добытые деньги и остатки самоуважения. Но все-таки подобных людей не так много (особенно если сравнивать с селами и деревнями средней полосы). Если ты еще не окончательно пустил свою жизнь под откос, тут не так сложно жить достойно.
— Если у тебя есть руки и голова на плечах, не пропадешь, — считает житель села Олег. – Работа всегда тебя найдет, если ты ее не боишься.
Он сам – наглядное подтверждение этой нехитрой истины. Мастер на все руки, готовый и пристройку соорудить, и полы заменить, и забор новый поставить, и перепланировку комнат сделать, в селе востребован. В рекламе он не нуждается – молва о специалисте, который делает качественно, а берет недорого, здесь распространяется быстро. А работает он уже пятый год. Естественно, нелегально, что нисколько его самого не смущает.
— Я сам по себе, — говорит он. — От государства я ничего не прошу, но и своего не отдам. У меня трое детей, их нужно на ноги поставить, образование дать. В конце концов, я не ворую, не обманываю, а честно делаю свое дело. Так что стыдиться мне нечего.
По его словам, крупное село дает сегодня немало возможностей для заработка. Деньги у людей водятся, и их не принято откладывать. Зато принцип «чтобы все как у людей» — один из ключевых в том, что касается трат. Уложить плитку во дворе, сделать ремонт, перекрыть крышу, обновить бытовую технику – такие вопросы в приоритете. Таким образом, спрос рождает предложение, и экономика работает. Даже сейчас здесь еще можно отыскать малоосвоенную нишу и открыть свой маленький бизнес в торговой сфере. Те, кто сделал это лет 10-20 назад, сегодня чувствуют себя очень неплохо.
Если нет опыта, начального капитала и просто желания рисковать – добро пожаловать в сферу наемного труда. В особенном почете здесь – госслужба. Ради такой должности многие готовы терпеть и сумасбродное начальство, и небольшую зарплату, и дополнительные повинности, не оговоренные трудовым законодательством (например, уборка закрепленной территории, работы по облагораживанию лесополосы или дополнительная нагрузка во внеурочные часы). В обмен они получают иллюзию абсолютной стабильности, некую сопричастность к особой касте, ну и, конечно, туманную перспективу неплохой пенсии (государство своих не бросит). Кстати, пенсионеры на селе живут очень неплохо, так что поскорее дотянуть до пенсии – жизненное кредо и заветное желание очень многих.
Впрочем, если ты нашел свое место в жизни и вплотную приблизился к гармонии, грех не наслаждаться существующим положением вещей прямо сейчас. Петр Алексеевич — агроном местного хозяйства. У него жена и двое взрослых детей (на подходе внуки), добротный двухэтажный дом, новая иномарка и большая собака. Плюс к этому — определенный статус местной элиты и уважение соседей. Он, конечно, любит посетовать, что проблем в сельском хозяйстве хватает, но не без удовольствия подчеркивает, что сегодня уровень технического оснащения и производительности труда не идет ни в какое сравнение с советскими временами. А значит, те, кто работает на земле, достойны того, чтобы жить в достатке.
— Из города друзья приезжают – завидуют, — рассказывает он. — Беседка под виноградником, домашнее вино, мангал, шашлык из ягненка. Оно и понятно. Они там в каменных джунглях месяцами работают, чтобы разок вот так вырваться на природу. А для нас это так – можно сказать, обычное дело. Живем вдали от шума и суеты в полном комфорте, рядом близкие люди, есть любимая работа, что еще нужно для счастья?
Гнетущая сила инерции
Если говорить о минусах, то можно вспомнить и о депопуляции русского населения, и о растворении культуры в архаике, что особенно характерно для восточных районов края. Но спросите любого, кто всерьез озабочен будущим села, и он вам обязательно скажет, что главная проблема — в его старении. Молодежь уезжает и не хочет возвращаться. И чаще тут претензии будут высказаны в адрес молодежи, мол, ищет она легкой и беззаботной жизни. Иногда – в адрес местной администрации, которая нерасторопна в вопросах обустройства социальной инфраструктуры. А между тем отток молодежи — это, скорее, не проблема, а симптом.
Здесь в десять часов вечера закрываются все магазины, а в одиннадцать – выключается все уличное освещение. Здесь огромный новый храм становится главным символом села, а вид старой поликлиники уже давно пугает даже абсолютно здоровых людей. Здесь принято ругать бездарных начальников, но так же, как ругают погоду — осознавая ее всесилие и неподвластность. И здесь действительно можно жить, и довольно комфортно. И многие жили бы. Но человек — существо, которому потребно не только материальное. И если ты не можешь мириться с тем, что идет вразрез с твоими представлениями о нормальном – ты уезжаешь.
Село – это очень инертный, консервативный мир, где все роли уже распределены, и что-то изменить необыкновенно сложно. В семьях комбайнеров растут новые комбайнеры, а в семьях начальников – новые руководители. А если ты опустился на дно – вряд ли найдутся силы подняться. Впрочем, и на дне многим вполне уютно. Ведь человек способен привыкнуть практически ко всему.
Но когда ты молод – тебя не может устраивать такое положение вещей. Именно эта гнетущая среда (а не отсутствие ночных клубов, как почему-то принято считать среди старшего поколения) выдавливает отсюда активных молодых людей. Они по натуре максималисты. Им нужно получить все и сегодня. В крайнем случае завтра. Первостепенен не комфорт, а возможности. Ими движет стремление менять и меняться. Тут невозможно ни то, ни другое.
Впрочем, если ты желаешь детям примерно того же, что есть у тебя (а отчего не желать, если тебе это кажется нормальным?), то, безусловно, здесь хорошо рожать и растить детей. Правда, многие из них все равно сорвутся и уедут искать счастье в города. К удивлению родителей.
Юля – молодая мама, приехала с ребенком из Москвы провести на Ставрополье отпуск у своих родителей.
— Тут хорошо провести месяц летом: южное солнце, витамины, тишина и покой, — говорит она. — Но я не представляю, как растить здесь своего ребенка. Я знаю, что мой сын здесь не сможет учить английский с детского сада, он не сможет получить хорошее школьное образование. И уже этого достаточно, чтобы сделать выбор. Но, конечно, и я сама не смогла бы здесь жить. Тут просто нет ни работы моего профиля, ни того ритма жизни, к которому я привыкла. Все мои друзья, весь мой круг интересов – в столице. Это ни хорошо, ни плохо. Просто так сложилось. И, в общем-то, я рада, что именно так.
Самое интересное, что такая разница между городом и селом – не какая-то исключительно российская особенность. В большинстве даже самых развитых стран разрыв между селом и городом имеет схожую природу. Село – обитель консерватизма, а в город стремятся те, кто ищет перемен. Возможно, просто в российском селе больше безысходности. Или просто так кажется.
Николай ЖУКОВ
Коллаж Е. Кравцовой