ВИВАТ, РОСТОВ!
Один из самых популярных ставропольских актёров заслуженный артист России Александр Ростов отметил своё 60-летие бенефисом в академическом театре драмы имени М.Ю.Лермонтова, где он служит уже больше 30 лет.
Творческая судьба всегда баловала Александра Владимировича, он всегда был востребованным и популярным. Вот и сегодня он в прекрасной сценической форме, а о возрасте рассуждает по-философски, но с учётом театральных и бытовых реалий.
– Во-первых, в артистическом мире возраста не существует: мы сознательно бежим от этих цифр, потому что не всегда играешь роли, совпадающие с возрастом. Во-вторых, конечно, хочется «задрав штаны, бежать за комсомолом», оставаться молодым и красивым. Когда говорят, что у тебя шестерка и ноль, не очень верится в это. Закон сценической игры построен на детской доверчивости и наиве, потому что чем проще и искреннее актёр смотрит на жизнь, тем больше толку от него на сцене, так как нужно верить в предлагаемые обстоятельства, в картонные декорации. На этом фоне чисто физические возрастные реалии не очень свойственны актёру. И в этом смысле не помогают ни опыт, ни умения, ни школы. И когда работаешь над новым проектом, ты становишься голым и нищим, начинаешь всё с самого начала и не знаешь, как применить свой профессиональный опыт, чтобы не наделать скучных штампов. Поэтому бежишь и от этого опыта. Другое дело — жизненный или семейный опыт. Я уже дважды дед, у меня прекрасная дочь Анастасия, она с семьёй живёт в Москве и подарила нам с моей женой Натальей двух внуков.
Ставрополь – вторая родина
На сцене СтАТД им. М.Ю.Лермонтова Ростов сыграл более 80 ролей, большинство из них – главные. Обладая отличными сценическими данными и редкой трудоспособностью, он быстро вырос до ведущего мастера сцены, имеющего разноплановый репертуар. Благодаря своей музыкальности (он прекрасно поёт и в разной степени владеет дюжиной музыкальных инструментов), пластичности и чувству юмора артист блестяще справляется с любыми ролями в разных амплуа. Ему равно хорошо даются романтичные и острохарактерные герои, простаки и короли, солдаты и генералы… Самыми любимыми ролями он называет солдата Василия Тёркина, лётчика Ивана Алтынина из спектакля «Любовь по переписке», князя Звездича из лермонтовского «Маскарада», поручика Шервинского из «Белой гвардии» Михаила Булгакова, соблазнителя Джорджа Пигдена из комедии «Люкс (Окно!!!)». Зрители помнят его яркие образы Шарикова в булгаковском «Собачьем сердце», Меншикова в «Шуте Балакиреве» Григория Горина, несчастного короля Карла IX из «Королевы Марго», сыгранных в одной комедии разных по характеру «Венецианских близнецов» Тонино и Дзанетто. Из последних работ – Мальволио из шексировской «Двенадцатой ночи». Именно сцены из этого фееричного спектакля были выбраны для юбилейного бенефиса, который был назван «Виват, Мальволио!»
Вторая часть бенефиса представляла собой весёлый капустник в исполнении актёров театра драмы. Их сцены и розыгрыши перемежались поздравлениями известных земляков. В течение вечера на сцену выходило около полусотни чиновников и депутатов, общественников и силовиков, деятелей культуры и образования… Основным лейтмотивом в массе тёплых слов сквозило, что Ростов – любимец публики и поистине народный артист. Хотя сам Александр Владимирович считает, что почётные звания – ничто по сравнению с любовью зрителей:
– Есть старая театральная байка: «У нас в труппе три народных, шесть заслуженных и всего два хороших артиста». Мне кажется, что лучше всяких званий такие понятия, как добротный профессионал, точный партнёр. Такое тщеславие, как погоня за званиями, губит и не даёт совершенствоваться актёрскому проявлению и своей внутренней свободе. В этой профессии приходится зависеть от драматурга и режиссёра, от коллег и партнёров, от администрации и зрителя, и поэтому надо оставаться свободным. Эта свобода дороже званий и регалий. У меня есть пиджачок, усеянный медалями и орденами, что даже и Брежневу не снилось. Но при этом нет беспокойства от того, что на моих погонах недостаточно звёзд. В советские времена были определённые привилегии, а сейчас на это не обращают внимания. Но зрителю по большому счёту неважно, что в программке перед фамилией значится «засл.» или «нар.» – он приходит любоваться тобой на сцене.
От свободы к мудрости
Александр Ростов признаётся, что он никогда не мечтал о Гамлете, но жалеет, что будучи молодым, не сыграл роли, характерные для того возраста, например Труффальдино или Хлестакова. В его огромном репертуарном багаже много пьес А.Н.Островского, но не было такой роли, как Глумов из «На всякого мудреца довольно простоты». А ещё всегда мечтал сыграть в произведении Ф.М.Достоевского – это очень близкий ему автор, понимаемый до глубины души. Он считает, что даже тот драматургический материал, который ему посчастливилось играть в спектаклях, он мог бы сыграть интереснее, глубже, полнее, если бы обладал той внутренней свободой, которая есть в нём сейчас. Некоторые роли, например Ясон в «Медее», удавалось осмыслить только на второй год после премьеры, совершенствуя исполнение.
– Я думаю, что мудрость заключается в том, чтобы правильно распределить остаток сил, энергии и опыта на оставшиеся годы. Ведь актёров провожают по ролям. А я ведь был хорошим Тёркиным, играл и Лермонтова, то есть были такие знаковые фигуры. Тёркин во мне всегда живет, я русский человек с абсолютно русским понятием жизни: из огня да в полымя, лёд и пламень, сегодня ты раб, а завтра – король, сегодня несчастен, а завтра в безмерной эйфории. Не хочется потерять в себе эту русскую ментальность. Ну и, конечно, мне хотелось бы оставаться как можно дольше в хорошей форме, быть лёгким, энергичным и неуспокоенным. Одним словом – живым. И востребованным. Пока ты суетишься, крутишься, топочешь — ты нужен!
Андрей КОЗЛОВ
СПРАВКА
Александр Ростов родился 24 мая 1958 года в городе Вичуга Ивановской области в рабочей семье. Первое образование получил в Горьковском театральном училище, актёрскую карьеру начинал в Костроме, параллельно учась заочно в Ярославском театральном институте. В 1987г. переехал в Ставрополь и уже больше четверти века служит в СтАТД им.М.Ю.Лермонтова. Ростов также известен как сценарист, постановщик и ведущий театрализованных торжественных мероприятий. В разных уголках Ставрополья и соседних регионов он провёл более 300 шоу в честь дней городов и сёл, всенародных и профессиональных праздников, правительственных и корпоративных презентаций, физкультурно-спортивных парадов и новогодних ёлок.