МОЖНО, ТОЛЬКО ОСТОРОЖНО
На Ставрополье собираются выращивать хлопок
В этом году на ставропольских полях вновь появилась, казалось бы, забытая сельхозкультура – хлопчатник. Под него занято 500 гектаров земли в Изобильненском городском округе. Это совсем немного, но лиха беда начало.
О больших перспективах этой культуры говорили на очередной планерке в правительстве края. Поддержал идею и губернатор Владимир Владимиров. Однако стоит обратить внимание еще на один аспект этой инициативы. Хлопок, конечно, ценная культура, но с его сбором зачастую связаны отравления сборщиков.
Волна отравлений
Недавно в Азербайджане на хлопковом поле в Евлахском районе произошло очередное, далеко не первое в этой стране массовое отравление. Пострадали и были госпитализированы 24 человека, в том числе восемь детей.
Ранее аналогичные случаи произошли еще в двух районах Азербайджана. В одном случае с тяжелым отравлением были госпитализированы 14 сельских жителей, а во втором – 80.
Министр сельского хозяйства Азербайджана Инам Керимов заявил, что для выращивания хлопка применение химических веществ против насекомых неизбежно. Однако в таком случае большая ответственность возлагается на частные компании и фермеров, которые применяют химикаты. Керимов сообщил, что на днях министерство в связи с массовыми отравлениями сделало специальное предупреждение.
Всего, в ходе волны отравлений, в течение 10 дней на хлопковых полях Азербайджана пострадали более 200 человек, причем официальные лица никаких внятных объяснений по поводу этого инцидента так и не дали.
Эксперты считают, что причиной отравлений является избыточное использование пестицидов. Помимо этого, выявлено много случаев завоза в Азербайджан низкокачественных или просроченных пестицидов. Химикаты зачастую использовались не по инструкции.
B советское время химикаты распылялись с самолетов. Однако этот метод, в конце концов, был признан малоэффективным и очень опасным для людей. Было решено перейти на сбор вредных насекомых ручным способом. Химикаты, применяемые на хлопковых полях, опасны как для людей, так и для домашних животных. Более того, они уничтожают полезные микроорганизмы в земле и способствуют деградации почвы.
Ядовитые препараты
Начиная с 60-х годов, среднеазиатские республики Советского Союза постоянно увеличивали долю урожая хлопка, собранного машинным способом. Он включался в регулярные сводки выполнения планов отдельной строкой и хорошо поощрялся материально.
Потерь при такой уборке хлопка было меньше, так как поля для хлопкоуборочных машин заранее готовили специальным способом. Хлопковые поля опыляли дефолиантами, которые вызывали опадение листьев растений на землю, а хлопковая «вата» без помех наматывалась на уборочные приспособления хлопкоуборочных комбайнов.
При этом массовый ежедневный выход детей и подростков на хлопковые поля во время сбора (в сентябре — октябре) совпадал со сроками опыления дефолиантами.
Крупные кишлаки в Средней Азии расположены, как правило, в непосредственной близости к хлопковым полям. Поэтому токсинами дышало все население – от грудных детей до стариков. Теми же токсинами были заражены источники оросительной и питьевой воды.
По результатам своего действия эти дефолианты были аналогичны дефолианту Agent Orange, который в 60-х годах прошлого века самолеты ВВС США распыляли для уничтожения лесов, в которых скрывались вьетнамские партизаны.
Статистика последствий применения этого вещества во Вьетнаме красноречива. Число людей, на здоровье которых оно оказало губительное воздействие, оценивается в 4,8 млн человек, и даже после окончания войны от этого токсина умерло несколько десятков тысяч человек.
В 2007 году в Ташкенте была опубликована объемистая научная монография узбекского ученого Т.И.Тураходжаева, в которой он исследовал результаты применения дефолиантов для хлопчатника. Согласно его выводам, в советский период в качестве дефолиантов было испытано более 300 препаратов, часть из которых получила разрешение на применение в сельском хозяйстве.
В числе разрешенных был, например, препарат «Бутифос» – жидкость коричневого цвета, которая легко проникала даже сквозь неповрежденную кожу и была крайне токсична.
Хлопковых полей стало меньше
И это несмотря на то, что опыты показали: в камере для подопытных морских свинок концентрация «Бутифоса», равная 0,1 миллиграмма на литр, была смертельной. Максимально допустимая концентрация «Бутифоса» в воздухе была установлена как 0,1 миллиграмм на один кубометр воздуха, но правила нередко нарушались. И лишь с весны 1987 года «Бутифос» был полностью запрещен к применению в Узбекской ССР, как высокотоксичный яд, крайне вредный для здоровья человека.
В открытой печати до сих пор нет данных о количестве пострадавших от применения таких препаратов на хлопковых полях Средней Азии как в советский период, так и в годы независимости. Нет в открытой печати и сведений об уровне онкологических заболеваний коренного населения Средней Азии хлопкосеющих районов. Но некоторые исследования показывают, что среди русских в возрасте 50 лет и старше, покинувших Среднюю Азию из-за гражданской войны 90-х годов, которые живут в разных странах (в основном в России), уровень онкологических заболеваний существенно выше, чем у местного населения.
Кстати, начиная с нулевых годов XXI века, структура посевных площадей в Средней Азии существенно изменилась. Площади под хлопчатник значительно сократились из-за резкого снижения мировых цен на хлопок-сырец.
Сергей ТАВРОВ