ЗА РАВЕНСТВО В ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ
Организация питания учеников требует единых стандартов
На прошлой неделе в Интернете появились сообщения о том, что в России школьники стали падать в голодные обмороки. В частности, прошла череда новостей, будто бы такие случаи были в нескольких средних общеобразовательных учреждениях Кузбасса. «Волну» поднял региональный детский омбудсмен Дмитрий Кислицын, к которому, по его же словам, обратились жители нескольких сельских территорий Кемеровской области с жалобами на то, что не могут оплатить питание в школах. Кроме того, якобы уже были случаи, когда ученики падали в голодные обмороки прямо на уроках.
Правда или фейк?
Кислицын помог как сумел: он попросил местных предпринимателей взять на себя расходы на обеды для этих ребят из малообеспеченных семей, а затем озвучил ситуацию перед областными депутатами, призвав их совместно продумать пути решения проблемы. Следом свою позицию выразили областные власти, заявив, что горячим питанием в школах Кузбасса охвачено 90 процентов учеников, и это даже выше, чем в среднем по России (аж на 0,4%). Тем не менее была организована проверка на региональном уровне, которая, как нетрудно догадаться, слова омбудсмена не подтвердила. Не нашли никаких «улик» и активисты местного отделения ОНФ. За дело взялся следственный комитет, однако указать конкретные школы, в которых были ЧП с обмороками, Кислицын отказался, назвав эту информацию конфиденциальной.
Именно это отсутствие конкретики заставило многих решить, что данная информация – как принято сегодня выражаться, фейковая. А кое-кто и вовсе обвинил инициатора в нагнетании негатива. Хотя вряд ли человек при такой должности рискнул бы выдумывать подобные истории даже ради личного пиара. Скорее, ему действительно поступали такие тревожные сигналы, но родители (или учителя) очень просили не озвучивать их фамилии, что тоже вполне можно понять. Так уж у нас повелось: любое неприглядное явление нынче обнародовать – себе дороже. Тот же Кислицын подвергся, мягко говоря, осуждению, а может, и некоему давлению. И вместо того, чтобы разобраться в проблеме, чиновники кинулись ее опровергать. Но, судя по всему, ситуация зашла настолько далеко, что замалчивать ее тоже было уже нельзя.
Неутешительный мониторинг
Как бы там ни было, федеральный детский омбудсмен Анна Кузнецова также вмешалась в процесс, обратившись в региональную прокуратуру с просьбой провести проверку. Одновременно на официальном сайте Уполномоченного по правам ребенка в РФ сообщается, что в аппарат омбудсмена поступают обращения родителей, обеспокоенных качеством питания в школах и детсадах. Также говорится о том, что в 2017 году по инициативе Уполномоченного в регионах был проведен мониторинг обеспечения здорового питания детей, который выявил ряд проблем. Среди них «невысокое качество продуктов питания, недостаточное финансирование в регионах, слабая материально-техническая база пищеблоков, отсутствие единства в обеспечении питанием льготных категорий детей и других школьников» — значится в релизе омбудсмена.
Выходит, проблема не нова, о ней знают там, «наверху», но почему же ее решение продвигается довольно медленно, а тех, кто бьет в колокола, спешат обвинить в разжигании паники?.. Главная претензия власть предержащих и их представителей к упомянутому Кислицыну в том, что он не раскрывает источники скандальной информации, а также в том, что рассказал о ситуации на совете депутатов, мол, если бы все было настолько критично, как утверждает омбудсмен, то почему же он экстренно не обратился в надзорные органы? Однако, кажется, вместо обвинений стоило бы тщательнее разобраться в сути самой проблемы, а она, что скрывать, имеется во многих регионах. Возможно, в голодные обмороки дети и не падают массово, но нравится ли им школьное питание и насыщает ли оно по-настоящему и надолго – вот в чем вопрос.
Безвкусная масса
Почти сразу же после кузбасского резонансного ЧП в соцсетях появилось одиозное видео, снятое ученицами одной из школ Юрги (городок входит в состав все той же Кемеровской области). В коротком ролике видно, что в школьной столовой детям подали настолько слипшиеся и разваренные макароны, что, по словам самих же авторов сюжета, они больше подходят… собакам. На вид масса и впрямь не вызывает никакого аппетита. А вот претензии к поварам – очень даже вызывает.
Ролик вновь поспешили назвать фейковым, однако проверки все же на данную школу обрушились – со стороны и Следкома, и Роспотребнадзора, и Минздрава, и Минобра. Самих же девочек вызвали на школьную комиссию, так что и лично себе, и родителям они тоже создали явные неприятности. Вот поэтому многие и опасаются озвучивать подобные казусы.
Так, из пяти опрошенных «СГВ» родителей школьников все пятеро попросили не называть ни их фамилии, ни номера школ, в которых обучаются их дети. Однако в разговоре сквозила очевидная неудовлетворенность организацией школьного питания: блюда невкусные, иногда плохо разогретые или со странным запахом, да и за короткую переменку ученики не всегда успевают нормально поесть – хватают хлеб или булочки и потом едят их в последующие промежутки между уроками.
Впереди паровоза?
При этом, как рассказал один из наших собеседников, на классном собрании родителей предупредили, что отныне давать ребенку с собой в школу можно только яблоки, сухофрукты и пакетированный сок — больше ничего. Будто бы таковы новые нормы СанПиНа. Между тем документ (его официальное название «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания детей») пока существует лишь в виде проекта – бежим впереди паровоза?
Внушительный по объему текст, кстати, содержит массу откорректированных и совсем новых норм и правил. В Перечне продуктов, которые не допускаются в питании детей и подростков в школах, действительно значится строка «Пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления». Но, повторимся, во-первых, постановление еще не вступило в силу (оно даже не прошло необходимых экспертиз и согласований), а во-вторых, представители Роспотребнадзора пояснили ситуацию официально. Так, РИА Новости цитирует позицию ведомства: «Новой редакцией СанПиНа предусматривается пункт, в соответствии с которым не допускается использовать для организации питания детей принесенные из дома продукты и блюда, то есть речь идет о приготовлении в школе блюд или еды из каких-либо принесенных продуктов». И далее еще раз разъясняется: «Это право родителей — давать ребенку дополнительную еду или заменять рацион полностью. На эти случаи документ не распространяется».
Получается, в ставропольских школах неверно интерпретировали норму еще не вступившего в действие документа. Видимо, решили на всякий случай «перебдеть». А в итоге школьники вынуждены отказаться от домашних пирожков и булочек в виде перекуса на переменке, имея только один вариант утолить голод – поесть в школьной столовой. А там, по словам самих же детей, невкусно – многие с охотой кушают разве что хлеб или котлеты, а потом ходят с урчащими животами и наверстывают упущенное лишь дома, буквально опустошая холодильники. Неудивительно поэтому, что если ученики в школах и не падают штабелями в голодные обмороки, то многие грызут гранит науки на не совсем сытый желудок.
Вместо льгот – достойные зарплаты
Более всего уязвленными оказываются дети из бедных семей. Мало кто признается в этом, но у таких домашний перекус перед уроками весьма и весьма скромен, а то и совсем отсутствует. А в учебном заведении бесплатно им положен лишь завтрак. По крайней мере, этот вопрос отдан на усмотрение муниципалитетов, и в школах Ставрополя бесплатными обедами категория малообеспеченных не обеспечивается. В некоторых других регионах льготники и платники питаются по разным меню, что еще более унизительно. Кое-где и с тех, и с других дополнительно берут плату за «накрывание столов». Есть регионы, в которых льготным школьным питанием пользуются только многодетные или исключительно дети-инвалиды, а малоимущие — нет. Словом, пока единого стандарта в данном вопросе не имеется.
После кемеровской истории вроде бы всполошились – не удивимся, если по стране возьмутся охватывать соответствующими проверками все школы. Уже звучат и радикальные инициативы. Например, глава национального родительского комитета Ирина Волынец предлагает обеспечить питанием (завтраками и обедами) на бесплатной основе не только всех школьников, независимо от финансового положения их семей, но и вообще учащихся до 18 лет. Это обращение она направила на имя министра просвещения РФ. Четкую позицию высказала и федеральный детский омбудсмен Анна Кузнецова, заявившая о том, что «разница в обеспечении питанием на основе имущественного ценза детей в школах недопустима». Она внесла свои предложения по доработке уже упомянутого масштабного постановления Главного санврача РФ об утверждении «Санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей», в том числе касающиеся увеличения числа проверок Роспотребнадзором школ и детсадов. Сам указанный документ, как описывают его авторы, «впервые в едином формате отражает все общие и специфические вопросы организации питания детей». Так что есть надежда на то, что в столь важном и, увы, проблемном деле, как питание наших детей в учебных учреждениях, наведут, наконец, порядок.
Ну а в целом, конечно, вопрос имеет более глубинные корни. И «копать» нужно еще и в другом направлении. Будь у населения нормальная работа с адекватными зарплатами – вряд ли кто-то захотел бы именовать свою семью малоимущей и проецировать этот статус на ребенка-школьника ради льготного питания…
Инга САМОЙЛОВА
Рисунок chayan-journal.ru