№ 10 (3689) 14.03.2018  

УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВАМИ

Мир отмечает День защиты потребителей

Наше общество является обществом потребления. Как бы к этому кто не относился. Времена натурального хозяйства ушли в далекое прошлое, и практически каждый житель планеты, за исключением самых глухих ее уголков, является потребителем товаров и услуг.

Между тем знание потребителями своих прав остается на довольно низком уровне. С целью привлечь внимание к этой проблеме ежегодно 15 марта проводится Всемирный день защиты прав потребителей.

Всемирный день защиты прав потребителей является, по сути, просветительской акцией, которая затрагивает всего один, но весьма актуальный аспект общественной жизни. Мы посещаем супермаркеты и развлекательные центры, театры, пользуемся услугами ЖКХ и общественным транспортом, путешествуем – и, таким образом, выступаем в роли потребителя буквально каждый день.

История появления

Сама дата 15 марта была выбрана в качестве Всемирного дня защиты прав потребителя в связи с речью, которую президент Джон Ф. Кеннеди произнес в американском Конгрессе в 1962 году. В этом выступлении президент изложил базовые, с его точки зрения, права потребителей: право на информацию и на безопасность, право выбора и право быть услышанным.

Затем в ходе развития движения потребителей к этим правам прибавилось право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение основных потребностей и право на чистую экологию.

Генеральная Ассамблея ООН 15 марта 1983 года приняла основные принципы, на основе которых ООН строит свою политику в сфере защиты прав потребителей, и с тех пор этот день значится в календаре международных памятных дат как Всемирный день защиты прав потребителей.

Как это было в России

В законодательных актах России само понятие о защите прав потребителя закрепилось в начале 90-х годов. До этого, во времена СССР, регулирование отношений покупателя и продавца определялось общими нормами гражданского права.

Однако еще в 1989 году в Советском Союзе была создана единая система потребительских обществ, куда вошли Госстандарт, Антимонопольный комитет, Санэпиднадзор, различные общества потребителей и прочие профильные организации.

Необходимость принятия специального закона, который был бы направлен на защиту интересов потребителя, объяснялась тем, что в советской модели законодательство было ориентировано прежде всего на интересы производителя и продавца и практически игнорировало покупателя.

Одной из первых попыток создания такого документа стала подготовка в 1988 году закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Основная часть этого законопроекта касалась качества товаров и услуг, но присутствовал и раздел, который содержал нормы, определявшие интересы потребителей. Было организовано его широкое общественное обсуждение, однако, в конце концов, документ «положили в стол», так как он попросту не мог работать на практике в существовавшей тогда системе.

Ключевым моментом в эволюции законодательства, которое касается этой проблематики, стало принятие в 1991 году союзного закона «О защите прав потребителей». Но так как вскоре

СССР развалился, он так и не успел вступить в силу.

Впервые в России аналогичный закон под тем же названием был принят и вступил в силу в 1992 году. Именно после этого День защиты прав потребителей в России получил официальное признание.

Реализацию закона на практике должна обеспечить система госорганов и общественных организаций, основными из которых стал орган исполнительной власти – Роспотребнадзор и Союз потребителей РФ.

Азбука покупателя

Согласно действующему на сегодняшний день закону, продавец, а также изготовитель или исполнитель обязаны предоставить потребителю исчерпывающие и достоверные сведения о товаре или услуге.

Конкуренция на рынке дает нам возможность сравнивать цены, определять уровень потребительских достоинств товара и выбирать подходящую фирму, способную предложить наиболее выгодные условия гарантийного и послепродажного обслуживания.

В случае с приобретением продовольственных товаров обязательно обращайте внимание на их срок годности. Не стоит покупать товар в случае истечения этого срока, даже когда его предлагают по низким ценам.

Не забудьте получить у продавца документ, который подтверждает факт покупки либо оказания услуги (кассовый чек, билет, квитанция, договор и т.п.), и никогда его сразу не выбрасывайте.

При возникновении конфликта с продавцом нужно грамотно и со знанием своих законных прав вести переговоры и юридически корректно оформить текст заявления, в котором изложены основные моменты конфликта и ваши претензии. Его обязательно подают в письменном виде с требованием к продавцу расписаться на втором экземпляре, который остается у вас. Если договориться об этом не удалось, то документ можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении.

Куда пойти жаловаться

В крайнем случае придется идти в суд, который может обязать продавца оплатить стоимость товара, неустойку за все время, на протяжении которого он не желал пойти вам навстречу, а также возместить моральный ущерб и заплатить штраф.

Если вы не знаете, как составить претензию, то следует обращаться в государственные либо общественные структуры, которые занимаются такими вопросами. В администрациях многих населенных пунктов и субъектах федерации есть соответствующие чиновники, по своей службе обязанные заниматься защитой прав потребителя.

Можно также обратиться в территориальные органы Роспотребнадзора или в Союз потребителей России. К сожалению, горячая линия работает в ставропольском Роспотребнадзоре только один день – в четверг, и только с 10 до 13 часов, так что, скорее всего, вопросы придется решать в режиме личного присутствия.

Александр ШЕГЕДИН

КСТАТИ

Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю информирует: во многих кинотеатрах действует политика запрета приходить со своей едой и напитками. Но на самом деле делать это можно, и вам не имеют права это запретить!

Действующим законодательством предусматривается всего два основания запрета допуска зрителя в кинозал: нарушение общественного порядка и причинение вреда имуществу кинотеатра.

При таких обстоятельствах правила работы многозальных кинотеатров в части запрета проносить зрителям напитки и продукты питания противоречат действующему законодательству, чем нарушают права потребителей.

Наверх