№ 21 (3700) 30.05.2018   Рекомендовано  

РОССИЯНАМ ПРИКАЗАНО ЖИТЬ ДОЛГО

Примером для подражания должны стать работающие столетние пенсионеры

В высших эшелонах власти продолжают обсуждать повышение пенсионного возраста для жителей страны. Причем отодвинуть эту планку с нынешних 55 лет для женщин и 60 для мужчин хотят не на год-два, а минимум на пять лет – до 60 и 65 соответственно. Рассматривается также альтернативный вариант 63/65. Вероятно, реформа будет проходить поэтапно – ежегодная прибавка составит от трех месяцев до года.

Главным аргументом инициаторов реформы стал показатель средней ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ), который сейчас в России составляет почти 72 года. А к 2030 году власти обещают нарастить его и вовсе до 80. Кстати, именно до 2030 г. депутаты от КПРФ предлагают объявить мораторий на подобные пенсионные маневры. Мол, когда мы достигнем этого уровня относительного долгожительства россиян, тогда, возможно, и будет логично пенсионный возраст увеличивать. Соответствующий законопроект, соавторами которого стали также эсеры, уже внесен на рассмотрение парламентариев.

Хватит ли музеев и библиотек?

Противники реформы приводят данные соцопросов населения, в частности исследований HeadHunter, согласно которым лишь около 6% жителей страны одобряют увеличение пенсионной планки. 53% назвали сегодняшние возрастные пенсионные критерии оптимальными. 35% опрошенных полагают, что пенсионный возраст вообще необходимо снизить. Примечательно, что свыше половины из них — респонденты 18-25 лет и 17% — люди от 45 лет и старше, т.е. те, на чьих плечах, собственно, и повиснут тяжким бременем все «прелести» последствий увеличения возраста выхода на пенсию. Даже если это случится в 2030 г.

Вслед за этой появившейся в федеральных СМИ информацией, которую сторонники реформы поспешили раскритиковать, была как-то очень кстати растиражирована другая, с довольно оптимистическим посылом. Речь о данных ПФР, согласно которым в России проживает аж 11 работающих (!) пенсионеров, чей возраст — 100 и более лет. Кем они трудятся и какую получают зарплату, тактично умалчивается. Но зато подчеркивается, что работодатели за этих людей добросовестно перечисляют все необходимые соцвзносы. Также у фонда имеются сведения о 37 гражданах РФ старше 110 лет, находящихся на заслуженном отдыхе.

Кто-то эти сообщения воспринял как намек «держать равнение на героев» и не ныть – дескать, вот живут же люди в России даже дольше, чем «предусмотрено» официальными показателями о средней продолжительности жизни в 72 года, и еще остаются в строю, среди активно трудоспособных россиян. Следовательно, увеличение возраста выхода на заслуженный отдых более чем оправданно. Кстати, многие сторонники реформы, несмотря на донельзя очевидные ее экономические причины, вуалируют грядущие перемены именно подобными красивыми объяснениями. Мол, у человека, позже привычного вышедшего на пенсию, выше шансы реализовать себя профессионально — в силу более продолжительного карьерного пути, а также больше возможностей быть социально активным как можно дольше. И к тому же существенная отсрочка времени оформления человека в качестве пенсионера позволит ему положительно повлиять на размер своей будущей пенсии.

Однако, согласитесь, несколько затруднительно представить, что работники преклонного возраста спят и видят, как бы им подняться по карьерной лестнице, скажем, достигнув уровня неких топ-менеджеров, при этом успешно конкурируя с более молодыми и энергичными. Ведь, как правило, в эти годы не до амбиций – пожилых людей они если и волнуют, то несопоставимо меньше, чем собственное здоровье, дети и внуки. К тому же и 40-летним уже сейчас весьма проблематично устроиться на приличную работу, что уж говорить о тех, кому за 60. А тем более о столетних. Очевидно же, что если такие долгожители где-то и работают, то, скорее всего, на должностях, не требующих физической активности. Скажем, сотрудниками музеев или библиотек, но явно не каменщиками на стройках, грузчиками или станочниками на заводах. Но если мы будем реально доживать до глубоких седин, хватит ли на всех музеев и библиотек для работы в них?..

Средняя температура по больнице

Как бы там ни было, пожелаем российским долгожителям крепкого здоровья и достойной пенсии, а тем, кто умудряется к тому же работать в столь почтенном возрасте – еще и карьерного роста и приличной зарплаты. Однако тут возникает некий диссонанс с другим громким заявлением, на которое сторонники реформы делают особый упор: мол, нынешние возрастные критерии выхода на пенсию (55/60) давно изжили себя, ибо были сформированы в 30-40-е годы прошлого века, когда средняя продолжительность жизни едва достигала 40 лет. Выходит, столетние граждане мало того, что выбиваются из этой картины, но и даже как бы портят ее. Хотя, с другой стороны, прекрасно доказывают утверждение, что ныне люди стали жить лучше и дольше.

Между тем 72 года, до которых, по данным статистики, стандартно доживает нынешнее поколение, – цифры довольно условные. Это все равно что средняя температура по больнице, которой у нас любят мерить все подряд, особенно зарплаты, сопоставляя оклады уборщиц и руководителей высшего звена.

Кстати, о больницах. Большинство экспертов говорят, что достичь такого показателя — 72 лет — удалось преимущественно за счет снижения в стране младенческой и материнской (при родах) смертности, в чем несомненная заслуга минздрава, интенсивно развивающего перинатальные центры в регионах. И в этом же кроется одна из ключевых разгадок, почему в начале 20 века средняя продолжительность была столь невелика: да в первую очередь потому, что младенческая и детская смертность тогда просто зашкаливала. Не говоря уже о весомом проценте погибших женщин, решившихся на нелегальные аборты.

У молодых может создаться впечатление, что в те годы до пенсии никто и не доживал, а сейчас нам дают огромную фору, за что мы должны быть благодарны. Но это не совсем так. Те, кто более или менее знаком с историей и с принципами формирования статданных, прекрасно понимают: планка продолжительности жизни в 35-40 лет в 30-40-е годы прошлого столетия вовсе не означает, что в этом возрасте поголовно все умирали. Как не означает нынешняя ОПЖ в 72 года то, что все будут благополучно доживать до пенсии к 63(60)/65 годам. Грубо говоря, это усредненный показатель между продолжительностью жизни младенца, умершего до достижения года, и долгожителя, дотянувшего до 80-90 лет. Да, это примитивный способ подсчета, однако в целом он отражает алгоритм исчисления средней продолжительности жизни.

Но вернемся в начало прошлого века, когда, как нам втолковывают, был сформирован текущий пенсионный возраст, якобы не отражающий современные реалии. Вспомним, в первую очередь, какими были те самые 30-е и 40-е годы — по сути, это было время больших потрясений. Это был период индустриализации, коллективизации и других сложных процессов в стране с новым укладом, когда ее приходилось поднимать неимоверными усилиями, что требовало от людей повышенных трудозатрат и, соответственно, это очень сильно сказывалось на состоянии здоровья. Это еще и годы раскулачивания, голода, вспышек инфекционных болезней, а затем тяжелых репрессий и смертоносной Великой Отечественной. Понятно, что многие, в силу всех этих и многих других факторов, в том числе не слишком эффективного функционирования системы здравоохранения и такой вечной российской беды, как пьянство, а также разного рода факторов неестественной смертности (суициды, криминал, несчастные случаи), действительно не доживали до 40 лет. Но так же много и тех, кто, уцелев в этой круговерти, прожил весьма долгую жизнь, с лихвой перешагнув пресловутые 35-40 лет. А кто-то жив и по сей день. И в этом смысле история с озвученными ПФР данными по пенсионерам-долгожителям служит ярким тому примером.

У женщин шансы выше

Прорывом в увеличении за последние годы ожидаемой продолжительности жизни россиян аж до 72 лет (с 2005 г. рост в среднем составил 7,2 года) в самом деле можно гордиться. Ну а копнув глубже, поводов для радости поубавится. Хотя бы потому, что в 1987 г. ОПЖ была практически такой же – 70 лет, а до этого, в шестидесятых-семидесятых годах, она держалась стабильно на уровне 68. Но речь даже не об этом. Самый неприятный момент надвигающейся реформы — времени на пребывание на пенсии нам хотят отвести самую малость. Особенно это касается мужчин. Судите сами: средняя продолжительность их жизни, по данным 2017 г., в России равняется 67 годам – получается, успел оформить пенсию, пару вздохов и – на погост?..

Женщины ныне живут дольше – в среднем до 77 лет. Однако и здесь есть своя ложка дёгтя: данные эти средние, и в регионах они могут разниться с большой амплитудой. Как, собственно, и общая ОПЖ в субъектах РФ. К примеру, Северный Кавказ всегда славился своими долгожителями. Что далеко ходить – в тех самых данных ПФР о столетних пенсионерах как раз фигурирует СКФО: среди 37 человек, которые старше 110 лет, в основном жители Дагестана, Ингушетии, КБР и Чечни. В последнем регионе живет 128-летняя женщина, получающая пенсию. В целом же по округу ОПЖ – 75 лет. А на Дальнем Востоке она едва дотягивает до 67. В Туве и вовсе в среднем живут до 63. Примерно на этом же уровне данные по Чукотскому и Еврейскому автономным округам, Иркутской и Амурской областям. Смогут ли жители таких регионов спокойно работать, понимая, что до пенсии дотянуть может быть и не удастся?..

КСТАТИ

По данным Всемирного банка, в России до 65 лет не доживают 43% мужчин. В этом отношении наша страна стала лидером столь печального рейтинга среди европейских стран. Далее идут Украина и Белоруссия (40%), Молдавия (37%) и Литва (36%). А вот в Исландии и Швейцарии этот показатель равен лишь 10%. На один процент выше смертность мужчин в возрасте до 65 лет в Швеции, Италии, Нидерландах, Норвегии и на Мальте.

Сегодня почему-то мало афишируется информация о том, каков процент россиян, доживающих до нынешнего пенсионного возраста. Но судить об этом вполне позволяют данные Росстата об умерших в трудоспособном возрасте – в 2017 г. это почти 400 тыс. жителей страны. Больше всего – в ЦФО (96,7 тыс.) и Приволжье (84,3 тыс.). Среди причин смерти лидируют болезни системы кровообращения (119,6 тыс. россиян), онкология (60,9 тыс.), проблемы с сердцем (53,9 тыс.). Неестественная смерть за прошлый год настигла 99,2 тыс. россиян. Причем больше всего – в результате ДТП или суицидов (14,6 тыс. и 14,4 тыс. соответственно). Третья по частоте причина – отравление некачественным алкоголем. Поэтому очевидно, что чтобы достичь к 2030 году средней продолжительности жизни в стране в 80 лет, нужно как минимум нивелировать вышеуказанные факторы риска. И делать это нужно стремительно, такими же волевыми решениями, как власти намерены провести пенсионную реформу.

Тем временем, пока массы тихо возмущаются ожидаемой реформой, а оппозиционные партии пытаются хотя бы отодвинуть ее сроки, неминуемость этого события, причем в скорейшей перспективе, становится все более очевидной. Так, на Петербургском экономическом форуме зампред правительства РФ Татьяна Голикова, комментируя этот вопрос, сказала, что перемены вероятны уже в следующем году.

Незадолго до этого Голикова выступила с инициативой о внедрении в России практики корпоративных пенсий. А министр финансов Антон Силуанов вновь озвучил идею введения индивидуального пенсионного капитала, при которой работающие жители страны сами будут копить себе на пенсию. Формироваться эти средства будут на добровольной основе, облагать такие отчисления налогами власти не планируют. Напомним, что существующая пенсионная система включает в себя так называемую накопительную часть, однако весь этот финансовый массив уже несколько лет заморожен – с 2014 г. Смогут ли когда-нибудь граждане получить свои кровные в виде дополнительных выплат к пенсии – вопрос скорее из разряда риторических. Как и то, найдет ли новая концепция добровольных накоплений граждан на пенсию в их сердцах живой отклик или вызовет ощущение мрачного дежавю. В связи с чем и предложение Голиковой о введении корпоративных пенсий в стране, где к тому же по-прежнему безуспешно борются с теневой экономикой и неистребляемыми зарплатами в конвертах, мало у кого вызывает оптимизм.

Инга САМОЙЛОВА

Иллюстрация dnepr.info.ru

МЕЖДУ ТЕМ

Многие сторонники нынешней пенсионной реформы делают отсылку к заграничному опыту, мол, в большинстве развитых стран пенсионный возраст давно превышает наши 55/60. И за рубежом его еще и поэтапно повышают. По этому пути, например, пошли Канада, Бельгия, Испания, Германия, где в последние годы решено было увеличить возраст выхода на пенсию с 65 до 67 лет. А в Японии вообще все граждане на пенсию выходят в 70 лет. Но и ОПЖ в этой стране, отметим, одна из самых рекордных – 83 года против наших 72 лет. Примерно на этом же уровне (81-83 года) показатели в Швейцарии, Сингапуре, Австралии, Испании, Исландии, Италии, Швеции, Канаде, Германии, Великобритании, Финляндии, Португалии и т.д. Россия, по данным ООН, в мировом рейтинге по продолжительности жизни среди населения занимает 116-е место.

Наверх