№ 07 (3584) 24.02.2016  

ТРИНАДЦАТЬ ВЫЖИВШИХ

Экстремальная ситуация, что пережил призывник из Ставрополя Сергей Канахин, не могла ему присниться и в страшном сне

Ставрополец совершил подвиг на срочной службе

Армия всегда считалась школой жизни для мужчины. Служба в рядах вооружённых сил ассоциируется у «правильных» парней со стойкостью, мужеством и отвагой. Но та экстремальная ситуация, что пережил призывник из Ставрополя Сергей Канахин, не могла ему присниться и в страшном сне. Поэтому детям, не достигшим 16-летия, читать эту историю не рекомендуем.

Злополучный остров

Фильм с Леонардо Ди Каприо «Выживший», за роль в котором актеру прочат долгожданного «Оскара», и в сравнение не идёт с реальной историей нашего героя. Выпускник 17-й школы краевого центра не шёл в пугающую неизвестность, а очень хотел служить. Рос хулиганистым мальчишкой. Уходил в армию 15 лет назад, как сам признаётся, с ветром в голове и даже не планировал свою жизнь в будущем. Хотя до призыва успел окончить 54-е училище по специальности «Модельер женской одежды».

Дату 18 ноября 2001 года Серёжа запомнил на всю жизнь. Это был день, когда он попал на призывной пункт. У парня был выбор, где служить, мог остаться поближе к дому. Но намеренно выбрал Дальний Восток. Мой собеседник вспоминает: «Попал служить в сам Владивосток. Скоро нас перевели в учебку на заставу «Славянка». Отучился там на водителя-механика. Затем попал в 55-ю дивизию морской пехоты ВМФ России – в десантно-штурмовое подразделение».

Через полтора года Сергея и ещё 13 солдатиков его призыва отправили на остров Русский, что в заливе Петра Великого в Японском море. Там перед ребятами поставили военные цели, о которых Сергей даже сейчас, как истинный защитник Отечества, распространяться мне, гражданскому лицу, не стал. Большой десантный корабль высадил на малую землю полтора десятка мальчишек – 19-летних «срочников» с разных уголков России. В их числе и нашего земляка. Самым старшим был мичман, прапорщик. Задание было расписано ровно на две недели, настолько был рассчитан и продуктовый паёк.

На мой вопрос, что там делали, Сергей скупо ответил: «Картошку копали». При минус 20 градусах в ноябре жили в обычных армейских палатках, отапливали которые буржуйками. На Дальнем Востоке зима суровая. На улице было очень холодно, дул сильный тихоокеанский ветер. Полуостров огромный, но абсолютно безлюдный.

Их просто забыли

«Шёл 15-й день, 20-й, 39-й… А за нами никто не возвращался, — вспоминает Сергей. — Еда давно закончилась, мобильников ещё не было. Мы под снегом находили траву, топили ледяной покров, заваривали кипятком кору. Так и питались. Даже ловить рыбу было невозможно, ведь никаких приспособлений для этого с собой не было. Из инвентаря – всего три сапёрных лопатки».

При этом Сергей подчеркнул, что нарушать задание – выходить за пределы военного объекта – они себе не позволяли. Да и куда было идти? Кругом снежная гладь, впереди – океан, редкие деревца, да штормовой ветер.

«Уже потом, когда мы поняли, что про нас попросту забыли, обессилевшие от голода и холода, мы уже и не могли отходить далеко от палаток, чтобы не замёрзнуть в ледяной пустыне, – вспоминает те жуткие мгновения Сергей Канахин. — Знаете, голод – самое страшное чувство человека. Да, у нас было оружие. И да, хотелось очень сильно съесть друг друга. Но мы этого, к счастью, не сделали.

Самым жутким было, когда один из нас, 14 крепких здоровых 19-летних организмов, умер в жутких мучениях на четвёртой неделе пребывания на острове. Вот тогда уже у всех было одно огромное чувство – безысходности и осознания, что никому мы на большой земле не нужны. Когда командование, наконец, через полтора месяца вспомнило о нас, и за нами пришёл корабль, моряки, увидев, 13 выживших, потеряли дар речи. А у нас была только одна большая радость на всех. Омрачало лишь осознание, что рядом тело товарища, а не он сам».

Истощённые, больные, небритые парни прибыли в часть с заболеваниями, которые остались у них на всю жизнь. Сергей восстанавливал силы и здоровье в военном госпитале более полугода. У него сильно атрофировался пищевод, долго не мог есть грубую пищу, кормили его медики через зонд. До дембеля Сергею оставалось чуть меньше месяца, когда он был комиссован по состоянию здоровья.

На связи с сослуживцами

Никто из выживших солдатиков не стал подавать в суд на Вооружённые силы России, и до сих пор мой собеседник не знает, понёс ли кто-то наказание за жуткую халатность. Офицеры им даже не объяснили, как такое могло произойти. «Извинения нам, конечно, принесли. Но от этого легче-то не стало», – говорит молодой мужчина. Зато государство признало геройский поступок ставропольца. В расположении части он был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством».

Как раз в 2001 году на Первом канале шли съёмки популярного реалити-шоу «Последний герой» и продолжения «Остаться в живых». «Увидев эту программу, хотелось плакать и смеяться. У участников были и сети для ловли рыбы, и сама рыба, и бананы с кокосами на деревьях. Будь мы в таких условиях, и за трудность не посчитали бы тот инцидент», – говорит мой собеседник.

Родителям Сергей рассказал приключившуюся с ним историю только по возвращении домой. Те были в откровенном шоке. Оба только и смогли воскликнуть: «Боже, куда мы тебя отправили!» А отец заплакал.

Зато сам герой говорит, что, знай заранее о таком, он всё равно пошёл бы служить и отправился на тот злополучный остров. Ребятам призывного возраста желает: «Обязательно идите служить. Надо же кому-то Родину защищать. Мой совет – служите хорошо, не отлынивайте от заданий. В армию уходят мальчики, а приходят мужчины».

Возмужавший Сергей Георгиевич Канахин сегодня вспоминает эту историю без горечи. Жизнь у него сложилась счастливо. Женился, сейчас он отец двоих детей. Маленькому сыну всего 10 месяцев. Папа говорит: «Он обязательно должен отслужить в армии». Вот только хроническая болезнь, заработанная тогда на острове, то и дело обостряется, приходится часто ездить на процедуры.

Кстати, товарищи по несчастью на острове Русский все эти годы остаются на связи. Виделись они ровно через 10 лет после трагедии, которую пережили. Молодые люди приехали на матч памяти ярославского «Локомотива». Они вспоминали погибших футболистов и тех сослуживцев с острова, кого уже нет.

Сегодня Сергей Канахин занимается благородным делом. Он работает водителем в Ставропольском отделении Российского детского фонда. Сотрудники относятся к нему с огромной теплотой и рассказывают: «Сергей занят не только тем, что подвозит нас по делам. Он является куратором программы «Копилка» и выполняет одну из главных задач фонда – сбор благотворительных средств для помощи нуждающимся и больным детям. В 42 крупных магазинах Ставрополя и банках установлены специальные ящики. За прошедший год мы собрали в копилки по городу 819 998 рублей. Сейчас решается вопрос с магазинами на окраинах. Первый опыт показал, что это хорошее начинание. Копилки дают в месяц по 16 — 17 тысяч рублей. Люди кидают туда кто сколько может и видят отдачу, поддерживают нас в этой идее. А мы всегда отчитываемся, куда идут пожертвования».

Правильно говорят, что Бог не даёт испытаний не по силам и приготовил для каждого свою миссию в жизни, которую человек должен обязательно исполнить.

Подготовила Олеся КАРАВАЕВА

Наверх