ПОДНИМЕМСЯ ЛИ С НИЖНИХ ПОЛОК?
Ставропольские вина даже в своём регионе занимают мизерную долю в ассортименте магазинов
Уже несколько лет я внимательно слежу за развитием винодельческой отрасли на Ставрополье. Однажды как журналист побывал на одном из мероприятий, организованном «Ставропольвиноградпромом», курирующим виноградную отрасль края, и с тех пор специалисты госучреждения постоянно держат меня в курсе событий. Большое им спасибо. Ну, ладно, это в качестве вступления. А суть дела такова.
Производители – в проигрыше
По данным того же «Ставропольвиноградпрома», в 2015 году в Российской Федерации было произведено 40,1 миллиона декалитров вина. Доля Ставрополья составила – 3,3 миллиона, или 8,3 процента. По игристым и шампанским винам мы имеем 3,8 процента, по коньякам – 20,3, это уже что-то. А ведь Ставропольская губерния – это, можно сказать, родина российского виноделия. Все виноделы знают имена Скаржинского и Реброва. Эти помещики начали возделывать виноградную лозу на территории нынешнего Левокумского района и достигли таких высот, что их вина поставлялись царскому двору, а полушампанское, произведённое в поместье Реброва, было оценено даже во Франции.
Продолжили славную традицию и виноделы советского времени. К сожалению, именно наш земляк по фамилии Горбачёв здорово постарался, чтобы убить отрасль. Но с тех пор прошло уже 30 лет. Сколько ж можно кивать на Михаила Сергеевича?
Последние лет десять отрасль, безусловно, развивается. Есть примеры замечательных вин и коньяков, сделанных в новое время. И все же…
На одной из дегустаций ставропольской винной продукции, которые регулярно организовывает «Ставропольвиноградпром», я спросил у одного из руководителей, почему мы не видим на прилавках магазинов ставропольские вина? Ответ был таким. Мешает законодательство, которое долгое время приравнивало натуральное вино к спиртосодержащей продукции, то есть к водке и коньяку. Отсюда и высокие акцизы, которые душат производителей. В выигрыше тот, кто разливает уже готовое вино, в том числе и очень некачественное. А подлинный производитель, выращивающий свой виноград, делающий виноматериал, проигрывает тем, кто тупо разливает готовое.
— А наше вино всё же есть в местных магазинах. Его можно найти даже в магазинах торговых сетей, правда, на нижних полках, — ответил тогда мне тот руководитель.
Я посетил на следующий день несколько магазинов той сети, которую мне назвали, и нигде, даже на нижних полках, ставропольских вин не нашёл.
Кстати, в том же Левокумском районе работало предприятие, имевшее прекрасные традиции и производившее хорошие вина. И что же? После нескольких лет успешной работы и выхода даже на крупные торговые сети Москвы и Петербурга оно остановилось. Стоит до сих пор и ждёт, когда же наступят благоприятные времена. А другое известное левокумское предприятие продаёт за бесценок свои виноматериалы более ловким в коммерческом плане разливщикам. Парадокс!
Нереализованный потенциал
С тех пор прошло несколько лет. Вино уже приравняли к сельхозпродукции, тем самым убрав разорительные акцизы. Уже принят закон, разрешающий производить вино в частных подворьях и фермерских хозяйствах, что должно стимулировать развитие малого виноделия. И сдвиги есть. Вроде бы сельхозпроизводители добились снижения цены на лицензию – до 65 тысяч рублей вместо планировавшихся 300 тысяч, что уже по силам малым предприятиям и частникам. Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачёв обещает к концу полугодия утрясти последние нюансы, чтобы новый закон о вине заработал в полную силу. Наступит ли прорыв?
На последней годовой дегустации, которую провёл «Ставропольвиноградпром», отмечалось, что площади под виноградники технических и столовых сортов в крае растут, появляются новые инвесторы, вкладывающие деньги в новые сорта винограда и привлекающие в край специалистов из Италии и других винодельческих стран. И качество ставропольских вин с каждым годом становится лучше, что показала и проведённая дегустация. На ней присутствовало много так называемых «гаражников». Это виноделы-любители, которые мечтают легализоваться в соответствии с новым законом и начать продавать своё вино туристам, землякам, наконец. Уже хочется обрадоваться. Но присутствовавшие на дегустации специалисты со стороны добавили дёгтя в бочку мёда и, думаю, справедливо.
Например, Алиса Тишенкова, независимый сомелье, у которой суть бизнеса — отслеживать интересные образцы вин, а потом организовывать их дегустацию для людей, понимающих толк в вине, признаёт, что среди представленных образцов были весьма достойные. Но в целом ставропольской продукции не хватает коммерческой раскрутки. То есть потенциал региона не реализован.
С ней согласен и винный эксперт, журналист сайта на тему вина Дмитрий Ковалёв. Он признал, что ставропольские вина стали лучше. Но они, как алмаз, которому необходима огранка, чтобы он превратился в прекрасный бриллиант. По словам Дмитрия, у Ставрополья особенно большой потенциал в области производства белых вин. Почвенно-климатические особенности региона способствуют выращиванию здесь белого винограда, из которого можно делать выдающееся вино.
Учиться у соседей
А как продвигать свою продукцию, специалисты советуют нам поучиться у краснодарцев. Вот кто идёт в отрасли семимильными шагами. Деловой хватке кубанцев можно только позавидовать. Они развивают своё сельское хозяйство не в пример нам: последовательно, энергично, по-современному, привлекая зарубежных специалистов, в том числе создавая совместные предприятия. Не удивительно, что их винная продукция напрочь задавила ставропольскую. Мы только сопротивляемся по коньякам. А ведь у краснодарцев также была антиалкогольная кампания. Но они умудрились не так пострадать. Видимо, хитрее, втихаря посылали подальше нашего землячка и лучше нас сохранили виноградники. У них и акцизы такие же были, и те же недоработки по новому закону. Но они прут, как танки, вперёд и реально уже стали делать хорошее вино.
А что же делать нам? Сдаться на милость более ушлых соседей? Конечно, нет. У нас есть и прекрасные почвенно-климатические условия, может, даже лучше краснодарских, есть и опыт, и традиции. Не хватает воли и целеустремлённости, коммерческого напора. Если не расшевелимся, не поменяем свой менталитет, так и будет наша продукция довольствоваться нижними полками. Давайте работать, господа!
Сергей ИВАЩЕНКО
Фото Виктора Нестеренко