СЭКОНОМИМ – ЗНАЧИТ, ВЫЖИВЕМ
Ставрополью пора перенимать эффективные методы в ЖКХ
Россия никак не выйдет из кризиса. В новой экономической реальности приходится выживать целым городам и субъектам. И сделать это можно только с помощью экономии, например, в сфере ЖКХ. Триста представителей федеральных, региональных и местных органов власти, экспертов и потенциальных инвесторов собрались в Ставрополе для обсуждения актуальных вопросов развития жилищно-коммунальной отрасли.
Здесь прошёл первый Северо-Кавказский инвестиционный форум «Энергия Кавказа». Один из способов выжить сегодня – привлекать внебюджетные средства в развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры. Своим опытом поделились представители российских компаний, успешно реализующие муниципальные практики в ряде регионов России и предлагающие их Ставрополью.
Корреспондент «СГВ» также послушал мнения экспертов и научного сообщества. Своего рода ноу-хау — заключением энергосервисных контрактов в муниципальных образованиях — поделился директор такой компании Алексей Яковлев. Суть в том, что муниципалитет, региональные и федеральные органы власти для снижения бюджетных расходов должны добиваться снижения издержек на производство и доставку коммунальных услуг. У многих расходы по оплате использования ресурсов составляют до 85% от всех платежей по обслуживаю зданий и производств. Такая картина довольно чётко отражает необходимое направление движения – модернизацию с уклоном в ресурсосбережение. Это наиболее эффективный в стоимостном выражении подход к хозяйствованию, который делает возможным внедрение энергосберегающих технологий. И здесь потребитель предварительно даже не расходует свой капитал. Основную часть риска берёт на себя энергосервисная компания, реализующая проект. Все инвестиции – за счёт инвестора. Все затраты затем возмещаются платежами, полученными из экономии энергоресурсов.
Автоматика в помощь
Алексей Яковлев отметил: «Мы одни из тех, кто заключает контракты с объектами социальной сферы: университетами, школами, детскими садами, больницами. Работаем очень активно от Калининграда до Владивостока. До конца года планируем заключить в России энергосервисных контрактов на сумму в 4 млрд рублей за счёт собственных средств. Возьмём структуру потребления ресурсов в обычной школе. Порядка 60 процентов – это тепло, 20-30 % – электроэнергия, остальное – горячее и холодное водоснабжение, канализация. За счёт чего происходит экономия ресурсов? В теплоснабжении это установка автоматики, которая подстраивает режимы в зависимости от температуры наружного воздуха и графика работы учреждения. Мы можем регулировать температуру в нерабочее время и при ночном режиме. Всё это даёт экономию порядка 35 % после установки приборов учёта. Также это установка рефлекторов и тепловых завес. Хотя иногда, установив дорогую автоматику, можно ничего не добиться, так как школа или соцучреждение могут быть к этому просто не готовы. Например, иметь большие энергопотери за счёт своей конструкции. Это всегда риски энергосервисной компании. Зато чем крупнее объект – тем большую пользу может принести энергосервисный контракт, ведь большому зданию требуется больше тепла.
В экономии электроэнергии всё просто – это замена ламп в коридорах на энергоэффективное светодиодное оборудование, экономия достигнет 60-65%, замена оборудования пищеблока, ремонт и частичная замена окон, замена существующих осветительных приборов на энергоэффективные, установка автоматических датчиков освещённости. Главным результатом будет снижение расходов по оплате использования энергоресурсов».
Как отметил докладчик, администрация города Ессентуки уже отнеслась к этому предложению очень серьёзно и собрала более 40 опросных листов с таких объектов, которые показывают потребление с каждой группы энергоресурсов. Это школы и детские сады, по которым будет проведён углублённый анализ. Примерный объём экономии муниципальных средств составит 100 млн рублей за семь лет. Размер инвестиций – ориентировочно 60 млн рублей.
В целом потенциал энергосбережения в зданиях бюджетной сферы Ессентуков за счёт комплекса энергоэффективных мер, перехода на закрытую схему системы отопления и ГВС, установки погодозависимой автоматики, повышения уровня теплоизоляции и экономии водных ресурсов может составить 20 млн рублей в год.
«Конечно, интересно сотрудничать не только с Ессентуками (представители города откликнулись первыми), но и со всем Ставропольским краем. Есть в нём объекты культуры, спортивные сооружения, административные здания. И мы готовы с ними работать. Энергетический менеджмент будет очень полезен Ставрополью, – рассказывает Алексей Яковлев. – Сейчас речь о том, что будет софинансирование субъектов РФ в этом вопросе на госуровне. Если мы набираем в крае десятки объектов для заключения энергосервисных контрактов, то до 50 % проинвестированных средств выделяются в виде субсидий для дальнейшего развития энергоэффективности самому субъекту, в данном случае, Ставропольскому краю. По России порядка 700 контрактов в прошлом году заключено именно с бюджетниками. Каждый может оценить эффект. Вот школа платит миллион рублей в год, за 7 лет – это семь миллионов. Мы помогаем сэкономить около 30 % бюджету».
МУП «Теплосеть» из Георгиевска презентовало свой проект в области теплоснабжения по выбранной модели «Муниципальное образование – инвестор-фонд» на сумму общего объёма инвестиций 350 млн рублей с годовым экономическим эффектом более 27 млн рублей.
Первый заместитель главы администрации Невинномысска Дмитрий Толмачёв поделился с коллегами из СКФО пилотным проектом модернизации уличного освещения. «Мы находимся в начале большого пути, – отметил он. – Выяснилось, что именно у общественности большой запрос на то, чтобы Невинномысск, а это промышленная столица региона, стал более ярким и красивым. У нас город краевого подчинения, в нём 118 тысяч жителей. Здесь 371 улица протяжённостью 220 км, самая протяжённая в крае набережная реки Кубани. Бюджет муниципального образования составляет около миллиарда рублей. Уличное освещение города состоит из шести каскадов, они достаточно длинные и включают более 7500 светильников. Более 90 % их сделали по части энергетики самыми лучшими вариантами. Мы взяли статистику затрат на электроэнергию по уличному освещению. В лучшие годы могли позволить себе тратить на него 30 млн рублей. Сейчас с учётом реального положения бюджета понимаем, что Невинномысск может позволить себе потратить не более 20 млн рублей в год из бюджета на электроэнергию. С 8 декабря 2015 года были внедрены в пробную эксплуатацию светодиодные светильники «Галад». Сейчас опытная эксплуатация подходит к концу, и мы будем принимать решения. Экономия по электричеству есть, но к освещённости у нас ещё имеются вопросы. При этом большинство ранее установленных в Невинномысске уличных светильников исчерпали свои ресурсы».
Как отметила замминистра экономического развития Жанна Устименко, с точки зрения пилотирования это бесценный опыт. По итогам форума подготовлен проект резолюции, решения которой направлены на повышение энергоэффективности и ресурсосбережения с учётом успешных муниципальных практик.
Сделать систему прозрачной
Не менее интересной стала панельная дискуссия «От управления домом к управлению территорией». Эксперты говорили о таких актуальных вопросах, как внедрение механизмов «бережливого производства» и создание единого информационного пространства всех участников сферы ЖКХ.
Руководитель департамента информационных технологий фонда поддержки и развития инфраструктурных проектов Астрахани Виталий Толмачёв поднял одну из ключевых проблем сферы ЖКХ в любом регионе России наряду с износом сетей – непрозрачность самой системы. Для решения проблемы предлагается создать в Ставрополе информационно-аналитическую систему «Реальный город» по примеру астраханских коллег. Это круглосуточная диспетчерская служба приёма и фиксации заявок от населения. Тогда начнёт поступать достоверная информация о проблемах жителей, будет более качественное формирование адресной программы капремонта.
На совещании партнёрства «Умные города» эксперты обсудили вопросы создания фундамента интеллектуального города. Это предоставление инновационных сервисов, а, следовательно, улучшение качества жизни. Например, «Умное водоснабжение и водоотведение» – управление утечками, регулирование дождевого стока и паводковых вод в городе. «Умные общественные сервисы» включают в себя общественную безопасность, видеонаблюдение и управление инцидентами. Есть цифровые городские сервисы – электронное правительство и здравоохранение, а также управление городским освещением и обслуживанием дорог.
Ольга БОГАТЕЕВА
Фото автора
МНЕНИЕ
Министр экономического развития Ставропольского края Андрей Мурга:
— В сфере ЖКХ давно назрела необходимость модернизации всей системы, перевода вектора на конкурентоспособность предприятий и подключения инструментов регулирования энергоэффективности. Здесь работа форума «Энергия Кавказа» была плодотворной. В сжатые сроки мы обсудили самые актуальные проблемы отрасли ЖКХ, нащупали наиболее болезненные точки. Опыт наших коллег из других регионов станет для нас ориентиром.
Необходимо внедрение инноваций, развитие кадрового потенциала, создание прозрачной информационной площадки для всех участников, автоматизация процессов, обновление сетей, адаптация программ муниципального развития под особенности каждого города или района с подключением механизмов энергосервисного контракта. Впереди у нас серьёзная работа. Мы готовы к реализации всех проектов, направленных на повышение энергоэффективности. Экономия позволит нам инвестировать в новые интересные проекты для дальнейшего развития региона.