ПОЧЕМУ ХРОМАЕТ СИСТЕМА КАПРЕМОНТА ЖИЛЬЯ?
Претензии имеются у всех участников процесса
На минувшей неделе краевые депутаты и чиновники от ЖКХ на разных уровнях решали насущные проблемы реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах.
Несовершенство законов
С такого ракурса эту непростую тему обсуждали члены Общественного совета при министерстве жилищно-коммунального хозяйства края.
В ходе проведения капремонта в муниципалитетах Ставрополья, как и в других регионах России, собственники жилья столкнулись с множеством проблем. Это и определение графиков проведения работ, и выбор подрядных организаций, а главное – расчёт тарифов, которые, по мнению граждан, сильно завышены, и качество выполненных работ, которое зачастую оставляет желать лучшего. Выявленные недостатки нуждались в актуализации, поэтому в течение последних двух лет в регионе было разработано несколько нормативных актов, призванных усовершенствовать систему проведения капремонта. Думой Ставропольского края внесены три существенных изменения в краевой закон об организации проведения капремонта от июня 2013 года. Правительством Ставрополья примерно раз в квартал принимались постановления, не только регламентирующие технические, правовые и финансовые вопросы программы для её исполнителей, но и помогающие рядовым пользователям. Прежде всего, это утверждение порядка оплаты услуг капремонта и определение мер соцподдержки отдельных категорий граждан по оплате не только этой, но и других коммунальных услуг.
– Введено положение о том, что доходы, полученные Фондом капитального ремонта от размещения временно свободных средств, распределяются пропорционально объёму денежных сумм на капремонт, внесённых собственниками, и используются исключительно на нужды капремонта, – отметила важные нюансы нормативных новаций начальник отдела правового обеспечения министерства ЖКХ СК Ирина Горбачёва. – Предусмотрена возможность передачи функций технического заказчика работ органам местного самоуправления. Депутаты попытались урегулировать вопрос сложности предоставления платёжных поручений собственникам многоквартирных домов, которые приняли решение формировать собственный фонд капитального ремонта на спецсчёте. Правительство СК поддержало эту инициативу, но, поскольку региональный оператор предложил трудновыполнимые условия этой нормы, поэтому она, к сожалению, фактически не работает.
К региональному оператору – Фонду капитального ремонта СК – часто возникает множество конкретных претензий и почти риторических вопросов. В частности, как признаёт генеральный директор фонда Евгений Бражников, самую острую критику вызывает краткосрочный план действий оператора, который постоянно срывается и не выполняется вовремя. По словам руководителя фонда, несмотря на принятие вышеупомянутых краевых документов многим действиям оператора препятствуют ГОСТы, нормативы и правила, прописанные в Жилищном и Градостроительном кодексах РФ и других федеральных законах, для актуального совершенствования которых нужна законодательная инициатива регионов. Этим и озадачены сейчас краевые депутаты и чиновники региональных структур ЖКХ.
Кстати, обновленному составу Общественного совета был представлен новый председатель данного консультативного органа – по традиции это глава комитета Думы СК по промышленности, энергетике, строительству и ЖКХ, которым в новом созыве краевого парламента стал Игорь Андрющенко. Как известно, предыдущий руководитель этого думского комитета, равно как и председатель Общественного совета при минЖКХ СК, Геннадий Ягубов месяц назад был избран спикером краевой Думы.
Ход выполнения программы капремонта многоквартирных домов (МКД) затем обсуждался в комитете по промышленности, энергетике, строительству и ЖКХ краевой Думы. Депутаты обозначили проблемы, среди которых ключевыми по-прежнему остаются низкие темпы реализации краткосрочного плана, завершающегося в 2016 году, и недостаточная собираемость взносов от населения на капремонт. Так, на сегодня из 705 запланированных домов ремонт завершен только в 151, продолжается в 524 домах, а в 32 еще не начат. Причиной этого региональный оператор называет срыв конкурса на отбор подрядчиков, который произошел из-за отсутствия заявок участников. Объявлен повторный тендер с измененными условиями.
Ужесточить контроль!
С недоумением восприняли депутаты набившее оскомину объяснение о незначительной сумме взноса и низкой собираемости. Немало вопросов возникает и к качеству работ. Демонтаж кровли в период дождей, работа при отсутствии необходимых материалов – всё это приводит к возникновению конфликтных ситуаций с пострадавшими собственниками. Глава Фонда капремонта Евгений Бражников утверждает, что региональному оператору зачастую приходится иметь дело с неопытными подрядчиками и в некоторых случаях даже обучать их. Много нареканий также вызывает работа проектировщиков и последующий контроль за ней. Например, когда фасады исторических зданий с лепниной «облагораживались» современными материалами либо окрашивались в несуразные цвета. Парламентарии обратили внимание ответственных ведомств на необходимость ужесточения контроля на этапе проектирования, а в особых случаях – привлечения к этому процессу опытных архитекторов.
Депутаты Дмитрий Судавцов, Алексей Назаренко, Александр Сысоев, Артур Насонов, Юрий Белый поднимали темы ценообразования и взаимодействия Фонда капремонта с хозяйствующими субъектами, а также проблемы, возникающие с реконструкцией инженерных сетей в домах. Обсудили и целесообразность передачи отдельных функций регионального оператора муниципальным образованиям. Подобный опыт реализации программы капремонта успешно работает в ряде регионов страны.
Подводя итоги, депутаты сделали акцент на том, что региональный оператор является не только финансовым посредником, но и несет полную ответственность за каждый шаг на всех этапах реализации программы проведения капремонта в крае. Председатель думского комитета по ЖКХ Игорь Андрющенко отметил, что все проблемы и предложения, обозначенные на совещании, будут проанализированы и обобщены для дальнейшей работы и поиска решений.
Андрей КОЗЛОВ