ШКОЛЬНАЯ ЛОВУШКА ДЛЯ БЮДЖЕТА
Волна рождаемости и новые требования обернутся огромными расходами на систему образования
При обсуждении изменений в краевой бюджет на 2017 год, связанных с дополнительным поступлением средств из федеральной казны, на февральском заседании комитета Думы Ставропольского края по социальной и молодежной политике, образованию, науке, культуре и средствам массовой информации депутат Людмила Редько обратила внимание на шквал новаций, которые центр обрушил на школу без какого-либо финансового подкрепления.
Кто заплатит за бесплатные кружки?
Несмотря на то, что около 50% дополнительных федеральных поступлений Дума Ставрополья направила на социальные расходы, в частности, около 1 млрд рублей пойдут на повышение зарплат бюджетникам в рамках реализации «майских» указов президента РФ, обозначенные Людмилой Леонидовной проблемы решить далеко не просто. Уж кому, как не ей — ректору Ставропольского государственного педагогического института, доктору педагогических наук, профессору, заслуженному учителю РФ, действительному члену Российской академии педагогических и социальных наук — знать ситуацию изнутри.
Так, например, с 1 сентября текущего года в каждой ставропольской школе должны приступить к работе по пять обязательных бесплатных кружков, в том числе по два спортивных, по два творческих и по одному шахматному. А это, как вы сами понимаете, дополнительные единицы в штатном расписании учебных учреждений. И если обязательный для каждой школы хор сможет вести учитель пения, очевидно, не бесплатно, для остальных кружков потребуются кадры и ставки.
Кроме того, столкнувшись с обострившимися проблемами в подростковой среде после того, как в школах вывели за штат (то есть уволили) психологов и преподавателей дополнительного образования, ситуацию решили исправить, требуя присутствия этих специалистов в каждой школе, а психологов вообще в каждой параллели. А это, как мы понимаем, влечет за собой по несколько дополнительных ставок в каждой из 635 общеобразовательных организаций Ставрополья, которые должны появиться уже в ближайшие два — три года.
К тому же наполняемость школ заметно выросла. Число школьников на Ставрополье увеличивается примерно на 500 детей в год – это 25 классов. К учебе приступает поколение, «простимулированное» материнским капиталом. Но если детей больше, то и учителей требуется больше.
— Сегодня краевой бюджет может оплатить лишь минимум из поступивших новаций, но принимаются законы, их нужно обеспечивать, нам нужно смотреть вперед и, работая с трехлетним бюджетом края, понимать, что нас ждет, — подчеркнула Людмила Редько.
По данным краевого министерства образования и молодежной политики, из 277 725 ставропольских школьников во вторую смену сегодня обучаются 42 870 человек, хотя число ученических мест в крае несколько выше необходимого. Их на сегодня
304 331, но пустуют классы только в сельских районах. В городских школах потребность в местах за партой значительно выше. В некоторых из них начальные классы в параллелях маркируются уже буквами «К» и «Л». И это не предел. Но если в начальной школе один класс — один учитель, то в старших классах вскоре потребуется значительно увеличивать число учителей-предметников, предупреждает ректор педвуза.
Прогнозная потребность в кадрах на ближайшие три года составляет более 700 педагогических работников по общеобразовательным организациям и около 500 педагогических работников для детских садов, сообщили в минобразования. Наиболее востребованными будут учителя математики, физики, химии, русского языка и литературы, иностранного языка, начальных классов, а также воспитатели дошкольных образовательных организаций.
Дорогостоящая гуманность
Помимо психологов, в школах должны появиться тьюторы, по-русски говоря, это сопровождающие для детей с особенностями здоровья. Задача тьютора — помочь подопечному успокоиться, если что-то выбьет его из колеи, да так, чтобы не сорвать, не разрядить учебный процесс в классе, не помешать другим ученикам. А также помочь ребенку преодолеть лестницу, отвести в туалет, в буфет, наладить контакт с окружающими детьми. С введением инклюзивного образования уже в этом учебном году родители могут настаивать на обучении ребенка с ограниченными возможностями совместно с остальными детьми.
По данным краевого минобразования, в Ставропольском крае в настоящее время проживают более 15 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, из них свыше 10 тысяч детей в возрасте до 18 лет присвоена инвалидность. К сожалению, число детей-инвалидов растет из года в год. Так, в 2014 году их было 8,9 тысячи, а в 2015-м уже свыше 9 тысяч. В 2016 году количество обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выросло на 12,6 %. В общеобразовательные школы ходят сейчас 8 659 учеников с ОВЗ, из них 4,5 тысячи дети-инвалиды. Каждый из них нуждается в сопровождающем – тьюторе. Причем случайный человек с этой задачей не справится, да и новые образовательные стандарты требуют обученных специалистов.
Учителей готовят к новым задачам: на начало 2016 года повысили свою квалификацию 250 педагогов, а по итогам года будут обучены еще 150 человек. Проводятся методические совещания и семинары. Но скоро только сказки сказываются и распоряжения отдаются.
Помимо несметного числа тьюторов, сегодня для образовательного комплекса Ставропольского края требуются свыше 400 узких специалистов, работающих с детьми-инвалидами: тифло-, сурдо-, олигофренопедагоги. Но на их подготовку нужно время. И деньги — куда ж без них.
Прощай, заочное?
Если раньше переобучиться, получить второе высшее образование или доучиться после колледжа можно было заочно, без отрыва от работы, то сейчас эта возможность резко сократилась.
Как рассказала Людмила Леонидовна, нынешнее финансирование заочного образования не превышает
10 % от потребности. А сегодня только в СтГПУ около 4 тысяч заочников. И что с этим делать – неизвестно. Вуз не может потребовать от них оплаты, отдавая себе отчет о размере доходов этой категории студентов. Но и других источников для покрытия расходов на их обучение нет.
— На одну десятую денег содержать их не сможем и вынуждены будем досрочно расстаться или вынудить платить полную сумму. А ведь 90 % заочников — это работники образовательных учреждений, они отучились по несколько лет. Вопрос острый, надо хоть на полшага смотреть вперед, принимая бюджет, — сетует Людмила Редько.
Подготовка предметников по различным программам обходится вузу по-разному. Аудитории, доски, мела и лектора при нынешних стандартах давно недостаточно. Лингафонные кабинеты, лабораторное оборудование, интерактивные доски, мультимедийное сопровождение уроков – всем этим должен владеть педагог, чтобы наглядно преподать не только химию или физику, но и историю, литературу, русский…
Да что там старшие классы — в начальной школе наряду с живым словом учителя требуется огромная наглядная база. Для подготовки специалистов с учетом инклюзивного образования вообще нужны специальным образом оборудованные кабинеты, ведь педагогам и психологам придется работать с особыми детьми, имеющими логопедические, психологические дефекты, ограниченные возможности здоровья. Оборудование, даже если оно есть сегодня, выходит из строя, его нужно обновлять, нужно обеспечивать расходные материалы. Поэтому ректор бьет тревогу.
В настоящее время из без малого 20 тысяч педагогических работников общеобразовательных организаций края более 17 тысяч – учителя. Высшее образование имеют 85 % педагогов, у остальных 15 % – среднее специальное. Подавляющее большинство педагогов (87 %) имеют ту или иную квалификационную категорию. В частности, высшую – 40%, первую – 19 %, соответствие занимаемой должности – 28%.
Но сегодня в старших классах должны преподавать учителя, имеющие за плечами не только бакалавриат, но и магистратуру. Активно обсуждается тема формирования общенациональной системы профессионального роста учителей. Предстоящие изменения — введение дифференцированной системы должностей в зависимости от уровня сложности и ответственности выполняемых трудовых функций, переход на единую систему аттестации посредством единых контрольных измерительных материалов по компетенциям и другие меры, конечно, дадут дополнительный стимул для профессионального роста педагогов. Но как и где учиться учителям без отрыва от работы?
Марина ЧЕРНЫШЕВА
Фото Виктора Нестеренко
КСТАТИ
Дума Ставропольского края на февральском заседании приняла постановление об учреждении трех премий по 100 тысяч рублей для победителей краевого этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2017», а также по одной премии в 50 тысяч рублей и по две премии в 25 тысяч рублей для победителей краевых этапов Всероссийского конкурса «Лучший учитель» и Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России — 2017». Учителей-победителей в номинации «Шаг в профессию» будут награждать ценными подарками краевой Думы.