НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В РЕЖИССЁРА!
172-й сезон завершился в театре им. Лермонтова
Семь новых спектаклей, гастроли в Москву, социальные проекты для юного и сельского зрителя и многое другое сделал Ставропольский академический театр драмы имени М.Ю.Лермонтова в завершившемся 30 июня 172-м сезоне.
Пополнение репертуара
Главный режиссёр театра, заслуженный деятель искусств России Валентин Бирюков «выдал на гора» аж три спектакля, и все – современные комедии: «Чемоданчик» по пьесе Юрия Полякова, «Жениха вызывали, девочки?» Андрея Иванова и «Боинг-Боинг» француза Марка Камолетти. Народная артистка России Наталья Зубкова как обычно сосредоточила своё внимание на любовных историях – это романтический мюзикл Павла Морозова «Алые паруса» по мотивам знаменитого романа Александра Грина, интриги и жестокие игры в спектакле «Опасные связи» по роману французского классика XVIII века Шодерло де Лакло в драматургическом переложении Кристофера Хэмптона.
Стало доброй традицией приглашать режиссёров из столицы и других регионов страны. Так, в октябре увидела свет постановка известного московского режиссёра из Театра имени Моссовета, народного артиста России Юрия Ерёмина «Аккомпаниатор» по мелодраматической комедии Александра Галина. А весной художественный руководитель Республиканского русского театра драмы и комедии Калмыкии Владислав Константинов поставил на ставропольской сцене мелодраму «Леди на день» по пьесе Олега Данилова.
Жаль, что в этом сезоне не было поставлено новых спектаклей для самых юных зрителей. Но тем не менее в театре продолжает работу «Школьный и студенческий абонемент», несущий миссию эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Немаловажной частью работы театра является обслуживание сельских тружеников края, которым показываются все премьеры. В минувшем сезоне на выездных спектаклях побывало более десяти тысяч зрителей.
Слово директора
– Весь сезон театр жил напряжённой работой, творческий процесс не замирал ни на минуту, регулярно шли уже выпущенные спектакли и готовились новые постановки, – говорит директор СтАТД Евгений Луганский. – Любая пьеса так или иначе затрагивает морально-этическую тему, оказывается остро нужной, необходимой. Зритель ждёт конфликтов сильных, ярких, непримиримых. Ему интересна оригинальная позиция театра, постановщика, актёра. И, на мой взгляд, театру это удалось. Во всех новых спектаклях есть всё: и огромное человеческое достоинство, и бушующие страсти, и романтика, и чудеса, и боль, и вера. В них есть всё, за что зритель ценит и любит театр – за постоянное желание удивлять и радовать, за преданность идеалам настоящего искусства!
Самым ярким событием 2017 года явились гастроли в Москву, где на сцене Государственного академического Малого театра были показаны наши лучшие работы: «Соколы и вороны» А.И.Сумбатова-Южина и «Маскарад» М.Ю.Лермонтова. Они получили высочайшую оценку столичной критики и зрителей, которые писали: «На что-то подобное в сегодняшней Москве сложно попасть! Потрясающая театральная школа, впечатляющая и убедительная игра актеров» – это высшая похвала нашему театру от рядового зрителя.
Также большим событием стало празднование юбилея народной артистки России Натальи Зубковой. За годы работы в театре ею сыграно более 60 ролей. Она заявила о себе и как профессиональный режиссёр – на её счету несколько десятков постановок, и многие из них не сходят с репертуара по много лет.
Впечатления «изнутри» и «снаружи»
Александр Жуков, заслуженный артист РФ: «По-моему, сезон получился хорошим, зрители довольны, судя по их улыбкам и по тому, что никто не уходит из зала, не досидев до конца, а это замечательно. Что лично для меня, то я сыграл роли в двух премьерных спектаклях – Вальмона в «Опасных связях» и мэра Нью-Йорка в «Леди на день». Правда, оба героя – серьёзные злодеи, потому что я уже перерос образы «добрых мальчиков», но обещаю зрителям в следующем сезоне сыграть что-то доброе».
Владимир Лепа, актёр, помощник режиссёра: «В этом сезоне я сыграл роли в трёх спектаклях: «Алые паруса», «Леди на день» и «Опасные связи». Но больше всего меня впечатлила работа помощником режиссёра в «Аккомпаниаторе». И хотя мы репетировали в довольно сжатые сроки, для меня это был мощный мастер-класс от выдающегося столичного режиссёра Юрия Ивановича Ерёмина и наших мэтров Людмилы Анатольевны Дюженовой, Михаила Афанасьевича Новакова и особенно Натальи Павловны Зубковой. Кстати, принимая участие в её спектакле «Опасные связи», я при первых чтениях не очень хорошо понимал его смысла, а потом, когда начали разводить, приигрался и теперь считаю, что это очень яркая работа».
Виктор Адамович, восторженный поклонник: « Сравнивая с многочисленными «звёздными» гастролёрами из Москвы и Питера, могу сказать, что у нашего театра исключительный выбор репертуара, и ставропольская труппа играет намного лучше. В этом сезоне мне понравился «Чемоданчик» – два раза смотрел. Последний спектакль – «Опасные связи» – тоже замечательный, я на следующее утро написал стихотворный отзыв:
Коварства паутина, ложь,
Соблазна тонкости без меры,
Способные сразить святош,
Где добродетели нет веры.
Какой сценический финал
В таком далёком «высшем свете»…
Я снова истину познал
Про чистоту и добродетель».
Вместо эпилога
Если полистать книгу отзывов, лежащую в фойе театра, то можно увидеть не только восторженные реплики. Есть там и критика, причём, судя по таким фразам, как, например, «Застрелите режиссёра!!!», пишут её в основном молодые люди в стиле злых блогов. Кстати, многие зрители сетуют, что на официальных страничках СтАТД в соцсетях и на сайте театра нет интерактивных разделов с обратной связью. Дескать, не любят наши режиссёры и актёры слышать и видеть критику в лицо и тем более дискутировать о своих достоинствах и недостатках. А среди недостатков горожане ещё указывают и на то, что театр погряз в комедиях – якобы народ лучше идёт на весёлые спектакли. Но это весьма спорно, тем более что в репертуаре есть и серьёзные драмы, и вечная классика, да и далеко не все комедии сплошь и рядом легкомысленные, бывают и достаточно глубокие, острые и злободневные, просто не все это понимают…
Андрей КОЗЛОВ
Фото автора