№ 43 (3671) 01.11.2017

АВГУСТ НАСТУПИТ В ДЕКАБРЕ

Автозавод под Михайловском теперь обещают запустить к зиме

Под Михайловском построен автозавод. Проект считается масштабным и многообещающим для города и края. Но автосборочное производство никак не заработает. Запуск завода в эксплуатацию несколько раз переносился. Это длится уже года два. Последний раз обещали запустить в августе нынешнего года. Однако до сих пор предприятие не введено в строй.

Бумажные проблемы

До 1964 года город Тольятти, где функционирует самое крупное в стране производство легковых автомобилей, тоже назывался Ставрополем (или неофициально Ставрополь-на-Волге, Ставрополь-Волжский). Случалось даже такое, что специалисты, которых отправляли в командировку в Ставрополь на Волге, приезжали в наш Ставрополь, который находится на приличном расстоянии от великой русской реки. Но речь о другом. О том, что теперь и Ставрополь на Кавказе обретает свое автопроизводство, если иметь в виду, что Михайловск – это почти Ставрополь, рано или поздно всё равно станет частью краевой столицы.

Вряд ли наше автосборочное производство разовьется до таких масштабов, как в Тольятти, но для края оно будет значимым: две тысячи рабочих мест, налоги в бюджет (по прогнозу минпрома края, предприятие «СтавропольАвто» принесет в консолидированный региональный бюджет в 2017-2024 годах 6,3 млрд рублей) и прочее.

Только завод никак не заработает. Основными причинами задержки начала эксплуатации предприятия назывались проблемы со строительством инженерных коммуникаций, с созданием инфраструктуры. Здания построили в чистом поле, проводить туда электрические и газовые сети оказалось делом непростым. Проблемы связаны еще с огромной бумажной работой, сбором всех разрешений, подписей и выполнением требуемых условий.

А вот с квалифицированными кадрами проблем вроде бы нет. Новое предприятие задействует, в том числе, и специалистов бывшего Ставропольского завода автоприцепов, производство которых КамАЗ перевел в Нефтекамск.

Впрочем, ждать запуска завода осталось недолго. В региональном министерстве энергетики, промышленности и связи обещают, что автопредприятие должно заработать до декабря текущего года. Пока же ведутся пусконаладочные работы, оформление всех необходимых разрешительных документов для ввода в эксплуатацию завода.

Первый год предприятие будет работать в тестовом режиме. Произведет 10 тысяч автомобилей. Максимальная мощность завода может достигать 100 тысяч единиц в год. Но выход автосборочного производства на полную мощность зависит от спроса на продукцию.

Great Wall и другие

Какие же автомобили будут выпускаться? Руководство автомобильной компании делало заявления о том, что предприятие ориентируется на бренды, которые в стране не локализованы (то есть эти компании не имеют в России своих филиалов по сборке машин), и что вообще-то завод строится под тип автомобиля, а не под марку. Что это будет легко трансформируемое практически под любой класс универсальное производство. То есть оно будет подстраиваться под требования рынка и заказчиков. Назывались разные бренды легковых автомобилей – японские, китайские, говорилось о легких коммерческих грузовиках итальянской марки. В России производство малотоннажных грузовиков локализовано незначительно, тогда как их рынок растёт, чего не скажешь о рынке легковушек. Также говорилось о производстве автомобилей под собственным брендом.

Пока же, по данным минпрома края, заключён контракт на сборку автомобилей Great Wall Hover H3 – китайского компактного внедорожника, который c 2005 года выпускает компания Great Wall Motors. И ведется работа по заключению соглашений с другими автопроизводителями.

Плюс индустриальный парк

Краевые власти намерены помогать реализации масштабного проекта: завод будет получать налоговые преференции. Правительство края уверено, что автопроизводство, использующее передовые современные технологии, подтянет и другие отрасли экономики. Чиновники говорят и об имиджевой составляющей: далеко не каждый российский регион имеет завод по производству автомобилей – легковых или грузовых. А завод под Михайловском будет производить и легковушки, и грузовички.

Руководство автокомпании также заявляло о планах создания индустриального парка для производителей автокомпонентов.

В минпроме края подтверждают, что рассматривается вопрос о привлечении малого и среднего бизнеса для создания кооперации производителей автокомпонентов и комплектующих на близлежащей к заводу территории. Это позволит создать новые производства автокомплектующих и компонентов, а также новые рабочие места.

Еще по поводу Тольятти… Вот уже несколько лет активисты-общественники пытаются добиться возвращения городу прежнего названия – Ставрополь-на-Волге. Один из аргументов: «Тольятти» ассоциируется у россиян с «хреновыми» автомобилями.

Уж лучше пусть не переименовывают. Чтобы продукцию ВАЗа не путали с машинами ставропольского завода. Может, наши автомобили будут лучше.

Владимир ФИЛАТОВ

Фото Виктора Нестеренко

 

Наверх