№ 23 (3702) 13.06.2018   Рекомендовано  

ГДЕ КРЫША ДОМА ТВОЕГО?

Среди обращений россиян к Президенту в «Прямой линии» особое место заняли вопросы, связанные с жильем

В минувший четверг состоялся очередной диалог между Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и жителями нашей страны. Много вопросов поступало и из-за рубежа, но основными корреспондентами все же были россияне, которым не безразличны судьба Родины, их сложившееся положение и дальнейшие перспективы. Основные проблемы, о которых сигнализировали граждане – от чего зависит уровень жизни населения страны, и, в первую очередь, – ситуация с жильем.

Нерасторопность и инертность

Попытаемся понять, почему в некоторых сферах нашей жизни, в частности в обеспечении жильем, мы так медленно продвигаемся, несмотря на существующие программы, разработанные по указанию Президента. В этом плане показательны выводы, сделанные Алексеем Кудриным, который, заняв в новом правительстве пост руководителя Счетной палаты, несколько дней проверял работу федеральных министерств и ведомств по их отчетам за прошлый год. Об итогах он доложил Президенту на традиционной встрече в Кремле, состоявшейся за неделю до «Прямой линии». Они далеко не оптимистичны, хотя глава Счетной палаты еще «не копал глубоко», а только коротко ознакомился с представленными материалами. Кудрин доложил буквально следующее: «Могу сказать, что почти в каждом министерстве или ведомстве хоть небольшие, но есть недочеты – где-то меньше, где-то больше». Среди этих «недочетов» – просчеты в исполнении государственных программ, неисполнение определенных показателей и финансовые нарушения. Поэтому, как сказал Кудрин, «ключевым направлением работы Счетной палаты станет контроль над реализацией государственных программ и национальных проектов в рамках исполнения майского указа Президента». Он также заявил, что в приоритетах Счетной палаты остается работа по борьбе с коррупцией, в связи с чем необходима дополнительная прозрачность деятельности всех министерств и ведомств.

Выводы Кудрина, конечно, не категоричны, но в них улавливается мысль о том, что наши министерства и ведомства нерасторопны, а вернее, довольно инертны. Это подтверждается множеством проблем, которые не решаются не то что годами, а десятилетиями, о чем и высказывались граждане во время «Прямой линии».

Из позапрошлого века

Если в Счетной палате о «недочетах» говорят пока что в общем, то в ходе «Прямой линии» граждане сообщали Президенту о недостатках, а то и просто о безобразиях, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. И обратиться непосредственно к главе государства их вынуждает бездействие местной власти, ее равнодушие к положению людей. На Ставрополье, в г. Минеральные Воды, жильцы одного из домов послали Президенту видеоролик в надежде, что именно такой наглядный материал об их проблеме поможет обрести нормальное жилье. Речь шла о двухэтажном доме, построенном в конце ХIХ века, который пока держится за счет сварной железной лестницы, находящейся внутри него. Но крыша и стены все в дырах и вот-вот рухнут, фундамент тоже практически разрушился, все пропитано сыростью, по стенам течет вода. По какому-то странному обстоятельству этот дом не попал в число первоочередных аварийных строений, переселение жильцам вроде бы пообещали к 2021 году. А они считают, что столько лет дом не выстоит, он вряд ли даже переживет предстоящую зиму.

Борьба за переселение из этого дома идет давно. Как утверждают его жильцы, они обращались много раз не только в местную администрацию, но и в Ставрополь, и в Москву, причем не только письменно, но и ездили туда, однако ничего не добились, потому что нигде их даже внимательно не выслушали. Одна из отговорок местной власти заключается в том, что…трудно найти подрядчика, который согласился бы построить дом для переселенцев. В общем, вместо решения проблемы находили зацепки, которые позволили бы надолго о ней забыть, поэтому «Прямая линия» стала последней надеждой для жильцов ветхого дома.

Это лишь один из примеров, а домов с непригодными для проживания условиями десятки тысяч. Многие из них приватизированы, как и «хрущевки», тоже малопригодные для нормального существования, и на этом основании местные власти считают, что «собственники» сами обязаны решать свои проблемы. Но при этом забывают, что когда людям навязывали приватизацию, то прежде должны были эти строения капитально отремонтировать, чего не было сделано. Сейчас «исправляют» ситуацию благодаря программе капитального ремонта, рассчитанной на 30 лет, но опять-таки за счет жильцов. Вот уже несколько лет все мы платим взносы на капитальный ремонт независимо от того, включен ваш дом в программу или нет. Как всегда, за ее исполнением нет настоящего контроля, и ремонт проводится некачественно, о чем жители тоже сообщают Президенту. Например, ставропольцы, да и многие другие удивляются, почему фирмы, выигрывающие тендеры на проведение капитального ремонта по государственной программе, тут же передают дела субподрядчикам, а те не выполняют договорные обязательства, отсюда и плохое качество. И непонятно, кто же отвечает за ремонт, и совсем уж непонятно, кто его контролирует.

В деньгах ли дело?

Вопросов, связанных с жильем, из разных регионов поступало большое количество, и везде причиной обращения к Президенту становится нежелание или неумение местных властей заниматься этой острой проблемой. В последнее время стала популярной программа по обеспечению жильем молодых семей, которая должна способствовать демографическому росту. Во многих случаях молодежь не спешит пополнять семью детьми из-за отсутствия собственной квартиры, а исходя из этой программы – положена субсидия от государства, которая может покрыть часть ипотеки, но выдается она при определенных условиях, одним из которых является возраст супругов (до 36 лет). Местные власти специально затягивают с выплатами, пока какое-либо из условий даст им возможность снять молодую семью с программы, о чем и сообщается в одном из обращений молодой женщины: «Так как мужу исполнится 36 лет, нас с очереди снимут. То есть получается, мы шесть лет простояли просто так. При этом получают сертификаты семьи вне очереди. Этот факт известен всем. Письма я писала уже везде. Те письма, которые пишу Вам, к сожалению, до Вас, наверное, не доходят. Все концы ведут в Молодежный комитет, откуда приходят одни отписки».

Удивительно, что такие сигналы поступили и из одного из богатейших регионов страны – Ханты-Мансийского автономного округа. Казалось бы, какие могут быть проблемы в Нефтеюганском районе, название которого говорит само за себя? Но в городе Югра, «стоящем» на нефти, программа «Молодая семья» тоже практически не реализуется, что и вынудило направить Президенту письмо, под которым подписались две тысячи человек. «На данный момент в единой очереди на субсидию – более 25 000 человек, – говорится в обращении. – Многие решились взять ипотечный кредит с полной уверенностью в получении в скором времени соответствующей компенсации, не будь которой они бы вряд ли пошли на то, чтобы влезать в долги. Некоторые семьи ждут выплат более 7 лет и впадают в отчаяние. Этому также способствует информация из различных официальных и неофициальных источников о том, что правительство округа намеренно затягивает процедуру выплат рядовым участникам, придумывая разнообразные отговорки, и ждет, когда одному из членов обратившейся семьи исполнится 36 лет. А это – основание для исключения семьи из программы, что, следовательно, ведет к краху надежд на получение обещанных законных выплат. И всё это происходит в округе, являющимся одним из крупнейших нефтедобывающих в мире, занимающим 3-е место по лучшим показателям в «Рейтинге социально-экономического положения регионов России», а также 2-е место по масштабу экономических показателей.

Значит, все-таки не в деньгах дело, а в отсутствии у руководителей регионов, у представителей власти на местах способности профессионально решать возникающие проблемы. Здесь в еще большей степени проявляется та инертность, которая отмечается в ряде министерств и ведомств страны. Простые люди ощущают на себе все негативные последствия такого «управления». Не случайно одна из жительниц нашей страны задала Президенту вот такой вопрос: «Кто контролирует исполнение Ваших майских указов на местах? Я три года писала Вам по поводу аварийного жилья, в котором живу, и получала отписки от местных властей. И только после пожара в квартире и обращения в прокуратуру, наконец, присвоили статус аварийного муниципального жилья. И вот я опять на том же месте. Как в нашей стране можно добиться того, что обещает Президент с экрана, когда на местах это только бумажная волокита и профанация?».

Современные «пещеры»

Естественное желание каждого человека – жить в нормальных условиях «под крышей дома своего», будь это деревенская изба или многоэтажная высотка в большом городе. Нам казалось, что мы давно уже выбрались из пещер, но чем лучше покосившиеся хатенки в селах, где нет ни водопроводов, ни электричества, ни газа, или обветшавшие городские дома тоже без бытовых удобств? Они, к удивлению, еще есть, и их немало. А многие из тех, что считаются благоустроенными, не отвечают этому статусу по разным причинам, в числе которых ободранные, по 40–50 лет не видавшие ремонта коридоры, другие места общего пользования, отсутствие горячей воды, общие кухни и санузлы, где-то даже печное отопление вместо центрального и т. д. Задача, поставленная майским указом Президента России, ежегодно строить в стране 120 млн квадратных метров жилья находится в центре крупномасштабных планов государства. И люди интересуются: «Это реально достижимая цифра? Это много или мало? Каких регионов это коснется в первую очередь? Можно ли достичь таких показателей?». В этих вопросах угадывается сомнение, возникающее из-за недоверия местным властям.

Обращения к Президенту в «Прямой линии», в числе которых было немало несбывшихся прошлогодних обещаний, свидетельствуют о том, что для улучшения жизни народа властям всех уровней придется приложить больше усилий, чем это было до сих пор. Причем по собственной воле.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Фото Виктора Нестеренко

Наверх