№ 01 (3731) 09.01.2019

АРИСТОКРАТЫ СРЕДИ СОБАК

О любви к немецким овчаркам

Ирина Цуркина с детства мечтала завести собаку, но не получалось по разным обстоятельствам. Только в зрелом возрасте у нее появилась немецкая овчарка, да какая! Эльза была дочерью знаменитого германского кобеля, от которого были рождены многие чемпионы международных выставок. Ирина так полюбила свою Эльзу, что уже не мыслила своей жизни без собак. А немецкая овчарка стала ее любимой породой.

Важен не только экстерьер

Потом купили Кену. Ее родители тоже были выдающиеся псы. С Кены и началось профессиональное разведение немецких овчарок. Потом ее вязали с Максом Аус Вилден Зоненблюмом. Его отец — знаменитый немец Фалдор фон Фимерек. Мать – Зимка Вандерзам, занявшая второе место на всеукраинской выставке.

— Имена у этих собак потрясающие, будто это не псы, а германские аристократы. Все эти «фон», «ван дер» звучат, как фамилии князей да баронов.

— По сути так и есть, — соглашается Ирина Васильевна, — эти собаки имеют выдающуюся родословную, и в собачьем мире они – аристократы. Если уж занимаются племенной работой по-настоящему, изучают родословную собак как минимум до третьего колена. Это нужно для того, чтобы знать, какие внешние данные были у предков, какое здоровье, служебные качества. Гены – серьезная штука, те или иные особенности собаки могут проявиться через несколько поколений.

Выходим во двор. Собаки, почуяв хозяйку, радостно залаяли. На меня особого внимания не обращали. Облаяли для приличия, чтобы знал, на чьей территории нахожусь.

Кобелей в одном вольере вместе селить нельзя. Мужики, известное дело, сразу начинают выяснять, кто из них круче, и дело может дойти до серьезных увечий. Но есть исключение. Например, у черного кобеля Лемарка характер покладистый, уживчивый. Суки уживаются не только с кобелями, но и с другими дамами. Но тоже бывают исключения.

— А черный цвет немецких овчарок – это норма? — спрашиваю Ирину.

— Да, это нормально, наравне с чёрным с отметинами серого, светлого, коричневого или жёлтого оттенков. Немецкие овчарки могут иметь как короткую, так и более длинную шерсть. Раньше длинношерстные особи считались браком и не допускались к разведению. Сегодня это особая линия. Но вязать эти две линии между собой не разрешается.

— Смотрю, правила суровые, столько разных ограничений…

-Экстерьер – это только часть требований, которые предъявляются к породе, — продолжает Ирина, — посмотрите на моих собачек, видите, какие они шустрые, крепкие. В каждом движении чувствуется сила. Здоровье собак – это очень серьезное требование при оценке их племенных качеств. На каждую выставку необходимо делать рентгеновские снимки суставов, чтобы исключить дисплазию. К тому же собака должна пройти курс дрессировки. Немецкая овчарка должна владеть основами защитно-караульной службы и пройти общий курс дрессировки. Без этих документов собаки к выставке не допускаются.

Умны, преданны и отважны

Пока собачки резвятся на выгульной площадке, Ирина рассказывает мне об особенностях их характера.

Вон Марселина. Когда ее привезли, ей было десять месяцев. А Кене, одной из любимых собак Ирины, было тогда уже восемь лет. И молодая собачка решила, что теперь она будет любимицей хозяйки. На почве ревности собаки стали враждовать не на жизнь, а на смерть. Дрались так, что и кобелям такое не снилось.

— Я поняла, что надо их как-то развести. Предложила Кену одной знакомой. Через пару дней она звонит мне и плачет. Говорит, что Кена так тоскует, что не воет, а рыдает, как человек, и все время за ворота смотрит. Мы с мужем решили ехать, несмотря на позднее время. Как она радовалась мне! Назад ехали, так она мордочку с моего плеча не убирала всю дорогу. А в глазах такая преданность, такая любовь! У меня сердце кровью обливалось, я решила, что никогда с Кеной больше не расстанусь. С тех пор Кена перестала на Марселину бросаться, да и молодая тоже остепенилась. Собаки словно договорились между собой. А Кена, прожив свой век, умерла на руках у Ирины.

Немецкие овчарки, по словам Ирины, до самозабвения преданы человеку. Готовы пожертвовать собой ради защиты хозяина.

— Однажды я гуляла с собакой, встретила знакомую, — рассказывает Ирина. Предупредила, чтоб она резких движений не делала, пока мы беседуем. Она, конечно же, не удержалась и махнула рукой. Тут же собака бросилась в атаку, я еле удержала ее. Это не злоба, это знание своих обязанностей. Хорошей немецкой овчарке не нужна команда «Фас», она и так знает, что ей делать, если хозяин в опасности. При всем при этом, по словам Ирины, за многолетнее общение с немецкими овчарками она ни разу не была ими укушена.

Эти собаки прекрасно относятся к детям. Родственники Цуркиной, взяв у нее собаку, были поражены, как она ласково обходилась с ребенком. И дитя платило ей ответными чувствами. Доходило до того, что девочка забиралась в собачью будку, чтобы поспать со своим любимцем.

Сергей ИВАЩЕНКО

Фото автора

Наверх